Рефераты. Развитие элементарных математических представлений у детей 4-5 лет в свете современных требований - (курсовая)

p>После формирующего эксперимента с экспериментальной группой детей был проведён контрольный эксперимент по этой же методике, целью которого было выявление успешности обучения математическим представлениям по разработанной системе.

    Математическая обработка и анализ результатов

Определение среднего арифметического величины показателей вычислялось по формуле:

    - знак суммирования
    - варианты или значения признака (данные одного ребенка)
    n – количество детей

Средняя арифметическая величина позволяет сравнивать и оценивать группы изучаемых явлений в целом.

    Затем определялось среднеквадратичное отклонение:
    Хмакс – наибольшее значение варианта
    Хмин – наименьшее значение варианта
    R – табличный коэффициент

Ошибка среднеарифметической величины определялась по формуле:

    n- число вариантов
    - среднеквадратичное отклонение
    Уровень достоверности различий вычисляется по формуле:
    t =

Х1 – среднеарифметическое значение экспериментальной группы Х2 – среднеарифметическое значение контрольной группы

Процент прироста получился, когда мы отняли среднее арифметическое до эксперимента от среднего арифметического после эксперимента.

    Глава III Результаты исследования и их обсуждение.

В результате педагогического эксперимента было выявлено, что изначально показатели умственного развития детей экспериментальной и контрольной групп имели примерно равный потенциал, равные возможности.

Средние значения показателей констатирующего эксперимента приведены в таблице 1.

    Таблица 1
    Показатель
    Контрольная группа Х± m
    Экспериментальная группа Х ± m
    t
    Р
    Количество и счёт
    3, 6 ± 0, 2
    3, 5 ± 0, 2
    0, 3
    >0, 05
    Величина
    3, 1±0, 2
    3, 5 ± 0, 3
    1
    >0, 05
    Геометрические фигуры
    3, 6±0, 3
    3, 5 ± 0, 2
    0, 7
    >0, 05
    Ориентировка в пространстве
    3, 1 ±0, 3
    3, 0 ± 0, 2
    0, 25
    >0, 05

Разработанная система дидактических игр и апробация этой системы предусматривала отбор дидактических игр в соответствии со следующими критериями:

    - соответствие игрового материала задачам исследования;

- включенность тех психических процессов, которые несут преимущественную нагрузку в процессе обучения;

-доступность и эмоциональная привлекательность игрового материала. Игры использовались во всех формах работы по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста; утренней гимнастике; физкультурных занятиях; в повседневной жизни; активном отдыхе и непосредственно, в самостоятельной поисковой деятельности.

Игровая форма обучения повышала настроение детей”способствовала проведению игр в эмоциональном ритме, а самое главное -развитию элементарных математических способностей.

Важным условием самостоятельной игровой деятельности являлось создание предметной среды, имеющей развивающий характер, т. е. создание предметного оснащения для самостоятельных игр.

Необходимо отметить, что с контрольной группой проводилась работа по формированию элементарных математических представлений, в основе которой лежала "Программа воспитания и обучения в детском саду" под ред. Васильевой, а в экспериментальной - работа шла по разработанной мною системе дидактических игр.

После проведения формирующего эксперимента был проведён контрольный эксперимент.

Средние значения показателей контрольного эксперимента показаны в таблице 2. Таблица 2

    Показатель
    Экспериментальная группа Х± m
    Контрольная группа Х± m
    t
    Р
    Количество и счёт
    6, 42 ± 0, 2
    3, 9 ± 0, 2
    8, 4
        Величина
    5, 82 ± 0, 2
    4, 3 ± 0, 2
    5, 0
        Геометричес-кие фигуры
    6, 29 ± 0, 2
    4, 4 ± 0, 2
    6, 3
        Ориентировка в пространстве
    6, 13±0, 2
    4, 0 ± 0, 2
    7, 1
    

Таким образом, проделанная работа по формированию у детей математических представлений дала свои положительные результаты. Полученные данные дают возможность предположить, что у детей в исследуемых группах произошёл прирост в средних показателях математического развития. В экспериментальной группе произошёл прирост по разделам:

    количество и счёт -28, 2 %
    величина-27, 2 %

геометрические фигуры - 26, 9 % ориентировка в пространстве- 30, 3 % В контрольной группе соответственно: количество и счет- 4 % величина-12 %

    геометрические фигуры -9 %
    ориентировка в пространстве- 10% (Приложение 2 )

Улучшение показателей в экспериментальной группе обусловлено использованием предложенной мною системы дидактических игр. Стабильная, систематическая работа в данном направлении позволила повысить уровень математических знаний у детей экспериментальной группы, у них был сформирован соответствующий уровень умений и навыков.

    выводы

1. Исследование показало, что разработанная нами система работы по математическому развитию детей с учетом современных требований "Концепции дошкольного образования" способствовала повышению уровня математического развития детей, что подтвердило нашу гипотезу.

2. Элементарные знания по математике, определённые современными требованиями, в основном усваиваются детьми, но необходимо углубление и дифференциация индивидуальной работы с каждым ребёнком, что может быть предметом нашего дальнейшего исследования.

3. Обновление и качественное улучшение системы математического развития дошкольников позволяет педагогам искать наиболее интересные формы работы, что способствует развитию элементарных математических представлений. Дидактические игры дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания по математике.

    ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

1. Познание свойств детьми 4-5 лет происходит наиболее успешно в активных действиях по сравнению, группировке, видоизменению и воссозданию геометрических фигур, силуэтов, предметов разной формы, величины. Уместны игры типа "Цвет и форма", "Форма и размер" и другие, в которые непосредственно включены разнообразные обследовательские действия.

2. Использование логических блоков Дьенеша или набора логических геометрических фигур даёт возможность приобщить детей к выполнению простых игровых действий на классификацию по совместным свойствам, причём как по наличию, так и по отсутствию свойства.

3. Игры и упражнения с цветными счетными палочками Кюизенера наиболее успешно способствуют познанию величинных и числовых отношений.

4. Практическая деятельность взрослых совместно с детьми по изготовлению печенья, салата, уборке помещения, посадке и уходу за растениями, уходу за животными, сопровождаемая познавательными разговорами успешно способствует освоению элементарных математических отношений.

5. Игры на освоение счёта очень разнообразны: подвижные, конструктивные, настольно-печатные и другие. Для освоения сравнения, обобщения групп предметов по числу следует специально, с учётом уровня развития детей, подбирать игры и варьировать их.

6. Для закрепления представлений детей о сохранении количества, его независимости от формы расположения, хорошо использовать игру "Точечки". Дети любят общаться, их радует одобрение старших, это поощряет их к освоению новых действий.

7. Для эффективного повышения уровня математических знаний предлагается методика использования различных видов детской деятельности преимущественно игрового характера.

8. Целенаправленное развитие элементарных математических представлений должно осуществляться на протяжении всего дошкольного периода.

    ЛИТЕРАТУРА:

1. Асмолов А. Г. "Психология личности". - М. : Просвещение 1990г. 2. Альтхауз Д. , Дум Э. "Цвет, форма, количество". - М. : Просвещение 1984 г. стр. 11 -16, 40.

3. Под. ред. Ананьева Б. Г. и Ломова Б. Ф. "Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений". -М. : 1961г. стр. 84-88. 4. Блехер Ф. Н. "Счет и число в детском саду". Методическое

    письмо. - М. : 1945 г. стр. 6-8.

5. Волковский Д Л. "Руководство к "Детскому миру" в числах". М. : 1916г. стр. 7-11, 13, 24.

    6. "Вопросы психологии" 1966г. № 4. стр 121-126.

7. Венгер Л. А. , Дьяченко О. М. "Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста". -М. : Просвещение 1989 г. 8. Гальперин П. Я. "Введение в психологию". - М. : 1976г.

9. Гальперин П. Я. " О методе формирования умственных действий". Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии М. : 1981г.

10. Глаголева Л. В. "Сравнение величин предметов в нулевых группах школ" Л-М. : Работник просвещения 1930г. стр. 4-6, 12-13.

11 . Грин Р. , Лаксон В. "Введение в мир числа М. : Педагогика 1982г. стр. 13-20.

12. Дошкольное образование в России. Министерство образования РФ. - М. : Изд. АСТ, 1997г. , 8-45, 147, 155.

    13. Дошкольное воспитание , 1969г. № 9 стр. 57-65.
    14. Дошкольное воспитание , 1972г. № 12 стр. 44-48.
    15. Дошкольное воспитание , 1988г. № 2 стр. 26-30.
    16. Дошкольное воспитание , 1979г... № 10 стр. 59-62.
    17. Дошкольное воспитание , 1981г. № 3 стр. 55-56.

18. Ерофеева Т. И. и другие. "Математика дня дошкольников", - М. : Просвещение 1992г.

19. Под. ред. Запорожца А. В. и Усовой А. П. “Психология и педагогика игры дошкольника” М. : Просвещение 1966г. стр. 216-220. 20. 3вонкин А. "Малыш и математика, непохожая на математику". Знание и сила, 1985г. стр. 41-44.

21 Логинова В. И. "Формирование у детей дошкольного возраста (3-6 лет) знаний о материалах и признаках, свойствах и качествах". -Л. : 1964г

22. Костюк Т. С. Избранные психологические труды. -М. : Педагогика 1988г. стр. 170-194.

23. Каменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. -М. : Учпедиз. 1939г. стр. 10-51.

24. Логинова В. И. "Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду". -Л. : 1990г. стр. 24-37.

25. Леушина А. М. "Обучение счёту в детском саду". -М. : Учпедиз. 1961г. стр. 17-20.

26. Монтессори М. "Дом ребёнка". Изд. 4-е. -М. : Изд. "Задруга" 1920г. стр. 182-183.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.