Рефераты. Роль самооценки в самовоспитании старших школьников - (реферат)

p>По важности: первостепенное место занимают: доброта, искренность, вдумчивость. второстепенное место занимают: аккуратность, упорство, обаяние, нежность, осторожность, заботливость, жизнерадостность, рассудительность, застенчивость. 2. Для самого себя:

По важности: первостепенное место занимают: доброта, осторожность, жизнерадостность.

второстепенное место занимают: решительность, нежность, радушие, сдержанность. Уровень самооценки подсчитывается по формуле Спирмена: , где р - коэффициент корреляции рангов, представляющий собой количественное выражение самооценки;

    n - число рассматриваемых качеств;
    d - разность номеров рангов;
    - обозначение суммы.
    при р = 0.... 0, 4 - низкая самооценка,
    0, 4.... 0, 7 - средняя самооценка
    0, 7 - 1, 0 - высокая самооценка.

После обработки данных у меня получилось, что в классе в среднем у всех средняя самооценка и у 3-х завышенная самооценка. Детей с заниженной самооценкой не было.

Исходя из изложенной теории я получил данные, которые ожидал. Но для того, чтобы получить более полную картину о самооценке в этом возрасте я проведу социальное исследование. С помощью него я смогу узнать насколько адекватна самооценка у юношей и девушек в данном классе.

Вообще, метод социометрии с латинского обозначает “общество + измеряю”. Это социально психологический тест, применяемый для оценки межличностных, эмоциональных связей в группе.

По теории, у большинства самооценка должна быть адекватна и совпадать с выбором, социальным положением в группе. Самооценка в этом возрасте довольно адекватна и устойчива. Хотя, как писал И. С. Кон юноша всё-таки рассчитывает на то, что оценки его самого его же лучшим другом будет выше, чем его собственная. Я с этим согласен. Я предполагаю, что оценки окружающими должны совпадать с оценкой самого себя, в моём классе.

Эксперимент проводится в том же классе. Ребятам предложили ответить на три вопроса:

1. “Кого из класса ты пригласил/а бы к себе на день рождения? ” 2. “С кем из класса ты стал/а бы готовиться к экзамену? ”

    3. “С кем из класса ты стал/а бы готовиться к КВНу? ”

Вопросы подобранны с учётом различной сферы деятельность, то есть личная сфера, внутри класса и общественная. Каждый должен был выбрать трёх человек в первую, вторую и третью очередь по важности.

    Таблица (смотри приложение).

По самооценке завышенная оказалась у Ж. Борзило, Я. Макушина и Л. Гасликовой. После социометрии выяснилось, что Я. Макушина и Л. Гасликовой всего 33% и 10 % выбора соответственно. Ж. Борзило набрала 55% голосов. О. Кузнецова набрала 110% голосов притом, что его самооценка средняя, ближе к заниженной. Ю. Абахова набрала 24% выбора при средней самооценке.

Мои предположения не сошлись с полученными данными. Я думаю, что Я. Макушин и Л. Гасликова находятся в подростковом возрасте, то есть у них ещё не до конца завершился переход в юношеский период.

Результат полученный по О. Кузнецовой можно сравнить с уже давно полученными данными о том, что она себя оценивает так, а от окружающих ждёт более высоко оценки.

    10

Я сделал вывод, что несмотря на то, что в юности самооценка должна быть адекватна в большинстве случаев, нельзя забывать и о том, что неадекватная самооценка встречается. В моём эксперименте ни у одного из старшеклассников не было заниженной самооценки, в большинстве случаев можно было сказать, что самооценки совпадают с социометрическим исследованием. Можно сделать вывод, что класс состоит из нормальных детей, у которых адекватная самооценка, немного склонная к завышению.

Открытие себя как неповторимо индивидуальной личности неразрывно связано с открытием социального мира, в котором этой личности предстоит жить. Юношеская рефлексия есть, с одной стороны, осознание собственного“Я” (“Кто я? Какой я? Каковы мои способности? За что я могу себя уважать? ”) , а с другой стороны - осознание своего положения в мире (“Каков мой жизненный идеал? Кто мои друзья и враги? Кем я хочу стать? Что я должен сделать, чтобы и я сам, и окружающий мир стал лучше? ”). Первые обращенные к себе вопросы ставит, не всегда сознавая это, уже подросток. Более общие, мировоззренческие вопросы ставит юноша, у которого самоанализ становится элементов социально-нравственного самоопределения. Этот самоанализ часто иллюзорен, как во многом иллюзорны юношеские жизненные планы. Но сама потребность в самоанализе - необходимый признак развитой личности и целенаправленного самовоспитания.

    Список литературы:
    1. “Возрастная психология и педагогика”,

под редакцией М. В. Гомезо, М. В. Матюхиной, Т. С. Михальчик, Москва, “Просвещение”, 1984 2. “Практикум по возрастной и педагогической психологии”,

под редакцией проф. А. И. Щербакова, Москва, “Просвещение”, 1982 3. “Психология юношеского возраста”,

    И. С. Кон, Москва, 1975

4. Особенности оценки старшеклассниками моральных и волевых качеств своих сверстников. В. Ф. Сафин, в книге“Психологические проблемы юности”, Москва, 1961 5. “Возрастная и педагогическая психология”,

    под редакцией А. В. Петровского.
    Оглавление:
    1. Введение.
    1
    2. Направленность личности у старшеклассников.
    2
    3. Формирование самооценки.
    5
    4. Самосознание: “открытие Я”.
    8
    5. Самовоспитание старшеклассников.
    12
    6. Взаимоотношения со значительными взрослыми - родителями.
    15
    7. Взаимоотношения со значительными взрослыми - учителями.
    20
    8. Взаимоотношения со сверстниками.
    22
    9. Эксперимент.
    26
    10. Заключение.
    30
    11. Список литературы.
    32
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    1. Абахова
    х
    13
    2
    12
    3
    123
    2. Арутюнян
    х
    123
    2
    23
    3
    12
    3. Борзило
    13
    х
    1
    3
    123
    4. Ботвинко
    3
    х
    12
    123
    123
    5. Волобуева
    х
    13
    12
    23
    13
    2
    6. Гасликова
    1
    х
    123
    2
    3
    123
    7. Захаров
    х
    3
    2
    2
    13
    123
    8. Каверина
    1
    13
    х
    2
    23
    123
    9. Кузнецова
    3
    12
    х
    13
    23
    12
    10. Макушин
    123
    х
    123
    123
    11. Морозов
    1
    3
    х
    3
    1
    13
    12. Миронов
    2
    12
    1
    23
    х
    3
    13
    13. Махина
    3
    13
    1
    1
    х
    13
    14. Невзорский
    123
    3
    12
    х
    3
    15. Поволодский
    1
    2
    3
    13
    2
    13
    х
    2
    16. Рязанцев
    2
    123
    123
    х
    13
    17. Сударикова
    3
    12
    2
    12
    1
    х
    3
    3
    18. Тетроева
    2
    3
    12
    13
    13
    х
    2
    19. Фомина
    13
    13
    13
    х
    20. Шохолевич
    123
    2
    х
    21. Яковлев
    1
    123
    123
    123
    х
    24%
    24%
    52%
    33%
    10%
    10%
    52%
    81%
    110%
    33%
    24%
    52%
    24%
    10%
    24%
    48%
    14%
    33%
    62%
    14%
    71%
    1 - день рождения;
    2 - экзамен;
    3 - КВН.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.