Рефераты. Психологические отклонения у детей и подростков - (реферат)

p>Есть много причин побегов детей из дома: например, когда с ними плохо обращаются, унижают или бьют, когда родители– алкоголики.

Многие девочки убегают после сексуального насилия со стороны отчима или пьяного отца, когда мать не смогла или не захотела защитить их от этого. Побег может быть вызван реакцией оппозиции.

Обычно первый побег бывает после какой-то ссоры или психической травмы, а затем эта форма реагирования закрепляется, и в дальнейшем подросток уже на любую неприятность отвечает побегом из дома. Побеги можно рассматривать как реакцию протеста на недостаточное внимание родителей или на их чрезмерные требования и деспотизм, протест против навязываемого им образа жизни, который они возненавидели. Многие подростки, воспитываются во внешне благополучных семьях с нормальным материальным положением, сбежав из дома, избавляются то надоевшей опеки и контроля учителей и родителей, от всех обязанностей и принуждений, расценивая свою жизнь как легкую, веселую и свободную. Им нравиться, что они сами себе добывают средства к существованию, могут пить и принимать наркотики, не опасаясь наказания родителей, развлекаться так, как они хотят, и приобретать жизненный и сексуальный опыт. Им кажется, что родители не принимают их всерьез, игнорируют их интересы, относятся к ним, как к маленьким детям. Девочки недовольны, что родители запрещают им пользоваться косметикой, носить одежду, которая им нравиться, контролируют, с кем они проводят время и как развлекаются, особенно при раннем начале сексуальной жизни. Они считают своих родителей старыми отсталыми консерваторами, не понимающими и не приемлющими образа жизни молодежи.

В некоторых случаях побег из дома случается после того, как подросток совершил проступок и боится наказания взрослых, особенно часто это происходит с робкими, “забитыми”подростками, которых часто жестоко наказывают родители. Убежав из дома, ребенок старается забыть тяжелую обстановку в своей семье и свой проступок, который толкнул его на побег.

Иногда подростки совершают побеги из дома из-за недостаточного надзора или ради поиска развлечений и новых впечатлений, приключений и свободы. Часто убегают из дома дети и подростки, склонные к фантазерству и мечтательности, начитавшись книг о знаменитых путешественниках, дальних странах и мечтая о приключениях.

Если побег был связан с тем, что дома с ними плохо обращались, подростки категорически не хотят возвращаться домой.

    Дромомания.

Дромомания –это склонность к бродяжничеству. Она рассматривается психиатрами как один из вариантов расстройства контроля над импульсивными побуждениями– обычно это неудержимое влечение к дальним странствиям. Истинная дромомания встречается сравнительно редко, в основном при психических заболеваниях–шизофрении, эпилепсии. Побеги таких больных обычно возникают без какой-либо внешней причины или мотива, им предшествует беспричинно изменившееся настроение, и сами подростки потом не могут объяснить, что их толкнуло на побег. Нередко они сами возвращаются домой измученными и голодными. Дромомания– это импульсивное влечение, обусловленное самим психическим заболеванием. Реакция увлечения.

Большинству подростков свойственны различные увлечения и хобби. Они могут быть устойчивыми: например, коллекционирование, занятие спортом, но могут быть и нестойкими, когда подросток увлекается то одним хобби, то другим. В большинстве случаев в этом нет никакой патологии, со временем эти увлечения проходят или сохраняются, но отрицательного воздействия на поведение подростка не оказывают.

Патологией являются чрезмерно выраженные увлечения, когда из-за них подросток забрасывает школьные занятия и все свое свободное время отдает своему хобби. Бывает, что ради пополнения своей коллекции или добычи денег для этой цели подросток совершает противоправные действия (например, мелкое воровство, попрошайничество), может сойтись с асоциальными личностями. Чрезмерным бывает и увлечение силовыми или боевыми видами спорта. Некоторые подростки злоупотребляют анаболиками для наращивания мышечной массы, что причиняет значительный вред здоровью.

Реакции компенсации и гиперкомпенсации –это возникновение личностных проявлений и таких форм поведения, с помощью которых подросток старается скрыть, замаскировать свои слабые стороны. Они могут являться средствами психологической защиты: например, когда подросток переживает чувство собственной неполноценности из-за своего физического или психического недостатка.

При реакции гиперкомпенсации поведение может иметь даже карикатурный характер, из-за чего могут ухудшиться отношения с окружающими и возникнуть дезадаптация. Примером реакции гиперкомпенсации может быть показная бравада, стремление занимать общественные посты, нелепое изменение своего внешнего вида, курени и употребление спиртного, наркотиков у неуверенных в себе, робких подростков. Иногда реакция компенсации проявляется лишь в мечтах и фантазиях подростка. Например, застенчивая или внешне непривлекательная девочка в своих фантазиях видит себя роковой красавицей, в которую влюблены все ее одноклассники и даже взрослые мужчины. Физически слабый подросток может в своих мечтах представлять себя атлетом, подобно Щварцнеггеру, и этим как бы компенсирует собственное чувство неполноценности. Ребенок, страдающий заиканием, может представлять себя великолепным и красноречивым оратором. Если ребенка подавляют деспотичные родители, добиваясь беспрекословного послушания, он может компенсироваться в играх с младшими детьми, где становится лидером и требует безоговорочного подчинения.

Реакции компенсации и гиперкомпенсации чаще всего свойственны подросткам, которым родители уделяют мало внимания и любви, сиротам, детям растущим в неполных или деформированных семьях, а также подросткам, страдающим комплексом неполноценности из-за физического дефекта, дефекта речи, подросткам-инвалидам и страдающим неврозами.

Реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением. Сюда относятся различные виды онанизма (мастурбации) у подростков, включая групповую и совместную мастурбацию, ранее начало половой жизни, беспорядочные половые связи, например в подростковой группе.

Вовлечение подростка в группу может быть вызвано именно рано пробудившимся сексуальным влечением, реализовать которое в иных условиях подросток не может. Доступность девочек– членов группы –может показаться весьма привлекательной для подростка, и именно по этой причине он стремится в такую группу.

Формирующееся сексуальное влечение еще не дифференцировано, поэтому для его удовлетворения могут использоваться и сексуальные извращения–транзиторный подростковый гомосексуализм, фроттеризм, эксгибиционизм, педофилия, садизм и мазохизм.

    Малолетняя проституция.

Многие девочки становятся малолетними проститутками после побега из дома. Не имея возможности зарабатывать на жизнь, они чаще всего попадают под влияние асоциальных личностей, которые приобщают их к пьянству, наркомании и проституции.

Бывает, что психически больных девочек или девочек из неблагополучных семей взрослый отрицательный лидер вовлекает в подростковую группу, затем пускает по рукам, а когда она ему надоедает, продает сутенерам или сам становиться ее сутенером. Такие девочки не видят для себя никакого выхода и безропотно соглашаются на это. Подчас они горюют лишь о том, что их изгнали из группы, где они чувствовали хоть какое-то мужское внимание, и были бы согласны вновь вернуться и всех обслуживать. Некоторые утешаются тем, что теперь внимание им оказывают взрослые клиенты, и не представляют себе иной жизни. Сами девочки не испытывают сексуального влечения ни к своим сверстникам, ни к взрослым мужчинам. Раннее начало сексуальной жизни у них, в отличие от мальчиков, не связано с рано пробудившимся сексуальным влечением. Некоторые из таких девочек подверглись изнасилованию в подростковой группе, но сами они не считают это изнасилованием и никаких сожалений по этому поводу не испытывают, даже и не помнят своего первого сексуального партнера. Их ранняя сексуальная жизнь–обыденное понятие для них. Они не связывают ее с возможным материнством, хотя многие сделали по несколько абортов и самопроизвольных выкидышей. Ни отвращения, ни удовольствия от сексуальных контактов они не испытывают. Большинство малолетних проституток злоупотребляют и алкоголем, и наркотиками, если они им попадаются.

Они совершенно не тяготятся своей ролью, не протестуют, когда их унижают и бьют, смиряются со всеми трудностями своей профессии, разделяют клиентов и сутенеров на плохих и хороших, полностью зависят от своего сутенера, а иногда даже влюбляются в него. Их даже не интересуют заработки. Если сутенер не бьет, дает немного денег или кормит, одевает и покупает спиртное, наркотики, они считают, что он хороший, добрый, заботливый.

Внешняя взрослость и опыт малолетних проституток сочетаются с психической инфантильностью (детскостью) и примитивностью интересов. Как правило, у всех есть психические отклонения или заболевания–психопатия, олигофрения в степени дебильности, органические заболевания головного мозга, реже– шизофрения.

Многие крайние нарушения поведения подростков (за исключением тяжелых психических заболеваний) вызваны неправильным поведением родителей. Бывает, что родители не только некритичны к своим методам воспитания детей, но чаще всего винят в этом самого ребенка или его сверстников, которые втянули его в плохую компанию.

Большинство вышеописанных поведенческих реакций – компенсации, увлечения, эмансипации, группирования со сверстниками, имитации –свойственно подавляющему большинству подростков и может не принимать таких крайних форм.

    ВЫВОД.
    Изучив данную тему, я сделала следующие выводы:
    Нельзя ждать, что отклонение пройдет само собой.

Обнаружив какие-либо отклонения необходимо обратиться к специалисту. Очень многие нарушения у детей связаны со здоровьем родителей, следовательно, необходимо вести здоровый образ жизни и следить за своим здоровьем всегда, а не только тогда, когда ждешь ребенка.

При выборе спутника жизни, необходимо учитывать наследственность. А главное то, что сейчас я понимаю тех детей и подростков, которые ведут себя не адекватно своему возрасту или ситуации, в которой они находятся. Например, человек, который ведет себя вызывающе, просто хочет обратить на себя внимание, потому что ему необходимо понимание и любовь, которой ему не достает в семье. Не нужно винить их одних во всем этом. Ведь в этом виноваты все мы: родители школа, сверстники, и в конечном итоге все общество.

Я хочу, чтобы моя работа оставила след в вашей душе и заставила задуматься о том, что мы можем сделать для этих людей.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
    Ахмеджанов Э. Р.

Психологические тесты. Составление, подготовка текста, библиография. –М. : “Лист” 1996 – 320 с.

    Буянов М. И.

Ребенок из неблагополучной семьи: Записки дет. психиатра: Кн. для учителей и родителей. – М. : Просвещение, 1988. – 207с.

Детская энциклопедия. – М. : Изд. ''Педагогика''. В 12 томах. Том 7. Человек. 1975. – 464с. с ил.

    Еникеева Д. Д.

Популярная психиатрия. – М. : АРС-ПРЕСС, 1998. – 528с. – (Серия ''Популярная энциклопедия'')

Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Рогов Е. И. – М. : Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – 448с. Рогов Е. И.

Психология человека. – М. : Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – 320 с. с ил. – (Азбука психологии).

    ПРИЛОЖЕНИЕ.

Среди 62 учеников 9-ых классов мной был проведен опрос по “Шкале депрессии”. Тест адаптирован в отделении наркологии НИИ им. Бехтерева – Т. И. Балашовой. Опросник разработан для дифференциальной диагностики депрессивных состояний и состояний, близких к депрессии в целях предварительной, доврачебной диагностики.

Испытуемому были предложены 20 предложений, прочитав каждое, он должен был выбрать соответствующую цифру в зависимости от того, как он себя чувствует в последнее время.

    Уровень депрессии (УД) рассчитывается по формуле:
    УД = пр. + обр.

где пр. – сумма выбранных цифр к “прямым” высказываниям номер 1, 3, 4, 7, 8, 9, 10, 13, 15, 19; обр. – сумма цифр “обратных”, выбранным, к высказываниям номер 2, 5, 6, 12, 14, 16, 17, 18, 20. Например: у высказывания номер 2 выбрана цифра 1, мы ставим сумму 4 балла; у высказывания номер 5 выбран ответ 2, мы ставим в сумму 3 балла и так далее. В результате получаем УД, который колеблется от 20 до 80 баллов. Если УД не более 50 баллов, то диагностируется состояние без депрессии. Если УД более 50 баллов и менее 59, то делается вывод о легкой депрессии. При показателе УД от 60 до 69 баллов диагностируется субдепрессивное состояние или маскированная депрессия. Истинное депрессивное состояние диагностируется при УД более, чем 70 баллов. Шкала депрессии.

Инструкция: “ Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и выберите соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в последнее время. Над вопросами долго не задумывайтесь. ”

    1-никогда или изредка
    2-иногда
    3-часто
    4-почти всегда
    Я чувствую подавленность.
    Утром я чувствую себя лучше всего.
    У меня бывают периоды плача или близости к слезам.
    У меня плохой ночной сон
    Аппетит у меня не хуже обычного

Мне приятно смотреть на привлекательных девушек, разговаривать с ними, находиться рядом.

    Я замечаю, что теряю вес.
    Меня беспокоят запоры.
    Сердце бьется быстрее, чем обычно.
    Я устаю без всяких причин.
    Я мыслю также ясно, как и всегда.
    Мне легко делать то, что я умею.
    Чувствую беспокойство и не могу усидеть на месте.
    У меня есть надежды на будущее.
    Я более раздражителен, чем обычно.
    Мне легко принимать решения.
    Я чувствую, что полезен и необходим.
    Я живу достаточно полной жизнью.
    Я чувствую, что другим людям станет лучше, если я умру.
    Меня до сих пор радует то, что радовало всегда.

В результате опроса ни один человек не набрал сумму более 60 баллов. У 51-го опрошенного сумма не превысила 50 баллов. Сумма оставшихся 11-ти учащихся составила от 50 до 59 баллов.

Вывод: у 51-го опрошенного можно диагностировать состояние без депрессии, у остальных наблюдается легкая депрессия. Следовательно, зная результаты опроса, преподаватель должен выяснить, чем вызвано это“легкое состояние депрессии”. Возможно, у испытуемого серьезные проблемы, которые он решить самостоятельно не может и ему нужна помощь.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.