Академик А. П. Ершов понимает под компьютерной грамотностью “владение навыками решения задач с помощью ЭВМ, умение планировать действия и предвидеть их последствия, понимание основных идей информатики, представление о роли информационных технологий в жизни общества”[9].
Соотношение понятий компьютерная, информационная грамотность и информационная культура.
Состав информационной техносферы как основы информационной среды общества. - обзор разновидностей портативных ПК[5].
1 группа: программируемые калькуляторы, электронные записные книжки(органайзеры); 2 группа: карманные компьютеры;
3 группа: компьютеры с перьевым вводом(персональные цифровые секретари); 4 группа: ПК-блокноты(notebook); 5 группа: ПК-субблокноты 6 группа: переносные ПК; 7 группа: портативные рабочие станции.
Системы видеотекста, при помощи которых можно получить любую информацию из библиотеки(архива), не выходя из дома в любое время дня и ночи.
Телекоммуникационные системы- обзор используемых сетей. Интернет как средство коммуникации. По некоторым оценкам количествор компьютеров, имеющих доступ к каким-либо сервисам Интернет весной 1995 года приблизилось к 30 млн. Интернет можно рассматривать с разных позиций:
- наиболее узкое представление. Интернет - это объединение сетей, непрерывно связанных между собой так, что любой компьютер в сети “видит” любой другой, т. е. может передать ему пакет данных и получить ответ за доли секунды; - наиболее широкое представление. Интернет - это кибернетическое пространство, идеалистическая субстанция, рождающая киберкультуру со свои образом мыслей, своим языком. Литература:
1. Колин К. К. Социальная информатика - научная база постиндустриального общества // Социальная информатика-94. М. , 1994.
2. Кочетов А. Н. Интеллектуальный потенциал общества. Саратов, 1991. 3. Вовканыч С. И. , Парфенцева Н. А. “Социальный интеллект”: метафора или научное понятие // Социс, 1993, № 8, с. 153.
4. Ермакова Е. Не дайте себя оболванить и купить! // Правда, 12 октября 1995 года.
5. Кулаков В. Мир портативных ПК // Hard n soft, сентябрь 1994 г. , с. 16-28. 6. Михайловский В. Н. Формирование научной картины мира и информатизация. С. -Петербург, 1994, с. 56.
7. Медведева Е. А. Основы информационной культуры (программа курса для вузов) // Социс, 1994, № 11, с. 59.
8. Каныгин Ю. М. , Маркашов В. Е. Информатизация: социальный аспект // Вестник ВОИВТ, 1990, № 2, с. 31.
Выступление Ракитова А. И. в Миннауке , статистика по российскому научному потенциалу.
9. Ершов А. П. Информатизация: от компьютерной грамотности учащихся к информационной культуре общества // Коммугист, 1988, № 2, с. 82-92. Тема 7 Информационный образ жизни: общество и личность в условиях информатизации
В условиях развертывания информатизации каждое из диалектически взаимосвязанных начал человека: физическое, психическое и социальное требует специального учета, т. к. только в этом случае новые возможности информационного общества могут быть в полной мере использованы для всестороннего развития человека. Неучет специфики этих начал человека, стихийная информатизация чревата трудно прогнозируемыми в полной мере отрицательными общественными последствиям информатизации.
1. Учет физического начала. Проблемы адаптации людей с ограниченными физическими возможностями в современной информационной среде.
Люди с ограниченными физическими возможностями требуют особого подхода к разработке прежде всего устройств ввода- вывода информации в ЭВМ. Например: во многих странах мира для слепых и слабовидящих людей широко применяются специальные синтезаторы, позволяющие осуществлять голосовой ввод информации; практически полностью потерявшие подвижность могут осуществляють работу на компьютере, ввод информации движением глаз при помощи специальных шлемов. В России создана специальная программа по компьютерной технике, адаптированной для лиц, имеющих различные физические отклонения (например, в Москве разработана и успешно применяется компьютерная методика для лечения косоглазия у детей , что очень важно, так как в каждой тридцатой семье ребенок страдает этим заболеванием); существуют специальные компьютерные залы, а также центры подготовки специалистов из числа людей с ограниченными возможностями. Необходима разработка программ занятости с использованием компьютеров на дому для людей, не имеющих возможности перемещаться на работу. Реализация таких программ позволит обществу не потерять деятельностный, образовательный и интеллектуальный потенциал людей, а также снизит социальную напряженность.
2. У людей различна психологическая устойчивость к процессам информатизации. Необходимо точное определение предельно допустимых нагрузок на психику у различных социальных групп в условиях возрастающих потоков информации. Особого внимания требуют женщины, принявшие на себя основной “удар” в области практической компьютерной работы. Далее, например, известно, что наиболее подвержены “зомбированию” [15 зомби - восставший мертвец, автоматически выполняющий команды]по телевидению молодежь и люди пожилого возраста. Необходимо правовое ограничение объема и содержания телевизионного воздействия, разработанное на базе глубоких научных исследований психологов.
На повестке дня активное развитие научного направления - информационной (компьютерной) психологии. Эта наука, видимо, должна исследовать такие проблемы, как:
- страх человека перед стремительно совершенствующейся информационной техникой, ростом и усложнением информационных потоков (компьютерофобия); - “информомания” как болезнь человека, отдающего приоритет общению с ЭВМ, а не с людьми; - утомляемость людей при работе на компьютере и т. д.
Уже появился термин “киберболезнь”, которой подвержены люди, часто находящиеся в виртуальной реальности.
Должны создаваться соответствующие рекомендации для разработчиков ЭВМ, специалистов по эргономике, а также пользователей.
Значительные наработки в этом направлении уже есть. Так, например, люстра, изобретенная выдающимся русским биофизиком А. Л. Чижевским , насыщая воздух аэроинами, нейтрализует смог положительных ионов в компьютерных помещениях, компенсирует потери отрицательных зарядов в организме человека, снимает усталость и стрессы. Ряд монохромных ноутбуков имеют большой жидкокристаллический экран , дающий до 64 оттенков серого цвета, что снижает утомляемость глаз.
В социально-экономическом отношении очень важна практическая реализация уже имеющегося нормативного положения о доплате лицам, постоянно использующим в своей работе компьютерную технику.
3. Каждая социальная группа имеет свой специфический вариант социализации, а это значит, что в условиях информатизации все современные средства коммуникации и компьютеры должны делать учет этой специфики более совершенным, а не нивелировать ее, стандартизуя человека.
Остановимся на основных социальных проблемах и вариантах их решения в условиях информатизации: - проблема языковой коммуникации.
Языковая коммуникация составляет ядро информатизации. Значит, электронные средства информатизации должны органически встраиваться в сеть естественно сложившейся для каждого человека языковой среды. В условиях России широкое распространение нерусифицированных программных средств, формирование общественного мнения о нормальности подобной ситуации - тяжелая по перспективным последствиям социальная проблема.
Должны быть разработаны средства информатики и компьютерной лингвистики массового применения. Имеющиеся средства не соответствуют социальным потребностям либо по уровню доступности, либо по цене. - информационная безопасность личности.
Под информационной безопасностьюпонимается состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование и развитие в интересах граждан, организаций и государства[1]. Обеспечение информационной безопасности личностиозначает ее право на получение объективной информации и предполагает, что полученная человеком из разных источников информация не препятствует свободному формированию и развитию его личности. В качестве воздействия на личность могут выступать:
- целенаправленное информационное давление с целью изменения мировоззрения, политических взглядов и морально-психологического состояния людей; - распространение недостоверной, искаженной, неполной информации; - использование неадекватного восприятия людьми достоверной информации. Информационные воздействия опасны или полезны не столько сами по себе, сколько тем, что управляют мощными вещественно-энергетическими процессами. Суть влияния информации как раз и заключается в ее способности контролировать вещественно-энергетические процессы, параметры которых на много порядков выше самой информации[2].
Учеными установлено, что пользователи в псевдореальном мире гораздо в большей степени, чем в мире обычном, подвержены внушению и гипнозу. Запрограммировать игровую программу на ту или иную установку не представляет труда. “Виртуальную” систему можно заразить вирусом, который будет кодировать на слова, что позволит в дальнейшем осуществлять “зомбирование”.
За рубежом наблюдение за соблюдением прав граждан в этом отношении компетенция специальных уполномоченных по защите прав граждан в информационных системах[3]. - компьютерная преступность, вирусы.
Компьютерный вирус - специальная программа, составленная кем-то со злым умыслом и способная к саморазмножению. Одну из самых популярных антивирусных программ “AIDSTEST” - ее автор Д. Лозинский обновляет иногда даже дважды в неделю. Попытка создателей вирусов, как правило, молодых людей реализовать себя в вирусописательстве связана с рядом причин: желанием самоутвердиться, “прогреметь”, а также с отсутствием осознанных жизненных целей. Д. Лозинский считает их жалкими созданиями[4]. Информационный образ жизни. Существует два смысла этого понятия:
1. образ жизни людей в информационном обществе, где все стороны жизни в значительной степени пронизываются информационными отношениями, базирующимися на современных информационных технологиях; 2. информационный аспект образа жизни.
Сегодня учеными и специалистами ставится вопрос о необходимости развития информационной экологии, формирующей здоровый информационный образ жизни людей в социальной и природной среде. Соблюдение правил информационной гигиены приводит к сознательно избранному информационному образу жизни, на склоне которой человек не жалеет, что прожил ее зря.
Под образом жизнипонимается система видов жизнедеятельности общества в целом, социальных групп, личности, определяемых социально-экономическими условиями.
Главной чертой образа жизни является его системность, проявляющаяся в том, что входящие в его состав виды деятельности взаимосвязаны между собой: изменение одной из них ведет к изменению другой.
Каковы же составляющие образ жизни виды деятельности? Это: - трудовая; - общественно-политическая; - учебная; - бытовая; -социально-культурная; - досуговая деятельность.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10