Рефераты. Методика изучения высших чувств - (реферат)

p>Особенно важное значение на современном этапе приобретает концепция психического развития умственно отсталого ребенка, которую выдвинул Л. С. Выготский–один из первых исследователей олигофрении. Рассматривая процесс развития умственно отсталого ребёнка как единым процесс, где последующий этап развития зависит от предыдущего. А каждый последующий способ реагирования зависит от реагирования ранее, Л. С. Выготский указывает на необходимость различать первичный дефект и вторичные осложнения развития. Л. С. Выготский отмечал, что нельзя выводить особенности психики умственно отсталого ребёнка из основной причины его отсталости –факта поражения его головного мозга. Это значило бы игнорирование процесса развития. Отдельные особенности психики находятся в чрезвычайно сложном положении к основной причине.

Важнейший вывод, к которому приходит Л. С. Выготский, что умственно отсталый ребёнок "принципиально способен к культурному развитию, принципиально может выработать в себе высшие психические функции, но фактически оказывается часто культурно недоразвитым и лишённым этих высших функций " (10, 29). И объясняется это историей развития умственно отсталого ребёнка, т. е. когда биологическая неполноценность лишает его возможности своевременно усваивать культуру человечества. Л. С. Выготский выдвинул глубоко содержательную концепцию психического развития умственно отсталого ребёнка, которая не потеряла своей актуальности и сегодня. На современном этапе разрабатываются вопросы дифференциации индивидуального подхода при обучении и воспитании детей, у которых умственная отсталость вызвана этиологическими факторами и психическое состояние которых также различно. Рассматриваются также сложные вопросы формирования личности и характера умственно отсталых детей.

Достаточно хорошо изучены особенности мышления, восприятия, памяти, речи, особенности психического развития аномального ребёнка. Но остаются, в частности еще малоизученные эмоции и чувства умственно отсталого ребёнка. В этой области можно отметить работы В. К. Кузьминой, М. С. Певзнер, В. И. Лобовского, С. С. Ляпидевского, Б. И. Шостака, Л. В. Занкова. Однако в этих работах проблема эмоций и чувств умственно отсталого ребёнка затрагивается лишь косвенно. Важность и огромное значение изучения проблемы эмоциональной сферы аномального ребёнка несомненны. Знать её особенности–значит прямо и апосредованно воздействовать на неё с целью сглаживания и коррекции имеющихся недостатков.

Каковы же они эти особенности? Что представляет собой эмоциональная сфера аномального ребёнка?

1. 6. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ АНОМАЛЬНОГО РЕБЁНКА.

Развитие аномального ребёнка понимается как сложные процесс, при котором дефект возникает в результате нарушения тех или иных функций, необходимых для нормального психического развития. Тот или иной тип аномального развития зависит от места, занимаемого этой функцией в общем психическом развитии, и от того, на каком этапе развития наступает нарушение. В одних случаях нарушаемыми могут оказаться основные свойства нервных процессов, т. е. сила, уравновешенность или подвижность, что оказывает влияние на дальнейший ход развития ребёнка. В других случаях это нарушение может касаться какой-нибудь частной психической функции, например зрительного и слухового восприятия, двигательных компонентов речи, двигательной сферы, эмоционально-волевой сферы. Этот частный дефект может вызвать системное нарушение, задержать общее и психическое развитие ребёнка. Развитие ребёнка, имеющего тот или иной дефект, идёт своеобразно. Своеобразие развития определяет, во-первых, характером аномалии (неполноценностью зрения, слуха, речи, умственной недостаточностью), тяжестью нарушения или времени его наступления; во-вторых, особенностью компенсации дефекта, которая зависит и от характера обучения и воспитания, и от особенностей общения аномального ребёнка с окружающими детьми и взрослыми. Без глубокого психологического исследования невозможно учесть особенности аномального развития ребёнка. Этим занимается отрасль психологии, которая называется специальная психология. Одной из областей специальной психологии является психология умственно отсталого ребёнка (или олигофрения). Психология ребёнка олигофрена занимается изучением своеобразия развития психики умственно отсталого ребёнка, путей формирования его личности, резко меняющегося хода его развития в зависимости от характера обучения и воспитания, сохранных возможностей, на которые можно опереться при обучении и воспитании тех или иных качеств, путей компенсации дефекта.

Одной из важных характеристик личности ребёнка-олигофрена является незрелость его эмоциональной сферы.

Эмоции и чувства играют существенную роль в развитии личности. У ребёнка-олигофрена наличие в эмоциональной сфере грубых первичных изменений способствует своеобразному психопатологическому формированию характера, новых отрицательных его качеств, резко осложняющих коррекцию основного психического дефекта. Вот почему изучение эмоций и чувств умственно отсталого ребёнка, их формирование и воспитание имеют столь важное значение.

Как и все другие дети, умственно отсталые дети на протяжении всех лет своей жизни развиваются. С. Л. Рубинштейн подчёркивал, что "Психика развивается даже при самых глубоких степенях умственной отсталости.... Развитие психики –это специфика детского возраста, пробивающаяся сквозь любую, самую тяжелую патологию организма" (31, 42).

Наряду со специфичным развитием психики происходит своеобразное развитие эмоциональной сферы умственно отсталого ребёнка, проявляющееся, прежде всего, в незрелости.

Незрелость эмоций и чувств умственно отсталого ребёнка обусловлена в первую очередь особенностями развития его потребностей, мотивов и интеллекта. У олигофрена-школьника недоразвитие личности наиболее ярко проявляется в игровое деятельности.

Н. Л. Коломинский отмечает, что "Умственно отсталый ребёнок пассивен в игре, она для него не становится как для нормального школьника моделью приобретения социального опыта. Недаром неумение активно играть считается важным диагностическим показателем умственной отсталости" (18, 9). Это объясняется тем, что у ребёнка-олигофрена очень слабо развиты потребности в новых впечатлениях, любознательность, познавательные интересы, мало выражены побуждения к осуществлению новых видов деятельности. Его деятельность и поведение подвержены влиянию непосредственных, ситуативных побуждений внешних воздействий. Симптомами нарушения эмоциональной сферы являются раздражительность, повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, неусидчивость, отсутствие опосредованной мотивации. В отличие от нормального школьника, у ребёнка-олигофрена не происходит формирование социальных чувств.

Незрелость в эмоциональной сфере в школьном возрасте ещё резче проявляется в школьный период, когда перед ребёнком ставятся задачи, требующей сложной и опосредованной формы деятельности. Школьный возраст отличается рядом особенностей, которые не имеют места на равных этапах развития детей, и требуют от ребенка совершенно новых видов психической деятельности. Если в дошкольном возрасте ребёнок развивался в процессе игры и общения с окружающими, то в школе он попадает в условия обучения по твёрдой программе. Изменяется тип ведущей деятельности из игровой в учебную, перестраиваются мотивы. Основным мотивом становятся указания учителя. Для эмоциональной сферы умственно отсталого ребёнка характерны малодифференциированность, бедность переживаний. Как отмечает С. С. Ляпидевский и Б. И. Шостак, его "чувства однообразны, неустойчивы, ограничиваются двумя крайними состояниями (удовольствие или неудовольствие), возникают только при непосредственном воздействии того или иного раздражителя" (21, 41). То есть, переживания умственно отсталого ребенка примитивны и еще нет дифференцированных тонких оттенков переживаний. Это объясняется тем, что у ребёнка есть наличие примитивных потребностей. Вместе с тем отмечается живость эмоций у ребёнка –олигофрена (приветливость, доверчивость, оживленность), наряду с поверхностью и непрочностью. Такие дети легко переключаются с одного переживания на другое, проявляют несамостоятельность в деятельности, лёгкую внушаемость в поведении и играх, следуют за другими детьми.

Кроме того, у детей-олигофренов часто бывают неадекватные воздействиям эмоции и чувства. У одних детей наблюдается чрезмерная лёгкость и поверхностная оценка серьёзных жизненных событий. Слабость мысли, интеллекта умственно отсталого ребёнка и незрелость, примитивность мотивационно-потребностной сферы тормозят у них формирование высших чувств.

Изучение эмоций и чувств такого ребёнка, правильное их формирование и воспитание, способствует формированию его характера, новых положительных свойств личности и в конечном итоге, коррекции основного психического дефекта.

II. ГЛАВА. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ У НОРМАЛЬНЫХ И АНОМАЛЬНЫХ ДЕТЕЙ.

    2. 1. ХАРАКТЕРИСТИКА БАЗЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Общеобразовательная школа-интернат №2 находится по адресу: г. Мариуполь, переулок Космический, 1. Здание школы строилось 50 лет назад, имеет 4 этажа, 2 корпуса: учебный и спальный. В школе-интернате №2 дети находятся круглосуточно, только на выходные уезжают по домам.

В интернате большой педагогический коллектив, служебный персонал, медики, социолог, логопед и даже есть штатный психолог. Все педагоги и воспитатели имеют высшее образование и большинство из них высшую степень квалификации. Всего в школе обучается 1500 учеников: 2 – первых класса, 3 – вторых класса, 3 – третьих класса, 3 – пятых класса, 2 – шестых класса, 3 – седьмых класса, 3 – восьмых класса и 2 - девятых класса. Имеются классы, в которых обучение ведется на украинском языке. В администрацию школы входят 4 человека: директор, завуч, старший воспитатель и педагогический организатор.

Вспомогательная школа-интернат для умственно отсталых детей, тоже находится в г. Мариуполе по адресу: проезд Шопена, 4.

Здание школы было изначально построено с двумя корпусами: спальным и учебным, но недавно, второй корпус отделили и заняли под общественную школу №24. Во вспомогательной школе не большой, но высококвалифицированный педагогический и воспитательский состав. Почти все преподаватели имеют специальное дефектологическое образование.

Всего в школе 900 учеников. У всех поставлен диагноз: умственная отсталость в степени дебильности. В классах по 13–15 человек, что предполагает индивидуально-дифференцированный подход к учащимся.

На 4-м этаже расположен спальный корпус, на 3-м и 2-м –учебные классы, на 1-м: вся администрация, столовая, кабинет психолога. Так как в школе обучаются больные дети, то за ними постоянно ведут наблюдение психиатр, детский педиатр и 2 медсестры.

Большое внимание уделяется социально-бытовой ориентации учащихся. Во дворе здания имеются отдельные постройки, предназначенные для уроков труда.

    2. 2. ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДИК.
    МЕТОДИКА "ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ".

ЦЕЛЬ: Установить зависимость производительности запоминания от чувств. Необходимый материал: Список из 30 слов: 10 из них связаны с чувством удовлетворения (обозначаются знаком "+"), 10– с чувством неудовлетворения (обозначаются знаком "–"), и нейтральные 10 (обозначаются знаком "О"). Бумага (О)

    Любовь (+)
    Злодей (-)
    лампа (О)
    число (О)
    буква (О)
    стипендия (+)
    мечта (+)
    театр (+)
    печаль (-)
    мел (О)
    грязь (-)
    цветок (+)
    поэзия (+)
    измена (-)
    танцы (+)
    змея (-)
    карандаш (О)
    стенка (0)
    война (-)
    драка (-)
    свидание (+)
    дом (О)
    поцелуй (+)
    экзамен (+)
    ненависть (-)
    смерть (-)
    окно (О)
    торт (+)
    тетрадь (О)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.