Диагностируемое св-во описывается ч/з известные научные понятия количественный
Диагностируемое св-во описывается ч/з относительную степень развития его у данного человека по сравнению с другими людьми Тесты и тестирование
Тесты – стандартизированные методики психодиагностики, позволяющие получить сопоставимые количественные и качественные показатели степени развитости изучаемых свойств. Стандартизированность методики – т. е. она должна применяться всегда и везде одинаковым образом, от начала ситуации до способа интерпретации результатов. Сопоставимость – т. е. оценки, получаемые при помощи теста можно сравнивать друг с другом независимо от того, где, когда и кем они были получены. Классификация разновидностей тестов приведена в табл. 2 Таблица 2. Классификация тестов Признак группы Название вида теста Краткая характеристика вида теста По предмету тестирования (какое качество оценивается) интеллектуальные
Предназначены д/оценки уровня развития мышления (интеллекта) человека и отдельных когнитивных процессов – восприятие, внимание, воображение, память, речь. личностные
Связаны с п/диагностикой устойчивых инд. особенностей чел. , определяющих его поступки – темперамент, характер, мотивации, эмоции, способности. Межличностные Оценивают чел. отношения в различных социальных группах По особенностям используемых задач Практические тестовые задания
З-чи и упражнения, кот. испытуемый должен выполнить, практически манипулируя реальными предметами или их заменителями. Образные задания
Упражнения с образами, картинками, рисунками, схемами, представлениями. предполагают активное использование воображения. Вербальные тесты
Задания на оперирование словами. определение понятий, умозаключений, сравнение объема и содержания разл. слов, и т. п.
По характеру тестового материала, предъявляемого испытуемым Бланковые
Используется тестовый материал в виде бланков: рисунков, схем, таблиц, опросников и т. п. Аппаратурные
С применением различной аппаратуры для предъявления и обработки результатов тестирования – аудио- и ТV техника, ЭВМ. По объекту оценки Процессуальные
Исследуют какой-либо психологический или поведенческий процесс, напр. процесс запоминания, процесс межличностного взаимодействия в группе. Тесты достижений
Оцениваются успехи человека в различных видах деятельности, или сферах познания – продуктивность памяти, логичность мышления, устойчивость внимания и др. Тесты состояний и свойств
Диагностика более-менее стабильных психологических качеств человека – черты личности, свойства темперамента, способности и др. Особая группа Проективные тесты
Основаны на косвенной оценке психологических качеств человека. Оценка – результат анализа восприятия и интерпретации человеком некоторых многознвчных объектов, напр. бесформенных пятен, незавершенных предложений и т. д. Требования, предъявляемые к тестам
К тестам, как методам точной психодиагностики предъявляется ряд особых требований. Это: Социокультурная адаптированность теста – соответствие тестовых заданий и оценок особенностям культуры, сложившимся в обществе, где данный тест используется, будучи заимствованным в другой стране. Простота формулировок и однозначность тестовых заданий – в словесных и иных заданиях теста не должно быть таких моментов, которые могут по-разному восприниматься и пониматься людьми. Ограниченное время выполнения тестовых заданий – полное время выполнения заданий психодиагностического теста не должно превышать 1, 5-2 часов, т. к. сверх этого времени человекцу трудно сохранить свою работоспособность на достаточно высоком уровне. Наличие тестовых норм для данного теста –репрезентативные средние показатели по данному тесту, - т. е. показатели, представляющие большую совокупность людей, с которыми можно сравнивать показатели данного индивида, оценивая уровень его психологического развития. Норма теста – средний уровень развития большой совокупности людей, похожих на данного испытуемого по ряду социально – демографических характеристик.
Особые требования, предъявляемые к психодиагностическим методикам Для уверенности в достоверности результатов психодиагностических исследований необходимо, чтобы используемые психодиагностические методы были научно обоснованы, т. е. отвечали ряду требований. Такими требованиями являются
Валидность – “полноценность”, “пригодность”, “соответствие”. Есть несколько разновидностей валидности. Валидность теоретическая – определяется по соответствию показателей исследуемого качества, получаемых с помощью данной методики, показателям, получаемым с помощью других методик. Теоретическую валидность проверяют по корреляциям показателей одного и того же свойства, получаемым при помощи различных методик, опирающихся или исходящих из одной и той же теории. Валидность эмпирическая – проверяется по соответствию диагностических показателей реальному поведению, наблюдаемым действиям и реакциям испытуемого. По критерию эмпирической валидности методику проверяют путем сравнения ее показателей с реальным жизненным поведением людей. Валидность внутренняя - означает соответствие содержащихся в методике заданий, субтестов, суждений и т. п. общей цели и замыслу методики в целом. Она считается внутренне не валидной, когда все или часть вопросов, заданий или субтестов измеряют не то, что требуется от данной методики. Валидность внешняя – примерно то же, что и эмпирическая валидность, но тут речь идет о связи между показателями методики и наиболее важными внешними признаками, относящимися к поведению испытуемого. Валидность методики проверяется и уточняется в процессе ее достаточно длительного использования. Критерии валидностьи:
Поведенческие показатели – реакции, действия и поступки испытуемого в разных жизненных ситуациях. Достижения испытуемого в различных видах деятельности: учебной, трудовой, творческой и др. Данные о выполнении различных контрольных проб и заданий.
Данные, полученные от других методик, валидность которых или связь с данной методикой считаются достоверно установленными. Надежность – характеризует возможность получения с помощью данной методики устойчивых показателей. Надежность психодиагностической методики можно установить двумя способами: путем сравнения результатов, получаемых по этой методике разными людьми путем сравнения результатов, получаемых по одной и той же методике в различных условиях. Однозначность методики – характеризуется тем, в какой степени получаемые с ее помощью данные отражают изменения именно и только того свойства, для оценки которого данная методика применяется. Точность – отражает способность методики тонко реагировать на малейшие изменения оцениваемого свойства, происходящие в ходе психодиагностического эксперимента. Чем точнее психодиагностическая методика, тем тоньше с ее помощью можно оценивать градации и выявлять оттенки измеряемого качества, хотя в практической психодиагностике не всегда требуется очень высокая степень точности оценок.
Правила проведения тестирования, обработки и интерпретации результатов В этом вопросе существуют определенные строгие правила Наболее важные из них:
Прежде, чем применять тест, психологу необходимо попробовать его на себе или другом человеке, что позволит избежать возможных ошибок из-за недостаточного знания его нюансов. Важно заранее позаботиться о том, чтобы до начала работы испытуемые хорошо поняли задания и инструкцию к тесту. Во время тестирования все испытуемые должны работать самостоятельно, не оказывая влияния друг на друга. Для каждого теста должна быть обоснованная и выверенная процедура обработки и интерпретации результатов. Это позволяет избежать ошибок, возникающих на этом этапе тестирования. Проведение практического тестирования Сводные результаты тестирования Тест Интервьюируемый 1 Интервьюируемый 2 Определение степени мотивации личности к успеху
1. Когда имеется выбор между двумя вариантами, его лучше сделать быстрее, чем отложить на определенное время. ДА ДА
2. Я легко раздражаюсь, когда замечаю, что не могу на все 100% выполнить задание. ДА ДА
3. Когда я работаю, это выглядит так, будто я все ставлю на карту. НЕТ ДА
4. Когда возникает проблемная ситуация, я чаще всего принимаю решение одним из последних. НЕТ НЕТ 5. Когда у меня два дня подряд нет дела, я теряю покой. ДА ДА 6. В некоторые дни мои успехи ниже средних. ДА ДА
7. По отношению к себе я более строг, чем по отношению к другим. ДА ДА 8. Я более доброжелателен, чем другие. ДА ДА
9. Когда я отказываюсь от трудного задания, я потом сурово осуждаю себя, так как знаю, что в нем я добился бы успеха. НЕТ
10. В процессе работы я нуждаюсь в небольших паузах отдыха. ДА НЕТ 11. Усердие — это не основная моя черта. НЕТ ДА 12. Мои достижения в труде не всегда одинаковы. НЕТ ДА
13. Меня больше привлекает другая работа, чем та, которой я занят. ДА ДА 14. Порицание меня стимулирует сильнее, чем похвала. НЕТ НЕТ
15. Я знаю, что мои коллеги считают меня дельным человеком. ДА ДА 16. Препятствия делают мои решения еще более твердыми. ДА ДА 17. У меня легко вызвать честолюбие. ДА ДА 18. Когда я работаю без вдохновения, это обычно заметно. ДА ДА
19. При выполнении работы я не рассчитываю на помощь других. ДА НЕТ 20. Иногда я откладываю то, что должен был сделать сейчас. НЕТ ДА 21. Нужно полагаться только на самого себя. ДА ДА 22. В жизни мало вещей более важных, чем деньги. НЕТ НЕТ
23. Всегда, когда мне предстоит выполнить задание, я ни о чем другом не думаю. НЕТ ДА 24. Я менее честолюбив, чем многие другие. ДА ДА
Страницы: 1, 2, 3