Рефераты. Сознание и бессознание в психике и поведении человека - (реферат)

p>1) представление бессознательного как самого психического начала, которое живет в душе человека отдельно, обособлено и постоянно враждует с сознательным; 2) преувеличенная роль бессознательного вообще и сексуальных влечений в частности. Ошибка Фрейда заключается не в постановке проблем, а в способе их решения;

3) научная несостоятельность фрейдизма проявляется в принижении роли разума и биологизации социальных явлений. Согласно учению Фрейда вытекает то, что слепые инстинкты и примитивные влечения стоят впереди логики, идеалов и разума. Влечение, а не внешние воздействия являются подлинными двигателями индивидуального и социального прогресса; они– ведущие стимулы деятельности, подчиненной принципу наслаждения. Тем не менее концепция данного автора оказала огромное, решающее влияние на раскрытие и развитие в истории рассматриваемой проблемы, проблемы бессознательного и ее роли в структуре психики человека.

    Глава II

Эмпирическое исследование некоторых проявлений сознания и бессознательного

    Выявление доминирующего инстинкта

Во второй главе данной работы представлено описание практических исследований влияния сознания и бессознания на поведение и психику человека. За сознанием и бессознанием человека закреплен конкретный доминирующий инстинкт, который так или иначе воздействует на поведение человека, определяет те или иные поступки, оказывает определенное влияние при принятии решения.

С целью определения доминирующего инстинкта были проведены две методики, разработанные В. И. Гарбузовым: вопросник, определяющий доминирующий инстинкт, представленный в сознании и ассоциативный тест–для выявления его в бессознательном. Исследование проводилось на 50 испытуемых, 24 из которых студенты 2-го курса психологического факультета ЧувГУ и 26– ученики 11 “Б” класса школы-лицея №41. Обратимся к первой методике, выявляющей сознательный доминирующий инстинкт. Итак, согласно концепции В. И. Гарбузова, можно выделить семь инстинктов: самосохранения, продолжения рода, альтруистический, исследования, доминирования, свободы и сохранения достоинства. Инстинкты группируются в диады: диада А включает в себя инстинкты самосохранения и продолжения рода, и она–базовая, обеспечивающая физическое выживание особи и вида. Диада Б включает в себя исследовательский инстинкт и инстинкт свободы, она обеспечивает первичную специализацию человека. И, наконец, диада В включает в себя инстинкты доминирования и сохранения достоинства и обеспечивает самоутверждение, самосохранение человека в психосоциальном плане. Все вместе эти три диады в самом общем виде обеспечивают адаптацию человека в реальной жизни. Инстинкт альтруизма социализирует эгоцентрическую сущность всех остальных инстинктов. Соответствующая схема инстинктов приведена в приложении 2.

Обычно в норме у человека один или несколько инстинктов доминируют, остальные же выражены слабее, но полноценно влияют на ориентировку личности в какой-либо деятельности. В зависимости от того или иного инстинкта вытекает первичная фундаментальная типология индивидуальности. И каждый человек принадлежит к одному из семи типов:

    I – “эгофильному”;
    II – “генофильному” (от латин. genus – род);
    III – “альтруистическому”;
    IV – “исследовательскому”;
    V – “доминантному”;
    VI – “либертофильному” (от латин. libertas – свобода);

VII – “дигнитофильному” (от латин. diginitas – достоинство). Далее приведены краткие личностные характеристики на основе ведущих качеств в рамках вышеприведенной типологии.

“Эгофильный” тип: эгоцентричность, консерватизм, готовность поступиться социальными потребностями ради собственной безопасности, отрицания риска, тревожность в отношении своего здоровья и благополучия.

“Генофильный” тип: сверхлюбовь к своим детям, семейственность, сверхзабота о безопасности и здоровье своих детей, сверхтревожность относительно будущего своих детей.

“Альтруистический” тип: доброта, сопереживание, понимание людей, бескорыстность в отношениях с людьми, забота о слабых, больных, миролюбие. “Исследовательский” тип: склонность к исследовательской деятельности, склонность к поиску нового, новаторство в науке, искусстве и других областях, способность без колебаний оставлять обжитое место, налаженное дело при появлении новых, требующих риска, но интересных дел и задач, устремленность к творчеству, самоотверженность в реализации творческих устремлений. “Доминантный” тип: склонность к лидерству, к власти, предрасположенность к решению сложных задач, приоритет перспектив служебного роста над материальными стимулами, готовность к жесткой борьбе за лидерство, за первое место, приоритет общего (интересов дела, коллектива) над частным (интересами одного человека). “Либеральный” тип: склонность к протесту, бунтарству, предрасположенность к перемене мест (отрицание будничности), стремление к независимости, склонность к реформаторству, революционным преобразованиям, нетерпимость к любым формам ограничения, к цензуре, к подавлению “я”.

“Дигнитофильный” тип: нетерпимость к любым формам унижения, готовность поступиться благополучием и социальным статусом во имя собственного достоинства, приоритет чести и гордости над безопасностью, бескомпромиссность и прямота в отношениях с лидерами, нетерпимость ко всем формам ущемления прав человека.

Наряду с “чистыми” по доминирующему инстинкту типами наблюдаются и смешанные, когда сочетаются чаще два типа.

Теперь обратимся к описанию исследования. Испытуемым предлагалось отметить любым знаком, например знаком “+” наиболее близкие и волнующие их проблемы и утверждения, число которых достигало тридцати пяти. Содержание вопросов дано в приложении 3. Максимальное количество баллов для элемента каждого типа инстинкта было одинаково и равнялось пяти. Наибольшая сумма указывала на вид доминирующего инстинкта и на типовую принадлежность.

    Полученные результаты опроса занесены в следующую таблицу:
    Испытуемые
    Сознательный доминирующий инстинкт
    Соотношение к другим
    инстинктам, %
    Студенты
    либертофильный
    генофильный
    дигнитофильный
    исследовательский
    эгофильный
    другие
    29%
    26%
    17%
    14%
    9%
    5%
    Школьники
    либертофильный
    доминантный
    исследовательский
    дигнитофильный
    альтруистический
    другие
    26%
    25%
    19%
    13%
    12%
    5%

Процентное соотношение указанных инстинктов вычисляется по формуле: - для студентов и - для школьников, где х – процентное соотношение, а n – общее набранное количество баллов для каждого типа. Таким образом, в результате опроса выяснилось, что в сознании студентов доминирующим является либертофильный и генофильный инстинкты ( а также другие указанные в таблице, на проявляющиеся слабее). Доминирующая роль первого инстинкта объясняется стремлением к независимости, свободе, что связано с периодом окончательного формирования личности; готовностью отстаивать свое мнение, свои позиции, нетерпеньем к любым формам ограничений. В возрасте примерно 16– 20 лет человек особенно стремится стать самостоятельным –“встать на ноги”, сформулировать цель своей жизни и последующих действий. Господствующая роль второго, генофильного, инстинкта связана, во-первых, вновь с возрастом, периодом начала проявления родительского чувства, что может быть закреплено генетически, и во-вторых, имеет связь с тем, что более 90% опрошенных являлись девушками, которые уже с раннего возраста склонны проявлять чувство материнства.

У школьников сознательно доминирующими инстинктами являлись: также либертофильный, доминантный, исслндовательский и некоторые другие, доминирующие меньше. Причина существования первого и второго указанного инстинкта аналогична. Доминирующая роль исследовательского инстинкта может быть связана с сосредоточенностью и повышенным вниманием к учебной деятельности, творчеству, приобретению новых знаний и навыков в связи с окончанием школы, предстоящим экзаменом и, что важнее, выбором будущей специальности и учебного заведения или места работы.

Теперь обратимся ко второй методике из этой же серии. Она представляет собой набор четырех ассоциативных тестов для выявления доминирующего инстинкта, представленного в бессознательном. Испытуемым предлагается отобрать наиболее близкие и значимые для него символы, цифры, деревья, фигуры. Предложенные варианты и результаты исследования по вопроснику в виде таблицы даны в приложениях 4 и 5 соответственно. Наибольшее число совпадений, указанных в одной из колонок таблицы определяет доминирующий бессознательный инстинкт испытуемого. Ассоциативные тесты предлагались тому же набору испытуемых. Данные, полученные после проведения тестов занесены в таблицу, которая представлена ниже.

Для вычисления процентного соотношения между выявленными инстинктами были использованы формулы, указанные выше.

    Испытуемые
    Сознательный доминирующий инстинкт
    Соотношение к другим
    инстинктам, %
    Студенты
    генофильный альтруистический
    доминантный
    дигнитофильный
    либертофильный
    другие
    34%
    28%
    15%
    15%
    12%
    6%
    Школьники
    дигнитофильный
    исследовательский
    доминантный
    альтруистический
    генофильный
    другие
    23%
    18%
    17%
    15%
    14%
    11%

В результате выяснилось, что доминирующими инстинктами, представленными в бессознательной сфере опрошенных студентов, являются генофильный и альтруистический. Присутствие в бессознании генофильного инстинкта определяется, в первую очередь, принадлежностью большинства испытуемых к женскому полу, что соответственно объясняет то, что главная цель, ценность, жизненный замысел подчинен главным образом одному–создание семьи, реализация себя в роли матери, жены, последующее подчинение своих интересов интересам детей, семьи. Альтруистическому типу людей характерно, как уже отмечалось, сопереживание и понимание других, доброта, забота и миролюбие–а это одни из основных качеств, которые должны обнаруживаться у будущего психолога, и поэтому вполне естественно и объяснимо выявление альтруистического инстинкта в бессознании психологического факультета.

В бессознании школьников господствующая роль принадлежит дигнитофильному, исследовательскому, доминантному инстинктам. Здесь следует объяснить причину доминирования дигнитофильного инстинкта, следующие за ним второй и третий уже были затронуты и получили объяснение. Испытуемые учащиеся 16-17 лет оправданно проявляют нетерпимость к любым формам унижения и ущемления своих прав, ценят прямоту в общении и защиты чести и гордости. Альтруистический и генофильный инстинкт также были выявлены в бессознании школьников, несмотря на их слабое проявление.

    Следует отметить еще два немаловажных момента:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.