Рефераты. Психологическая символика фасада, интерьера, костюма - (курсовая)

p>А. Палладио в своем трактате писал, что древние считались с тем, что подобает каждому богу не только при выборе места, но и при выборе формы: так Солнцу и Луне, поскольку они постоянно вращаются, они делали храмы круг-лой формы или приближенной к круглой, тоже для Весты ко-торая называется богиней земли, "стихия же эта, как известно, круглая.... " Абстрактная символика простых "вечных форм" дос-таточно распространена в архитектуре.

Движение формы вверх, вглубь, вширь или ее статичность вызывают вполне определенные ассоциации, связанные с врож-денными психофизиологическими особенностями человека. Стремление формы вверх, отдаление массы от потолка, обилие воздуха над головой неизменно рождают чувство облегчения, свободы, простора (при достаточно нормальной ширине поме-щения). Низкий потолок при широком пролете "зримо" давит нависшей тяжестью, создает ощущение тесноты, тревоги, беспо-койства. В этих случаях важна и форма плоскости покрытия плоская, провисающая, сводчатая, наклонная.

    Дизайн

Всякий предмет, в отличие от произведения искусства, имеет какое-либо жизненно важное предназначение, другими словами, функцию. Но почти у каждого человека есть потреб-ность в том, чтобы окружать себя красивыми предметами. Поэтому ценность вещи охватывает два начала - пользу и кра-соту. В каждом предмете заложено техническое и эстетическое начало, всегда непостоянное и исторически сменяемое.

Практическая польза вещи не требует объяснения, но оказывается, что пользе может сопутствовать и некоторое эстетическое переживание. Некоторые предметы могут вызы-вать симпатию, даже пристрастное эмоциональное отношение к ним. Между человеком и предметом могут быть глубокие эмо-циональные связи: любовь к креслу, напоминающему о какой-нибудь семейной традиции, фуражка как память о службе в армии и т. п. Значение некоторых личных вещей и даже мира вещей переходит границы их потреби-тельского смысла.

Мы редко воспринимаем предметы обособленно: ведь они образуют обычно группы, комплексы или так называемую предметную среду. И эта среда имеет иногда свою очень опре-деленную характеристику. Вспомним хотя бы комнату гого-левского Собакевича или Плюшкина, кабинет гончаровского Обломова. И стены, и вещи, да и само объединяющее их прост-ранство носят отпечаток личности человека, места, времени.

Когда мы видим в выставочной витрине громадные щипцы прошлого века, которыми кололи сахар, то в нашем представлении всплывает обернутая синей бумагой сахарная голова, стол в трактире с громадным чайником, сияющий медью самовар. Многие хорошо знакомые нам вещи имеют своих далёких предков. Какую удивительную эволюцию пережили стулья и кресла - необходимая принадлежность быта. Инкрус-тированное египетское кресло превратилось у древних греков в строгое конструктивное сиденье. Это сиденье по прошествии веков приобрело пышность барокко, а затем сложность и изыс-канность рококо с его непременной позолотой, тончайшей резь-бой и белым левкасом.

    Как и почему так изменялись со временем эти предметы?

Это происходило оттого, что каждый из предметов был органически связан со своим временем, скультурой своего вре-мени и прежде всего с техникой и искусством (архитектурой, скульптурой и живописью). Каждая эпоха выдвигала на первый план одно, отодвигала другое, усиливала одни влияния и ослаб-ляла другие. Техника и искусство до эпохи Возрождения были большей частью нераздельны, и поэтому стилевое единство всех окру-жающих вещей было полным и органичным. Отделение техники произошло только в 17- 18 веках и приобрело парадоксальные формы в середине прошлого века, когда уже законченное изделие украшали. С этим было связано появление двух специальностей - инженера и художника. Нетрудно представить себе, какой отпечаток на мир вещей наложили эти изменившиеся условия и как радикально изме-нилось положение с появлением дизайнер-ского проектирования, характерного своей слитностью техничес-ких и эстетических начал.

Архитектура всегда вмещала в себя предметный мир, он был, по существу, её дополнением. Между стенами дома и быто-выми предметами - мебелью и посудой всегда была глубо-кая внутренняя связь. Органична была связь предмета и скульп-туры, живописи. Удивительно, например, сходство формы еги-петского сундука и египетской скульптуры, древнегреческие статуи имели тот же пластический характер, что и керамические сосуды того времени. Живопись оставляла свой живой след на греческой вазе и на египетской туалетной ложечке, стенке сундука и каминном экране. И предметы, и скульптура, и живопись связывала орнаментика - в эпоху ремесленного про-изводства она была единой и существенной его частью.

    Орнамент

Можно ли определить орнамент лишь как зрительно вос-принимаемую модель, которая не изображает объект? Очевид-но, нельзя, потому что в большинстве случаев орнамент обра-зуется не из одних лишь чистых форм: для его создания исполь-зуют изображения животных, растений, человеческих фигур, различные узлы и ленточки. Вряд ли найдется в мире объект, который не воспроизводился бы в орнаменте. С другой сторо-ны, абстрактное искусство дает нам образцы неизобразительных моделей, которые в то же время не являются орнаментом. Абстрактная картина Кандинского и квадратный кусок обоев отличаются друг от друга принципиально. Более плодотворной является попытка определить орна-мент, основываясь на его цели или функции. Можно ли утвер-ждать, что произведение искусства служит целям изображения и интерпретации, тогда как орнамент никаких подобных целей не имеет, а просто делает вещи более привлекательными. Против такого толкования сущности орнамента существует несколько возражений. Прежде всего, не может быть такой модели, которая ничего не изображала бы. Любая форма или цвет обладают выразительностью: они несут с собой настроение, выражают соотношение сил и посредством своей индивидуальности изо-бражают нечто универсальное. Следовательно, каждый орна-мент должен иметь содержание. Однако на его содержание ока-зывает воздействие функция этого орнамента. Почти всегда орнамент является частью чего-то другого. Орнамент предназ-начен для визуальной интерпретации характера данного объекта, ситуации, события. Он создает настроение, помогает определить категорию и смысл инструмента, мебели, комнаты, человека. обряда.

Орнамент не ограничивается тем, что он придает вещам более приятный вид. Это только одна из его функций, хотя в современной цивилизации многие начинают рассматривать ее как единственную. Когда орнамент применяется в жилой ком-нате, то его тематика и модель выбираются так, чтобы изобра-зить чувство гармонии, спокойствие, избыток здоровья, физи-ческое совершенство. В зале для танцев строгие цвета и агрессив-ные формы, создающие иллюзию активного движения, могут выбираться в соответствии со стимулирующим воздействием джазовой музыки, алкоголя и танцевальных ритмов. Удоволь-ствие достигается в результате того, что характер орнамента соответствует потребностям людей в данной обстановке. Но на долю орнамента выпадает задача объяснить нашим глазам характер церковного здания, дворца, зала заседаний в суде. Орнамент помогает отличить юность от старости, футболиста от учителя. веселую дружескую вечеринку от торжественного соб-рания. Будучи частью чего-то еще, орнамент специфичен по своей природе, то есть его содержание ограничено конкретными особенностями и характером его носителя.

Подобное ограничение недопустимо в настоящем произ-ведении искусства. Если орнамент является частью предметного мира, в котором мы живем, то произведение искусства - это образ этого мира. По данной причине произведение искусства должно соответствовать двум условиям. Оно должно быть четко отделено от этого мира и должно правильно отображать его всеобщий характер. Произведение искусства либо совсем не зависит от окружающей его среды (если, например, оно выставлено в музее, где при его созерцании мы забываем о том, что находится вокруг него), либо оно является (если взять сце-ническое искусство) центром и кульминационной точкой того места, которое дает нам взгляд на мир, запечатленный в произ-ведении искусства. Как изображение и интерпретация реаль-ной действительности произведение искусства не может быть односторонним и в то же время достоверным. Существует мне-ние некоторых эстетиков, что художественный стиль обогащает наше мировосприятие, обновляет и углубляет наше понятие о целом, а не ограничивает его. Из данного функционального различия следует также, что организация и структура произ-ведение искусства внутренне обусловлены тем, что оно в себе содержит, тогда как организация и структура орнамента детер-минированы извне - тем объектом, для которого он предназ-начен. Следовательно, повторение есть неотъемлемое свойство орнамента, в произведении искусства даже копирование детали сопровождается изменением его функции. В произведении искусства нельзя гово-рить о чём-нибудь дважды, в орнамен-те можно использовать однообразный характер изображения независимо от размеров его поверхности.

Если рассматривать орнамент как произведение искусства, то односторонность содержания и формы заставляет его выгля-деть пустым и глупым. Когда произведение искусства используется в качестве орнамента, оно выходит за пределы орнаментальной функции и тем самым нарушает единство целого, которому оно призвано служить. Существуют ода-ренные богатым воображением ремесленники, в изделиях кото-рых ничего плохого нет, за исключением одного момента - они претендуют на то, чтобы созданные ими гипсовые фигуры вокруг фонтана или рисунки на обоях считались произведением искусства - живописными картинами и скульптурами. С другой стороны, хорошее скульптурное произведение, расположенное в углу жилой комнаты в целях декорации, может исказить общее впечатление от комнаты в силу того, что оно становится мощным центром, которому всё остальное должно подчиняться.

Однако необходимо внести поправку. До сих пор, излагая свою точку зрения, я разграничивал понятия "произведение искусства" и "орнамент" по дихотомическому признаку. Прежде всего, понятие "произведение искусства" употреблялось здесь вынуждено, за неимением более подходящего. Оно включает в себя вводящий в заблуждение оттенок, что орнамент обладает меньшей художественной ценностью или вовсе ее не имеет. Фактически же разница между ними касается только того, в какой степени выражают философию 18-го столетия серебряная ложка, фасад в стиле барокко или живописное полотно Ватто. Эта степень непрерывно изменяется от наипростейшего орна-мента на орудиях труда до вполне законченного произведения искусства, и на протяжении этого изменения происходит посте-пенная смена трех характеристик :

    1. Часть целого становится самостоятельным целым;

2. Одностороннее изображение становится всё более и более совершенным; 3. Простая и правильная форма становится всё более и более сложной. Значимость и разновидность изображения, который имеет данный орнамент, зависит от функции предмета, для которого он предназначен. Простая форма холодильника, который является лишь приспособлением для хранения продук-тов при низкой температуре, будет олицетворять собой чистоту и функцию сохранения вещей. Столовая ложка или чашка для кофе играют определенную роль в процедуре принятия пищи, име-ющей порой социальный, философский и религиозный смысл, а также оказывают влияние на хорошее настроение гостей. Следовательно, они ясно и в надлежащей форме должны спо-собствовать созданию этого настроения своим внешним видом. Здание банка или церкви должно иметь облик, соответствующий их назначению. Правильность формы отражает особую роль здания как надежного, прочного средства защиты людей и под-черкивает его не природный, а искусственный характер, разгра-ничивая тем самым природу и человека. В нашей культуре орнамент испытывает упадок и происходит переоценка его ценностей. Некоторым вещам приписывают те ценности, кото-рых на самом деле они не имеют. Внутренняя ценность других вещей не понимается, поэтому умаляется их действительная ценность. Место для страховой компании отводят в каком-нибудь замке или старинном дворце; в ванной комнате изобра-жают льва, сидящего на троне.

    КОСТЮМ

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.