Рефераты. Проблема гуманизации человеческой деятельности. Развитие альтруистического поведения как одно из направлений гуманизации - (реферат)

p>Исследования проводились по следующей схеме: детям предъявлялась сказка, после которой проводилась беседа с предложением альтернативного (альтруистического) поведения, за которой следовала ролевая игра, заканчивавшаяся переносом эмоций, пережитых во время восприятия сказки, в реальные жизненные условия. Повторно инициируемое взрослыми сопереживание на основе возникшего сочувствия может вызвать не только появление импульса к содействию, но и его реализацию. Таким образом, динамика эмпатического процесса имеет здесь одностороннюю направленность и развивается по следующему сценарию: сопереживание - сочувствие - импульс к действию - реальное содействие. Как показали эти исследования, при систематической работе по этой схеме, дети из экспериментальной группы, по сравнению с детьми из контрольной группы, реализовывали альтруистическое поведение гораздо чаще и более осознанно.

2. Использование эмпатического взаимодействия ребенка и взрослого как способ научения альтруистическому поведению. Авторы исследований (Аронфрид и Паскаль) положили в основу своих экспериментов идею о том, что удовольствие социализирующего агента от поведения ребенка выступает как подкрепление для него же, т. к. он разделяет это удовольствие. Подкрепление здесь является результатом поступка, а эмпатия - средством для усвоения поведения. В проведенных экспериментах ребенок мог выбирать между“действиями для себя” (нажать на кнопку и получить конфету) и “для другого” (зажечь лампочку и вызвать улыбку у экспериментатора). Выбор “действия для другого”связывается у ребенка с удовольствием экспериментатора. Его улыбка является не знаком социального одобрения, а символом эмоционального состояния, вызывающего аналогичные переживания у ребенка и стимулирующее его к альтруистическому поведению. Авторы исследования высказали предположение, что для альтруистического поведения необходимо зрительно воспринять или осознать эмоциональную ценность своих поступков. И эмпатия, как способность переживать чувства другого, обеспечивает усвоение такого поведения.

3. Множество исследований, по изучению влияния “моделей” и различных факторов, влияющих на проявление альтруистического поведениядетей, было проведено в рамках бихевиоризма. Вот лишь некоторые результаты этих экспериментов.

Дети, наблюдавшие альтруистическую модель (щедрое поведение взрослого) поведения проявили больший альтруизм. Однако недостаточно менторски актуализировать эту норму социальной ответственности перед детьми; необходимо воспитывать альтруизм личным примером. Причем здесь важную роль играет последовательность поведения альтруистической модели: дети больше ценят похвалу щедрого взрослого, последовательного в своих проявлениях и суждениях, чем эгоистичного и непоследовательного. Если агент социализации (взрослый) ведет себя эгоистично, и пытается поощрить альтруистические поступки у детей, то он добивается противоположного результата: поощрение со стороны такого взрослого становиться наказанием (“эффект бумеранга”).

Действия взрослого, удовлетворяющего потребности ребенка, приобретают для него самостоятельное подкрепляющее значение и вызывают с его стороны“немотивированную”имитацию помогающего поведения. С другой стороны, дети, с положительным опытом общения (привыкшие к поощрению от сверстников) больше имитировали позитивную модель поведения.

Воспитание установок на помощь и сочувствие другим наиболее эффективно на материале реальных ситуаций, с последующей реализацией помогающего поведения, чем вербально, на материале обсуждения картинок с изображением людей или животных, нуждающихся в помощи. Причем, максимальное влияние альтруистические установки воспитателя имели только в случае, если между ним и детьми сложились теплые и дружественные отношения.

Альтруистическое поведение возникает чаще после предварительного возбуждения приятных эмоций (например после воспоминаний о самом приятном событии в жизни).

Ряд других экспериментов, позволил выделить некоторые субъект-объектные детерминанты альтруизма:

альтруизм возрастает если субъект получает признание своей высокой компетентности в какой-то области, а также тогда, когда помощь оказывается добровольно;

больший альтруизм проявляется в отношении к человеку который зависим от субъекта альтруистического поведения по сравнению с независимым (аналогично для приятного и неприятного, привлекательного и непривлекательного, знакомого и т. п. );

Было также выявлено тормозное влияние группы на проявление альтруистического поведения: чем больше свидетелей события, требующего такого поведения, тем меньше вероятность его проявления. Это связано с“распределением ответственности”между членами группы, которое ослабляет стыд и страх невмешательства. Однако если группа, от которой требуется проявление альтруизма, объединена, то имеет место обратное -“кумуляция ответственности”. Проведенные эксперименты показали, что группа, объединенная общей задачей, чаще приходит на помощь в экстремальной ситуации, чем разобщенная.

В развитии гуманного поведения у детей большую роль играет отношение родителей к ним. Сочувствие и альтруистическое поведение свойственно детям, родители которых разъясняли им нравственных нормы, а не прививали их строгими мерами. Воспитание гуманных чувств и усвоение нравственных правил - разные стороны единого процесса воспитания, основанного на уважении к ребенку, поэтому при формировании альтруизма в детстве большое значение имеет понимание родителями чувств детей и их участие в делах детей. Другой стороной процесса этого воспитания является собственная нравственная позиция родителей и ее стабильность. Как и было показано выше, дети хорошо“считывают”последовательность поведения родителей. Декларативный гуманизм и противоположное реальное поведения родителей не могут служить базой для воспитания альтруистического поведения. Ряд других педагогических аспектов, влияющих на формирование помогающего поведения у детей будет рассмотрен ниже.

    Гуманизация некоторых видов человеческой деятельности:
    общие направления и конкретные рекомендации

Из сказанного в начале этой работы, можно сделать вывод, что одной из основных проблем человека в современном обществе является потеря веры в себя. Отсутствие веры приводит к безразличию как к себе, так и к другим людям. При этом ценностные ориентиры Современного Человека основываются на идеологии консюмеризма. Поэтому не случайно с середины ХХ века, с начала эпохи Потребителя, в области человекознания появилось множество работ, авторы которых предлагали разные пути гуманизации человеческой деятельности. К ним можно отнести работы в области экзистенциальной философии и гуманистической психологии; появление групп, способствующих личностному росту; появление смежных наук, составные элементы которых считались ранее несовместимыми христианской психологии, а также интеграция западного представления о человеке с восточными духовными практиками и др.

Одним из представителей этого направления является Э. Фромм. Основной проблемой человека сегодня, по его мнению, является безразличие к себе и ориентация на обладание (в противоположность ориентации на Бытие [2 это созвучно представлению М. Бубера, который разделял два типа отношений: “Я-Ты” и “Я-Оно”. “Между Я и Ты” - пишет он - “нет никакой цели, никакого вожделения.... Человек не есть вещь среди вещей и не состоит из вещей.... Я-Ты может быть сказано только всем существом. Сосредоточение и сплавление в целостное существо не может осуществиться ни через меня, ни без меня; Я становлюсь Я, соотнося себя с Ты”. ]). Рассматривая любовь как одну из возможных основ существования человека, Фромм выделяет братскую любовь, которая составляет основу всех других видов любви. Под ней он понимается ответственность, забота и уважение, знание другого человеческого существа, желание продлить его жизнь (Возлюби ближнего своего, как себя самого). Эта любовь есть любовь ко всем человеческим существам, при полном отсутствии предпочтения. В ней наличествует переживание единства со всеми людьми. Различия в чем бы то ни было здесь не имеют никакого значения главное здесь - идентичность человеческой сущности, общей всем людям. Как люди, пишет Фромм, мы все нуждаемся в помощи. Однако, потребность в ней не означает, что один беспомощен, а другой всесилен. Беспомощность - временное состояние, а способность обходиться собственными силами - постоянное. В связи с этим, Фромм выделяет несколько компонентов, необходимых для развития любви, как основы гуманизации человеческих взаимоотношений. Кроме дисциплины и терпения, большое внимание должно быть уделено воспитанию сосредоточенности. Для того, чтобы развить сосредоточенность человек должен:

научиться оставаться наедине с собой, без чтения. слушания радио и т. п. (например с помощью медитативных практик); научиться быть сосредоточенным во всем, чтобы ни делалось: то, что делается в данный момент, должно быть единственной вещью, которой следует отдаваться целиком. Это связано с тем, что нельзя научиться чувствовать другого, не умея анализировать себя. Так например, можно отдавать себе отчет в чувстве усталости или депрессии, но вместо того, чтобы предаваться им и поддерживать себя в угнетенном состоянии, надо спросить себя почему я подавлен. Быть сосредоточенным в отношениях с другими значит, в первую очередь, быть в состоянии слушать;

достичь смирения как способности быть объективным, пользоваться собственным разумом при достижении установки на смирение, при избавлении от мечтаний о всезнании и всемогуществе;

быть способным освободиться от нарцисстической привязанности к матери и клану. Это поможет нам развивать собственную созидательную ориентацию; процесс освобождения от этой привязанности требует веры, причем веры не во что-то, а определенность и стойкость, свойственная нашим убеждениям; для веры нужна отвага, способность идти на риск, готовность принять даже муки и разочарование. Тот, кто дорожит своей безопасностью и спокойствием, как первостепенными условиями жизни, тот не может верить. Для начала человек должен заметить где и когда вера была утрачена, исследовать объяснения, которые используются, чтобы скрыть эту утрату веры, осознать где ты действовал трусливо и понять как эта трусость объясняется.

Как и говорилось выше, человек ориентирующийся на Обладание (в противоположность Бытию) является Манипулятором. Э. Шостром, считает, что обязательным условием для тех, кто хочет изжить в себе манипулятора - осознать где и как он проявляет частичные эмоции, определить - какие именно, и разобраться реальные чувства, которые за этим спрятаны. А далее не бояться выразить их. Другим компонентом является принятие себя. Это связанно с тем, что манипуляторы часто односторонни в своем поведении - они стремятся вытравить в себе“слабых и зависимых Я”.

Манипулятивность может проявляться также и в воспитании ребенка. Поскольку, одной из тем данной работы является рассмотрение конкретных рекомендаций по гуманизации общения (в том числе и общения родителей с детьми), приведу лишь некоторые из таких рекомендаций, данных Э. Шостромом:

    при конфликтах отделяйте чувства от действий;
    отвечайте на чувства ребенка - дайте ему выпустить пар;
    если необходимо наказание, пусть его выберет сам ребенок;

наказывая ребенка, убедитесь, что он понимает за что; что он винит себя в этом, а не тех, кто его наказывает;

сделайте так, чтобы проблемы дисциплины стали ваши общими, а не только ребенка. Это поможет как вам самим отделиться от проблемы, так и отделить ее от ребенка. Тогда вы сможете поместить ее на некоторое отдаление и вместе исследовать и работать над ней. Поняв, что у проблемы есть внешняя точка отсчета, ребенок не станет превращать дисциплинарную проблему в межличностный конфликт. Общим направлением общения неманипулятивного родителя является ориентация на то, что есть, а не на то, что должно быть, что следует. Такой родитель принимает своего ребенка таким, какой он есть и помогает ему расти; он не делит мир на две половинки - детский и взрослый. Для него мир един - и каждый имеет право удовлетворять свои потребности.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.