Перед сангвиником следует непрерывно ставить новые, по возможности интересные задачи, требующие от него сосредоточенности и напряжения. Необходимо постоянно включать его активную деятельность и систематически поощрять его усилия. Флегматика нужно вовлечь в активную деятельность и заинтересовать. Он требует к себе систематического внимания. Его нельзя переключать с одной задачи на другую. В отношении меланхолика недопустимы не только резкость, грубость, но и просто повышенный тон, ирония. Он требует особого внимания, следует вовремя хвалить его за проявленные успехи, решительность и волю. Отрицательную оценку следует использовать как можно осторожнее, всячески смягчая ее негативное действие. Меланхолик - самый чувствительный и ранимый тип с ним надо быть предельно мягким и доброжелательным.
От темперамента зависит, каким способом человек реализует свои действия, но при этом не зависит их содержательная сторона. Темперамент проявляется в особенностях протекания психических процессов. Влияя на скорость воспоминания и прочность запоминания, беглость мыслительных операций, устойчивость и переключаемость внимания. 7. Заключение.
Как отмечалось ранее, темперамент отражает динамические аспекты протекания психических процессов и поведения человека, преимущественно врожденного характера, т. е. свойства личности, которые мало подвержены изменениям под влиянием условий жизни. Однако это не означает, что свойства темперамента не изменяются вообще. Психологические исследования и педагогическая практика показывают, что темперамент несколько изменяется под влиянием условий жизни и воспитания.
Динамическая характеристика психической деятельности не имеет самодовлеющего, формального характера; она зависит от содержания и конкретных условий деятельности, от отношения индивида к тому, что он делает, и к тем условиям, в которых он находится. Темпы моей деятельности будут, очевидно, различными в том случае, когда направление ее вынужденно идет вразрез с моими склонностями, интересами, умениями и способностями, с особенностями моего характера, когда я чувствую себя в чужом мне окружении, и в том случае, когда я захвачен и увлечен содержанием моей работы и нахожусь в созвучной мне среде.
Живость, переходящая в игривую резвость или развязанность, и размеренность, даже медлительность движений, принимающая характер степенности или величавости в мимике, в пантомимике, в осанке, походке, повадке человека, обусловлены многообразнейшими причинами, вплоть до нравов той общественной среды, в которой живет человек, и общественного положения, которое он занимает. Стиль эпохи, образ жизни определенных слоев обуславливает в известной мере и темпы, вообще динамические особенности поведения представителей этой эпохи и соответствующих слоев.
Идущие от эпохи, от общественных условий динамические особенности поведения не снимают, конечно, индивидуальных различий в темпераменте различных людей и не упраздняют значения их органических особенностей. Но, отражаясь в психике, в сознании людей, общественные моменты сами включаются во внутренние индивидуальные их особенности и вступают во внутреннюю взаимосвязь со всеми прочими их индивидуальными особенностями. В реальном образе жизни конкретного человека, в динамических особенностях его индивидуального поведения тонус его жизнедеятельности и регуляции указанных особенностей, которая исходит из общественных условий (темпов общественно–производственной жизни, нравов, быта, приличий и т. п. ), образуют неразложимое единство иногда противоположных, но всегда взаимосвязанных моментов. Регуляция динамики поведения, исходящая из общественных условий жизни и деятельности человека, может, конечно, иногда затронуть лишь внешнее поведение, не затрагивая еще саму личность, ее темперамент; при этом внутренние особенности темперамента человека могут находиться и в противоречии с динамическими особенностями поведения, которого он внешне придерживается. Но, в конечном счете, особенности поведения, которого длительно придерживается человек, не могут не наложить раньше или позже своего отпечатка–хотя и не механического, не зеркального, а иногда даже компенсаторно-антагонистического– на внутренний строй личности, на ее темперамент. Таким образом, во всех своих проявлениях темперамент опосредован и обусловлен реальными условиями и конкретным содержание жизни человека. Поэтому следует помнить, что деление людей на четыре вида темперамента очень условно. Существуют переходные, смешанные, промежуточные типы темперамента; часто в темпераменте человека соединяются черты разных темпераментов. Темперамент может также изменяться и в результате самовоспитания. Даже взрослый человек может изменить в определенную сторону свой темперамент. Поэтому “чистые” типы темперамента встречаются относительно редко. Список использованной литературы: Немов Р. С. Психология. М. , Владос, 1995. Юнг К. Г. Психологические типы. М. , 1995.
3. Психология индивидуальных различий ТЕКСТЫ /под ред. Ю. Б. Гиппенрейдера, В. Я. Романова - М. изд-во МГУ, 1982 г. Практическое задание.
Задание. Охарактеризуйте основные типы темпераментов (сангвинический, меланхолический, холерический и флегматический) с позиций свойств, необходимых для руководителя. Определите“сильные” и “слабые”, с вашей точки зрения, стороны каждого типа темперамента для руководящей деятельности.
Свою точку зрения на “сильные” и “слабые”стороны каждого типа темперамента с позиции свойств, необходимых для руководителя я изложил в виде такой таблицы. Тип темперамента “Сильные” стороны. “Слабые” стороны. Сангвиник энергичен; работоспособен; активно принимается за дело; легко переключается с одного вида деятельности на другой; быстро сосредотачивается дисциплинирован;
при необходимости сдерживает проявление своих чувств и непроизвольные реакции; легко переучивается; гибкость ума; находчивость; активно контактирует легко сходится с людьми.
при длительной и однообразной работе теряет интерес к делу; в некоторых ситуациях могут неадекватно проявляться чувства. Флегматик уравновешен; невозмутим; при больших неприятностях остается спокойным; трудно вывести из себя, задеть эмоционально; обладает выдержкой и самообладанием; в деятельности основателен, упорен, продуман; доводит начатое дело до конца; энергичен; работоспособен; - терпелив; медлителен; ненаходчив
с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке; инертный; трудно сходится с людьми. Холерик активен; энергичен; с увлечением берется за дело; работает с подъемом, преодолевая трудности. необуздан; нетерпелив; несдержан; вспыльчив; инертный; неуравновешен;
в отношении с людьми допускает резкость, раздражительность, эмоциональную несдержанность; конфликтен; резкая смена настроений, в том числе и в деятельности. Меланхолик
привычной и спокойной обстановке работает очень продуктивно. неэнергичен; пассивен; ненастойчив; легко утомляется; мало работоспособен; робок; нерешителен; не уверен в себе; избегает общения с малознакомыми, новыми людьми; проявляет неловкость в новой обстановке; все новое, необычное вызывает тормозное состояние; чрезмерно обидчив; болезненно чувствителен; легко уязвим; тяжело переносит огорчения, обиды;
длительное и сильное напряжение вызывает замедленную деятельность.
Страницы: 1, 2, 3