Рефераты. Рождение ребенка и уход за ним - (реферат)

p>Если ребенок родился летом, с ним можно гулять сразу после выписки из родильного дома. Если же зимой—то прогулки желательно начинать с 2 - 3-недельного возраста при температуре на улице не ниже -10°С. Только постепенно можно приучать новорожденного к прогулкам при более низких температурах. Первый раз на улице вам с малышом не стоит находиться дольше 10 минут, но постепенно вы будете гулять все дольше и дольше—до 1, 5 - 2 часов и лучше не один, а 2 - 3 раза в день. Осенью и зимой гулять больше 2 часов не рекомендуется. Личико малыша сначала только слегка приоткрывают, а затем ребенок гуляет уже и с открытым лицом. Из-за дождя прогулки не пропускайте. Коляску с ребенком можно поставить под навес крыльца, на веранду или лоджию. Летом малышу лучше весь день находиться на улице (кроме самых жарких часов). Во время прогулок младенца нужно периодически поить водой.

С недоношенными и ослабленными детьми на прогулки не выходят почти весь 1-й месяц их жизни. Только в возрасте 3 - 4 недель, если это время приходится на весну и лето, недоношенного малыша с массой тела не менее 3000 - 3500 г выносят гулять. Время для первой прогулки с ослабленным ребенком вам порекомендует врач.

Летом первая прогулка с недоношенным малышом может продолжаться не более 15-20 минут, зимой— 10 минут при условии, что температура воздуха не ниже -5°С и нет ветра. Постепенно прогулки становятся более продолжительными (до 45 минут). Гулять с малышом необходимо 2-3 раза в день. По мере того, как ребенок будет привыкать к холоду, с ним можно гулять и при более низких температурах. Если на улице сильный мороз, “прогулки” можно устраивать и дома при открытой форточке. Малыша при этом одевают так же, как и для прогулок на улице.

Зимой, весной и осенью ребенка одевают для прогулки так, чтобы он не перегревался и не переохлаждался. Примерную температуру тела ребенка можно определить по его носу: если он теплый, то все в порядке, малыш одет правильно. Но если нос горячий или холодный, не стоит ждать, когда ребенок забеспокоится покраснеет, вспотеет или, напротив, побледнеет и заплачет. Следует сразу вернуться домой и переодеть малыша.

Закаливание. Закаливание — это система процедур, под влиянием которых повышается сопротивляемость организма нееблагоприятным воздействиям внешней среды. Физиологическая основа закаливания заключается в том, что у человека постоянно и систематически вырабатываются условные рефлексы, обеспечивающие более совершенную терморегуляцию— поддержание постоянной температуры тела. Закаливание не только тренирует теплоадаптационные системы организма ребенка. Оно активизирует и деятельность иммунной системы. Благодаря этим двум факторам, закаливание позволяет избегать многих болезней, особенно у физиологически незрелых новорожденных, у которых иммунная система еще не развита в достаточной степени.

Таким образом, закаливание способствует нормальному физическому и психическому развитию ребенка. Закаливать маыша нужно с первых дней жизни - с этим согласны все. Однако, на то, как закаливать, и в частности в периоде новорожденности, существуют диаметрально противоположные точки зрения. Согласно одной из них, новорожденный ребенок слаб, требует бережного отношения, а потому проводить специальные закаливающие мероприятия можно спустя 1, 5- 2 месяца после его рождения, и то крайне осторожно. А до этого времени следует ограничиваться закаливающими эпизодами, которые возникают в процессе ухода за ребенком, и созданием для него здоровых условий жизни. Темпы адаптации. Прежде всего должен быть обеспечен приток свежего воздуха в комнату, где живет малыш. Для этого нужно почаще открывать форточку зимой и проветривать помещение. Летом окна лучше держать открытыми, чтобы в комнату проникали не только свежий воздух, но и солнечные лучи, под влиянием которых в организме ребенка вырабатывается антирахитический витамин D. Кроме того, солнечные лучи убивают болезнетворные микроорганизмы. Не меньшее значение имеет и умеренная температура воздуха—она не должна быть выше 22°С для доношенных малышей. Прогулки, воздушные ванны, которые младенец принимает при смене пеленок, переодевании, подготовке к купанию, подмывание и гигиенические ванны с заключительным обливанием относительно прохладной водой—все это те первые в жизни ребенка закаливающие процедуры, которые допускают в периоде новорожденности сторонники этой точки зрения.

Но достаточно ли такого закаливания для того, чтобы действительно повысить сопротивляемость организма ребенка неблагоприятным воздействиям? Так ли уж беззащитен перед ними новорожденный? Ведь возможности его адаптационных механизмов необычайно высоки. Иначе и не может быть. Без этого он погиб бы сразу после рождения, как рыбка, выброшенная из воды— 9 месяцев внутриутробной жизни ребенок провел в совершенно других условиях. Скорость адаптивных реакций у новорожденных также чрезвычайно высока. Перестройка функционирования их организма начинается практически мгновенно—с первого крика, первого вздоха. Именно поэтому ребенок без вреда для здоровья мог родиться в оленьей упряжке при 30 - 40°С мороза, при 50°С жары в финской или русской бане, он переносил купание ледяной купели и обтирание снегом. Это все прежние обычаи которыми сопровождалось появление человека на свет. В основе этих обычаев лежал народный опыт, в соответствии с которым кратковременное, но достаточно сильное воздействие на новорожденного низких температур оказывает на него благотворное влияние—оно как бы дает толчок защитным cилам организма, после чего ребенок хорошо развивается. Вот что писал известный в прошлом доктор В. Н. Жук: “Как слабое, так и крепкое дитя, окрещенное зимою в воде прямо из колодца (плюс 8 градусов Реомюра, плюс 10 градусов Цельсия), развивается очень быстро и почти тотчас принимает особый, приятный, бодрый, крепкий вид.... Быстрое погружение в холодную воду точно усиливает все процессы обмена. Кожа краснеет и приятна на вид: дитя выглядит полнее, румянее, округленнее, сосет крепче и с жадностью, скоро засыпает, после крещения не кричит, лежит спокойно и смотрит. Спустя 4-6 недель слабый ребенок неузнаваем". Нередко родители просили крестить ребенка в теплой воде. Результаты крещения были совершенно иными: "Сравнивались дети по истечении шести недель, когда их приносили для молитвы. Буквально все священники заявили о преимуществе холодной воды над теплою; только погружение должно быть полное и весьма быстрое".

Установлено, что высокие темпы адаптации сохраняются у ребенка во всем периоде новорожденности, поскольку в это время малыш приспосабливается к новым условиям жизни. А затем, если адаптационные механизмы не тренировать, их возможности быстро снижаются за ненадобностью, так как младенец находится в комфортных условиях. Родители защищают его от неблагоприятных воздействий внешней среды теплой одеждой, что помогает до поры до времени. Потому что ослабление, сведение адаптивных систем организма на низкий уровень активности делает ребенка беззащитным даже перед легким сквозняком и охлаждением. Авторы ряда пособий по уходу за ребенком подчеркивают, что развивать те или иные системы его организма целесообразно только по мере их созревания готовности к функционированию.

Выходит, в то время, когда системы адаптации у ребенка работают наиболее эффективно, его практически не закаливают. И рекомендуют приступать к осторожному закаливанию уже после того, как скорость его приспособительных процессов пошла на убыль, когда возможности организма уже во многом утрачены и их нужно восстанавливать.

Назовем еще два серьезных недостатка в этой системе "осторожного" закаливания детей. Во-первых, перепады температур при таком закаливании значительно меньше тех, с которыми ребенок встречается в повседневной жизни. И уже хотя бы только поэтому они не могут дать закаливающего эффекта. Даже когда ребенка перепеленывают, перепад температур составляет 10 - 12°С, тогда как в руководствах рекомендуют снижать температуру воды при закаливании на 0, 5—1°С за 3 - 6 дней. Во-вторых, . закаливающее воздействие по этой системе кратковременно и несравнимо с продолжительностью влияния на opганизм комфортных условий. Как пишет Б. П. Никитин, "На закаливание отводят 5-6 минут, а на изнеживание.... — остальные 1434 минуты каждые сутки".

По мнению Ю. Н. Чусова, автора ряда книг о закаливании, для хорошего эффекта мало всего лишь систематически и nocтепенно проводить закаливающие процедуры— такие воздействия должны быть достаточно интенсивными и продолжительным. Сторонники другой точки зрения на закаливание считают, что нужно: для повышения сопротивляемости организма ребенка использовать те уникальные возможности, которые дала ему природа в периоде новорожденности; за основу взять не закаливающие процедуры, а такой образ жизни ребенка, который бы обеспечивал постоянную работу адаптационных систем его организма.

Как это выглядит на практике? Вот как пишет Никитин: "Ребенок бывает голеньким или в одной распашонке все время, пока не спит или когда его мама кормит. Он свободно шевелит ручками и ножками, и мы не боимся, если пяточки у него посинели. Илья Аркадьевич Аршавский говорит, что это первая термоадаптационная реакция малыша к холоду. Радуйтесь, родители, что она у него работает, —холодные ножки меньше отдают тепла, восстанавливается тепловой баланс организма.

В первые два-три дня малыш может иногда икать, но это тоже процесс привыкания к новому тепловому режиму. Икота проходит сама и прекращается, когда малыша заворачивают для сна в комнате в одну-две пеленки. Засыпать ему лучше с теплыми ножками. Для этого маме необходимо взять стопы в свои руки или даже подышать на них.

В комнате старайтесь поддерживать температуру 17 - 19°С. Если малыш находится в ней голеньким, то тонус мышц у него повышен, то есть они напряжены, чтобы больше вырабатывать тепла (видимо, это главный способ согрева), и мышцы при этом развиваются; прохлада всегда бодрит и делает движения особенно приятными; пеленки и одежки не стесняют движения; терморегуляторы организма включаются в работу и переводят всю защитную систему организма на другой режим. Важно только помнить: если малыш перестал двигаться, расслабился, значит, его надо одеть и завернуть в пеленку— согреть.

Таким образом, продолжительность закаливающей процедуры в данном случае определяет сам ребенок, вернее, его родители по изменению состояния малыша. Поначалу у физиологически незрелого младенца эта процедура может занимать лишъ 5 - 10, а у зрелого—порой сразу 60 секунд. По мере привыкания ребенка продолжительность воздушной ванны увеличивается, и вскоре малыш весь период бодрствования проводит либо голеньким, либо в одной распашонке. Такие дети практически не подвержены простудным заболеваниям. Подобный образ жизни ребенка чрезвычайно полезен для его психомоторного развития. Малыш быстрее осваивает различные движения, раньше начинает садиться, вставать в кроватке, ползать.... Благотворно он сказывается и на состоянии кожных покровов младенца, что особенно важно для незрелых детей, со склонностью к аллергическим заболеваниям, в частности к диатезу: кожа малыша в таких условиях не нуждается ни в частых подмываниях, ни в ежедневных купаниях и без всяких смазываний и присыпок остается чистой, здоровой и бархатистой на ощупь. Опрелости, сыпь, покраснения, полученные им в родильном доме, исчезали буквально в несколько дней и больше не появлялись”.

Сколько ребенок должен спать. Матери часто задают этот вопрос. Ответ может дать только сам ребенок. Одному ребенку необходимо спать очень много, другому—совсем мало. Если ребенок сыт, ухожен, много бывает на свежем воздухе и спит в прохладном помещении, вы можете позволить ему самому решать, сколько ему спать. Большинство новорожденных, если они сыты и желудок работает нормально, спят от кормления до кормления. Но некоторые дети с самого рождения спят мало, и совсем не потому, что их что-то беспокоит. Вам незачем приниматъ каие-либо меры. Чем старше становится ребенок, тем все меньше он спит. Обычно первый период бодрствования начинается примерно в 4-5 часов вечера. Со временем ребенок будет бодрствовать и в другое время дня. У каждого ребенка свое расписание сна. К концу первого года жизни он будет спать днем, скорее всего, только 2 раза. А между годом и полутора годами он перейдет на одноразовый дневной сон. Только в младенчестве ребенок спит столько, сколько хочет. В 2 года ребенок—сложное человеческое существо. Он может спать меньше, чем требует его организм, из-за возбуждения, беспокойства и по другим причинам.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.