Рефераты. Мышление. Понятие мышления - (лекции)

p>В результате повторных действий наряду с навыками формируются при вычки. Привычки - упрочившиеся действия, выполнение которых становится потребностью (например, привычка мыть руки перед едой). Положительные привычки, становясь стереотипными действиями, облегчают выполнение об щепринятых норм и правил. Навыки и привычки являются основой простых действий.

В каждом простом действии различаются сенсорный, центральный, мо торный и контрольно-корректирующий компоненты.

Вы издалека увидели приближающийся транспорт и освободили ему доро гу. В этом движении можно выделить все четыре его компонента. Восприя тие транспорта - сенсорный компонент, мысль о том, что опасно стоять близко к проезжей части дороги - центральный мыслительный компонент, непосредственное передвижение - моторный, двигательный компонент и удостоверение в том, что вы передвинулись в безопасную зону - конт рольный компонент.

В различных движениях тот или иной из первых трех компонентов при обретает ведущее значение. Так, при стартовом рывке биатлониста веду щим является моторный компонент, а при стрельбе по мишени, когда успех действия зависит, главным образом, от зрительной работы, ведущее зна чение переходит к сенсорному компоненту. При игре в шахматы или при записи формулы на доске, несмотря на наличие сенсорного и двигательно го компонентов, ведущим является центральный, мыслительный компонент действия.

Во многих движениях ведущими являются сенсорный и моторный компо ненты. Эти движения называются сенсомоторными реакциями. Например, на жим водителя на тормоз при появлении человека на проезжей части доро ги. Но в зависимости от уровня психического развития человека, его опыта, знаний и других индивидуальных особенностей каждый человек осу ществляет деятельность характерными для него способами.

Способы действия людей отличаются количеством промежуточных опера ций, объединенностью отдельных операций, точностью и быстротой дейст вия.

У каждого человека вырабатываются стереотипные, привычные способы выполнения повседневных действий - характерный способ удерживания предметов (ручки, сигареты, ложки, ножа и т. п. ), своеобразная манера использования вещей. Опытные криминалисты устанавливают характерный для данного человека способ его действия. На этой основе в ряде случа ев осуществляется идентификация личности преступника. Физические дей ствия - движения - имеют определенные механические характеристики: траекторию, скорость или темп (скорость повторяемости циклов) и силу. Во многих случаях успех деятельности зависит от времени реакции (от скорости ответного действия на внешний сигнал).

Так, от скорости реакции на сигнал опасности зависит безопасность, от скорости реакции вратаря - исход хоккейного матча, от скорости ре акций оператора у пульта управления - безаварийность работы. Время реакции зависит от готовности реагировать на соответствующий сигнал, от типа нервной системы, возраста и пола человека, его психи ческого состояния. Так, одни люди реагируют на световой сигнал через 200 миллисекунд (0, 2 с. ), адругие - через 100 миллисекуд (0, 1 с. ). Не одинакова скорость реакции на разные виды физических раздражителей. На звуковые сигналы она несколько выше, чем на световые.

Различается время простой реакции - однозначная реакция на один раздражитель (например, нажатие на педаль тормоза при появлении крас ного сигнала светофора), и время сложной реакции, когда принимается решение о выборе одной реакции из ряда возможных. Время сложной реак ции значительно больше времени простых реакций. Время сложной реакции зависит от различимости раздражителей, от количества сигналов, подле жащих различению, от числа возможных реакций и их сложности. Наряду с сенсомоторными реакциями различается время словесно-ассо циативной реакции. Реагировать словом труднее, чем движением, словес ные реакции более замедленны (на 0, 3-0, 5 с. ).

Время реакции значительно повышается в конфликтной и тревожной си туации.

Исполнение внешнего действия осуществляется системой движений. Эти движения постоянно контролируются на основе данных, поступающих в мозг от разных органов чувств - сенсорный контроль.

Физическое действие совершается благодаря непрерывному мышечному и зрительному, а иногда и слуховому контролю.

Рассмотренные выше простые действия, операции (навыки) не имеют сложной структуры, они не требуют значительных волевых усилий. Более сложную структуру и волевую регуляцию имеют деятельность в целом и от дельные сложные волевые действия.

Структура и волевая регуляция деятельности и сложных действий. Сложное волевое действие состоит из последовательного решения ряда частных промежуточных функциональных задач. Общая система этих функци ональных задач, характерная для любого вида деятельности, и составляет структуру деятельности.

Осуществляя деятельность, человек прежде всего осознает ее необхо димость для удовлетворения той или иной потребности.

Потребности могут быть удовлетворены разными предметами, объектами, условиями, а овладение этими предметами или достижение необходимых ус ловий может быть осуществлено разными способами.

Само действие возникает и осуществляется на основе мотивации. Не редко у человека возникает ряд противоречивых, но одинаковых по силе доводов в пользу разных действий - происходит борьба мотивов, сопро вождающаяся волевым усилием (но противоборство мотивов не является обязательным признаком волевого действия).

Приняв решение; наметив цель действия, человек соотносит ее с имею щимися условиями, то есть осознает задачу действия и намечает способы ее решения. Далее, привлекая соответствующие знания, человек создает умственный образ действия - ориентировочную ею основу. При этом также проявляется волевое усилие, так как из ряда возможных схем данного действия следует выбрать лишь одну. Только после этого человек перехо дит к исполнению данного действия, преодолевая при этом ряд внешних и внутренних препятствий. Достигнув соответствующих результатов, человек осознает их соответствие потребностям. Такова структура сложного воле вого действия.

    Краткая характеристика этапов волевого действия:

1. Осознание вариативных возможностей удовлетворения потребностей, борьба мотивов (стадия предрешения). Потребность допускает вариатив ность возможностей ее удовлетворения. Процесс выбора одной из этих возможностей - это процесс формирования цели действия.

В сложном волевом действии этот выбор нередко сопровождается столк новением противоречивых побуждений - борьбой мотивов. Борьба мотивов может быть кратковременной и очень длительной, связанной с большой затратой нервной энергии (иногда очень мучительной). Борьба мотивов противоборство различных желаний.

Прежде чем желание превратится в цель деятельности, человек оцени вает, обосновывает его, взвешивает все "за" и "против". Особенно нап ряженно борьба мотивов происходит между желаниями лично и социально значимыми, между доводами чувства и разума. Эта напряжемдБC++A¦+QWPZ__EAK++¦XAK+WPA_+KI++]Q-A_+Q[глубины и быстроты, различным соотноше нием анализа и синтеза - аналитическое или синтетическое мышление ин дивида.

    Общие закономерности мышления

Мышление - это непрерывное взаимодействие мыслящего субъекта с объектом познания. Это взаимодействие всегда осуществляется в целях разрешения какой-то проблемы, оно основано на анализе и синтезе и име ет своим результатом новое обобщение. Таким образом, можно считать, что проблемность, анализ-синтез и обобщенность являются общими психо логическими закономерностями мышления.

Проблемность мышления. Мышление всегда возникает в связи с решением какой-либо проблемы, а сама проблема возникает из проблемной ситуации. Проблемная ситуация - это такое обстоятельство, в котором человек встречается с чем-то новым, непонятным с точки зрения имеющихся зна ний. Эта ситуация характеризуется возникновением определенного позна вательного барьера, трудностей, которые предстоит преодолеть в резуль тате мышления. В проблемных ситуациях всегда возникают такие цели, для достижения которых имеющихся средств, способов и знаний оказывается недостаточно.

Встречаясь с фактами преступности, следователь обычно сталкивается с проблемной ситуацией. В его распоряжении первоначально оказываются лишь некоторые факты, которые побуждают к поиску, но являются недоста точными для раскрытия преступления.

Проблема - особая разновидность вопроса, ответ на который не содер жится в нашем опыте и знаниях и поэтому требует соответствующих прак тических и теоретических действий. Проблема сосредоточивает наше вни мание на недостаточности или отсутствии знаний (это знание о незна нии).

Проблема - это осознание необходимости нового познания. Не любая умственная деятельность является решением проблемы. Например, решая задачу известным нам способом, мы осуществляем умственную деятель ность, но не решаем проблемы. Познание, открытие новых, пока еще неиз вестных сторон объекта всегда осуществляется через отношения, взаимо связи, в которых эти свойства проявляются.

Мышление - это познание того, что не дано непосредственно, но нахо дится в определенном отношении к тому, что дано.

Взаимодействие анализа и синтеза. Всякий акт мышления, каждая мыс лительная операция основаны на анализе и синтезе. Как известно, основ ным принципом высшей нервной деятельности является принцип анализа и синтеза. Мышление как функция мозга также основано на этом принципе. На анализе и синтезе основаны все ступени мыслительного процесса. Всякий поиск ответа на какой-либо вопрос требует и анализа и синтеза в их различных связях (производными от анализа и синтеза мыслительными операциями являются абстракция и обобщение).

Анализ - выделение тех сторон объекта, которые существенны для ре шения данной задачи; это выявление строения исследуемого объекта, его структуры, расчленение сложного явления на простые элементы, отделение существенного от несущественного.

Анализ дает ответ на вопрос: какая часть целого обладает определен ными признаками. Например, анализируя следы преступления, следователь выделяет только те из них, которые имеют доказательственное значение. Результаты анализа объединяются, синтезируются.

Синтез - объединение элементов, частей, сторон на основе установле ния существенных в определенном отношении связей между ними. Основным механизмом мышления, его общей закономерностью является анализ через синтез: выделение новых свойств в объекте (анализ) осу ществляется через соотнесение его (синтез) с другими объектами. В про цессе мышления объект познания постоянно включается во все новые связи и в силу этого выступает во все новых качествах, которые фиксируются в новых понятиях; из объекта, таким образом, как бы вычерпывается все новое содержание; он как бы поворачивается каждый раз другой своей стороной, в нем выявляются все новые свойства.

Анализ и синтез, взаимопереходя друг в друга, обеспечивают непре рывное движение мысли все к более и более глубокому познанию сущности явлений. Процесс познания начинается с первичного синтеза - восприятия нерасчлененного целого (явления, ситуации). Далее на основе анализа осуществляется вторичный синтез. Получаются новые знания об этом це лом, а это познанное целое вновь выступает как база для дальнейшего глубокого анализа и т. д.

Анализ - вычленение таких свойств (сторон) объекта, которые имеют существенное значение для последующего синтеза, обобщения. При этом проявляются такие закономерности мышления как селективность - избира тельное вычленение одноплановых сторон объекта и рефлексивность контроль над течением мыслительного процесса (рассуждение человека с самим собой), самоотчет мышления перед самим собой. При анализе разви вающихся событий возникает особая разновидность аналитического мышле ния - антиципация - предвосхищение возможного наступления новых собы тий, предвидение возможных результатов определенных действий. Способ ность представить возможные варианты развития событий, возможные пути решения проблемы - дивергентность мышления.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.