Разные авторы выделяют разные цели, но это связанно не с тем, что они понимают по-разному значения этих служб, а потому что рассматривают различные ее структуры. Например, некоторые авторы выделяют целью социальной службы“защиту и охрану прав детства”1 [1 Работа с детьми группы риска: методическое пособие для социальной службы “Работа на улице”. М. : Российский благотворительный фонд “Нет алкоголизму и наркомании”, 1999. С 7. ]. Естественно, эти авторы рассматривают детские учреждения, которые защищают и охраняют права ребенка.
Другие авторы выделяют цель деятельности учреждений социальной работы, как выполнение буфера между клиентом и службами, которые могут им оказать помощь. Обобщая всё, научная литература говорит, что целью социальной работы является содействие людям в успешном разрешении их жизненных проблем. Для решения этих проблем ученные выделяют два подхода: первый– социальная работа –профессиональная деятельность, возникающая в виде добровольной филантропической и благотворительной помощи.
Есть и другой подход: социальная работа рассматривается как профессиональная деятельность, целью которой является материализация, опредмечивание интересов и потребностей человека, достижение социально и личностно значимых результатов, закрепление и изучение личности, групп людей в обществе. Эти цели определены Федеральным Законом, закрепляющим систему социального обслуживания учреждений, социального обслуживания населения различных типов.
Но “сейчас делается попытка приспособить механизмы и принципы функционирования социальных отраслей под реальные возможности бюджета в условиях его высокого дефицита, что означает подмену целей (интересов человека) средствами для его решения”1 [1 Баринова М. , Валентина Матвеенко: Наша главная задача –выполнить обязательства, которые мы взяли на себя. //Человек и труд. 1999. № 2. С. 9. ] . Для достижения этой цели нужно решить следующие задачи:
мониторинг территории и района с целью сбора информации о потребности населения; защита и охрана прав обратившихся;
обеспечение непрерывности и единого подхода к проведению профилактических и реабилитационных мероприятий для полного и всестороннего восстановления клиента.
Информирование населения о различных органах, которые могут помочь выбраться из трудной жизненной ситуации.
Исследователи проблем социального обслуживания выделяют следующие функции социального обслуживания:
Профилактическая функция: необходимо проводить массовую профилактическую работу. Примерами могут служить акции: а именно“Без наркотиков” – проводимая недавно Министерством Республики Коми по социальным вопросом; “Мы не курим и не пьем” – артистами Российской эстрады; “Безопасный секс – твой выбор”- пропаганда Министерства Здравоохранения Российской Федерации на каналах российского телевидения.
Социально-реабилитационная функция: она содержит в себе –социальную медико-психологическую реабилитацию лиц с отклонившимся поведением, безнадзорных детей и подростков, детей оставшихся без попечения родителей или лиц их замещающих; медико-социальную реабилитацию и реабилитацию лиц с ограниченными возможностями, семей их содержащих.
Адаптационная функция: бывает двух видов –активная, когда индивид стремится к воздействию на социальную среду с целью ее изменения и пассивную, когда он не стремится к воздействию на нее. Охранно-защитная функция: включает в себя –организацию пенсионного обеспечения; разработки мероприятий по материально-бытовому обслуживанию нетрудоспособных и иных нуждающихся в защите граждан; создание адресной, дифференцированной системы поддержки на государственной основе; организация и внедрение новых форм и видов натуральной, гуманитарной, технической, экстренной помощи. Другими словами, совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека.
Функция социального патронажа: за выполнение этой функции несут ответственность главным образом территориальные центры, которые подразделяют свой патронаж как территориально, так и профессионально. Но здесь нельзя забывать и про линию социальных педагогов школ, которые должны в той или иной форме выполнять эту функцию.
Рассмотрев в общем виде правовые основы, общие принципы, цели, задачи, функции социальной работы, а именно социальных служб можно придти к выводу, что существует острая необходимость в дальнейшем развитии отросли как в глубь, то есть профессионально, так и в ширь, то есть предоставление более широкого спектра услуг.
Председатель комитета по вопросам социальной политики Совета Федерации Российской Федерации В. Торлопов в своем докладе отметил, что необходимость разработки новой концепции рыночной модели социальной политики в условиях затянувшегося системного кризиса1 [1 Мухейдинова Н. Реформы социальной сферы //Экономист. М. ,1998. №5. С. 63. ]. За десять лет существования новой экономической системы Россия смогла сделать столь много, добиться таких заслуг, поднять на средний уровень все социальные службы. Это Россия с ее не далеким прошлым, где эта система даже и не подозревалась как таковая, но существовала до 1917 года. Изменились цели, задачи, функции, но намного ли–нет. Да, конечно, изменились потребности населения, изменились и условия. Например, если при Петре I была попытка вырвать из рук церкви социальную сферу и возложить ее на светские структуры, то в настоящее время социальные службы зависят полностью от государства, в свою очередь государство создает благоприятные условия для того, чтобы этой деятельностью занимались нынешние светские круги. Теперь государство не навязывает эту деятельность, а предлагает как приоритетное направление для продолжения нашей нации.
Теперь Российское направление –это социальная политика, которую и пытаются осуществить в настоящее время. Ее попытки достойны, даже заграничные коллеги приезжающие помочь, подсказать и посмотреть в действительности нашу социальную систему, указывают на то, что наши достижения в этой сфере значительны.
Цели, задачи, функции работы социальных служб разнообразны, так как наша система в действительности еще находятся на стадии бурного развития. Таким образом из всего вышеизложенного следует, что в начале 90-х годов социальные службы с их нормативно закрепленными организационными аспектами социального обслуживания населения имели не стабильный характер, так как не было единого подхода в работе социальных служб, нормативной базе, в отсутствии стандартов социального обслуживания населения. С 1995 года с принятием закона“Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации была четко определенна и в дальнейшем доведена до нужного уровня нормативная база, где прописываются необходимые принципы работы социальных служб. Но все же цели, задачи, функции находятся в постоянном движении, как молекулы воды, превращаясь из одного состояния в другое, но, не меняя своей формулы.
Глава II. Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних – основные направления работы §1. СРЦдН как особый тип специализированного учреждения
О бедах современного детства в России сказано и написано немало. Все государственные доклады “О положении детей в России”последних лет отмечают резкое ухудшение условий для физического, психического, нравственного развития детей, рост числа несовершеннолетних, изувеченных социальным окружением, ставших жертвами разного рода насилия, втянутых в криминальные группировки.
В 90-е годы в стране осуществляются меры, направленные на улучшение положения детей. Принят ряд федеральных законов, введена президентская программа“Дети России”, в субъектах Российской Федерации разрабатываются законодательные акты и программы, направленные на защиту прав детей. Утверждение Национального плана действий в интересах детей до 2000 г. положило начало формированию государственной политики, ориентированной на поддержку детства. В системе социальной защиты населения, создается сеть учреждений для различных категорий детей, нуждающихся в социальной поддержке и реабилитации.
Статистики, характеризующей количество и состав современных беспризорников, официально не существует, но, как свидетельствуют данные МВД России и Минсоцзащиты России, в поле зрения государственных органов ежегодно попадает до 200 тысяч таких детей и подростков1 [1 Первые итоги. М. , 1997. С. 18. ] .
В нарушении международных правовых норм детей и подростков, не совершившие правонарушений, нередко социальное обслуживание содержались в приемниках-распределителях органов внутренних дел, ожидая отправления в детские учреждения интернатного типа.
С этим и связано, что в государственной системе защиты прав несовершеннолетних, с целью предотвращения противоправных проявлений среди детей и подростков, особое место принадлежит сети новых социально-профилактических служб. К таким относятся социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних. Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних являются компонентом общей государственной системы профилактики детской безнадзорности и правонарушений.
Именно эта позиция была закреплена в Указе Президента Российской Федерации “О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав”от 6 сентября 1993 года №1338. В соответствии с этим указом в стране создаются принципиально новые специализированные учреждения для детей и подростков и среди них муниципальное учреждение“Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Сыктывкар”. Центры социальной реабилитации несовершеннолетних в России начали открываться 1993 г. , на два года позже, чем приюты (на 1 января 1994г. действовало 7 центров, соответственно в 1995 г. – 61, 1996 г. – 116, 1997 г. – 159, в 1998 г. – около 20001 [1Социальная защита / Минисерство Республики Коми по социальным вопросам. Сыктывкар. 1998. С. 7. ]). Однако их численность и география размещения не соответствует остроте и масштабам проблемы, количеству детей и подростков, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. В дальнейшем мы видим увеличение числа таких учреждений, что обусловлено прежде всего сегодняшней ситуацией, непосредственно влияющих на судьбы детей. Наиболее интенсивно развивается сеть этих учреждений в Красноярском, Краснодарском краях, Иркутской, Московской, Нижегородской, Саратовской, Челябинской и Костромской областях.
Органы местного самоуправления формируют на местах муниципальную систему социальной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Частью этой системы становятся специализированные учреждения органов социальной защиты: социально-реабилитационные центры являются наиболее перспективными в общей системе социальных детских учреждений, так как позволяют комплексно решать проблемы коррекционно-реабилитационной работы детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, так и воздействовать на среду, в которой он находится, в том числе, и на родную семью. Центр призван помочь не только беспризорным детям, но и тем, которые еще не утратили связей с семьей, другими институтами социализации, ибо спектр услуг, который получают в нем несовершеннолетние, нуждающиеся в государственной помощи, значительно шире, чем в других социозащитных учреждениях.
Наличие социально-реабилитационных учреждений на большинстве территорий позволяет оперативно поместить ребенка в нормальные условия содержания, психологически подготовить его к жизни в замещающей семье или интернатном учреждении, избавляет специалиста по охране прав детства от утомительной процедуры сбора необходимых справок: социально-реабилитационные учреждения имеют достаточный штат специалистов по социальной работе, что делает этот процесс менее мучительным и для ребенка.
Страницы: 1, 2, 3, 4