Психологические особенности различных категорий абонентов “ТД” Как показывает анализ, среди позвонивших на “ТД”- представители самых разных социальных слоев: школьники, студенты, учащиеся ПТУ и колледжей, рабочие, бизнесмены, учителя, врачи, журналисты, музыканты, домохозяйки, военнослужащие, пенсионеры, участники военных событий в Афганистане и Чечне, “воры в законе”, наркоманы, алкоголики, проститутки, лица с нетрадиционной половой ориентацией.
60 % обратившихся –женщины, 40 % - мужчины. При этом среди подростков количество обращений девушек и молодых людей примерно одинаково, а после 24 лет процент женских звонков увеличивается.
И мужчины, и женщины предъявляют самый широкий круг проблем. Чисто женской и чисто мужской тематики немного: у женщин– обращения по поводу абортов и изнасилований, у мужчин – проблемы с потенцией. Возраст обратившихся на “ТД”- от 3 лет до пожилого возраста. Интересная информация содержится в анализе возраста клиентов: Таблица 4
Возраст обратившихся на “ТД” – от 3 лет до пожилого возраста. 1996 год 1997 год 1998 год (январь - апрель) 1998 год (сентябрь март 1999 Март-1999 по июнь 2000 года Средние показатели за 1996-2000 гг. До 13 лет 10 % 26 % 13 % 16 % 9 % 16 % 13-17 лет 42 % 39 % 35 % 53 % 32 % 38 % 17-24 гг. 24 % 13 % 15 % 13 % 21 % 18 % 24-30 лет 9, 5 % 9 % 15 % 7 % 12 % 11 % 30-45 лет 9, 6 % 9 % 16 % 7 % 16 % 12 % 45-60 лет 3, 8 % 3 % 4, 6 % 4 % 7 % 3, 8 % Старше 60 лет 1, 1 % 1 % 1, 4 % 2 % 3 % 1, 2 %
Выделим более четко возрастные группы, чтобы определить основные тенденции: Таблица 5 Возраст 1996 г. 1997 г. 1998 г. (январь -апрель) 1998 г. (сентябрь - декабрь) Март 1999 г. - июнь 2000 г. Средние показатели за 1996-2000 гг. До 17 лет 52 % 65 % 48 % 69 % 41 % 55 % 17-30 лет 33, 5 % 22 % 30 % 20 % 33 % 27, 7 % 30 и старше 14, 5 % 13 % 22 % 11 % 26 % 17, 3 %
Из таблицы 5 видно, что при наметившейся динамике к увеличению обращений граждан старше 30 лет, все же более 80 % обратившихся за 1996-2000 годы представляют собой молодежь. Графическая интерпретация данных наглядно представлена в виде диаграммы (приложение 1).
В 1999 - 2000 годах наметилась тенденция к сокращению обращений подростков, увеличению обращений в возрастных группах от 17 до 30 и от 30 и старше. Подобный сдвиг в обращениях различных возрастных групп может иметь несколько причин:
Увеличение времени дежурства позволило дозвониться до “Телефона Доверия”большему количеству абонентов. Таким образом, видимо среди не дозвонившихся клиентов основную массу представляют более старшие возраста, у которых нет времени или возможности по нескольку часов подряд дозваниваться до“Телефона Доверия”. Основная масса обращений подростков перешла на дневные часы дежурства, а вечернее и ночное время освободилось для представителей старших возрастов, которые только в это время и возвращаются с работы.
Возможно, рост авторитета службы, распространение хороших отзывов о работе “Телефона Доверия” привели к тому, что ему “поверили” и те, кто раньше скептически относился к подобным службам. Введение оплаты за разговоры с городских таксофонов. Анализ содержания обращений граждан на “ТД”
Отмечается тенденция к сокращению информационных обращений граждан, обращений в которых запрашивается информация по различным сферам (право, здоровье, социальное обеспечение, инвалидность и т. п. ). Одновременно второй тенденцией является исключение из запрашиваемой информации тем, не связанных с оказанием психологической помощи. Таким образом, деятельность“Телефона Доверия”в течение 4 лет сформировала определенный образ Службы у населения - как службы психологической помощи. По другим вопросам на“ТД” в последнее время не обращаются. Наибольшее количество обращений можно распределить по следующим тематическим разделам (таблица 6): Таблица 6 Тема консультации 1996г. 1997г. 1998г. 01-04 1998г. 10-12 1999г. 2000г. 1996 -2000 гг. Проблемы, связанные с любовными отношениями 21, 8 24, 5 22, 1 15, 4 19, 3 17, 1 20 Проблемы психического и соматического здоровья 5, 8 4, 0 4, 1 2, 8 4, 4 4. 2 4, 2 Проблемы, связанные с сексуальными отношениями 5, 5 7, 7 6, 9 4, 0 4, 6 5, 6 5, 7 Взаимоотношения со сверстниками 5, 2 5, 9 5, 3 5, 6 4, 7 5, 1 5, 3 Обращения по поводу проблем других людей 5, 1 0, 8 2, 2 1, 5 2, 2 2, 5 2, 4 Проблемы принятия себя 4, 7 5, 4 4, 0 3, 3 6, 1 5, 0 5, 2 Взаимоотношения с родителями 4, 1 5, 3 6, 4 3, 7 3, 8 4, 6 4, 7 Проблемы семейных отношений 3, 4 3. 1 3, 8 1, 5 4, 7 6, 3 3, 8 Религиозные и духовные проблемы 2, 3 2, 1 0, 4 0, 1 0, 3 0, 4 0, 9
Обращения лиц с нарушенной психикой (патологический клиент) 1, 5 1. 0 0, 8 1, 2 1, 8 3, 1 1, 6 Учебные и профессиональные проблемы 1, 3 1, 5 1, 1 1, 5 1, 6 2, 1 1. 5 Проблемы социальной адаптации 1, 1 1, 7 0, 6 1, 4 2, 4 1, 8 1, 5 Проблемы самоубийств (суицид) 0, 9 1, 1 1, 1 0, 6 1, 02 1, 2 1
Возрастает количество обращений по причине суицидальных мыслей и действий (более 20 обращений в месяц), семейных проблем ( более 110 человек в месяц). Обращения по семейным проблемам возросло в последнее время почти в два раза. В два раза возросло число обращений патологических абонентов. Как видно из таблицы 6, в течение последних трех лет сохраняется тенденция представленности одних и тех же тем консультаций в примерно одинаковых количественных показателях. Преобладание этих групп заявленных проблем объяснятся возрастом обратившихся (около 80 % из них молодежь). Более старшая возрастная группа, увеличившаяся в 1998 году, привнесла увеличение обращений по вопросам семейных отношений, переживанию состояний горя и одиночества, вопросам алкогольной зависимости.
Если по вопросам формирования алкогольной зависимости в 1997 году в среднем было 0, 66 % обращений в месяц, то в 2000 году более одного процента (это более 25 человек в месяц).
С 0, 3 % обращений в 1998 году до 0, 6 % (11 обращений в месяц) выросла представленность проблемы наркомании и токсикомании.
В среднем 22 обращения в месяц по поводу нежелательной беременности (около 50 обращений в месяц). 15 обращений по поводу сексуального насилия. В среднем с 1 % до 9, 8 % в месяц в 2000 году выросло количество обращений по вопросам одиночества (около 200 обращений в месяц).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10