Рефераты. Теоретическая психология - (шпаргалка)

p>1. Локальная привязка(метод мест). Состоит в построении для запоминания ряда объектов другого ряда опорного, состоящего из хорошо знакомых объектов. На практике таким опорным рядом может служить последовательность комнат , домов на своей улице и т. д. Человек сначала заучивает опорный ряд, затем использует его элементы, чтобы сопоставить с ними элементы запоминаемого ряда.

2. Метод словесных посредников (близок к методу мест) - он основан на соотнесении двух рядов объектов , предназначенного для запоминания опорного ряда слов, организованных в осмысленную фразу. Посредником может служить например ритмический ряд (стихотворение - ритм и рифма придают ему словесную организацию). Удобным приемом является запоминание опорных слов, дат с которыми увязывается вновь заучиваемое.

3. Облегчает запоминание метод группировки. Он основан на разбиении ряда объектов на части и объединении частей в ритмичную структуру (пример с телефонными номерами).

4. Метод ассоциациипредполагает создание связей между каждым элементом запоминаемого ряда и зрительным образом. Чем необычнее ассоциация, тем прочнее запоминание.

Обратимся теперь к приемам запоминания, которые опираются либо на выявление или усиление внутренних связей в запоминаемом материале, либо на связи этого материала с интересами человека.

1. Метод, основанный на создании нужной установки. Установка на запоминание создается с помощью самоинструкции. Она влияет не только на сам факт запоминания, но и на длительность сохранения. Нужно четко дифференцировать материал, указывая, что следует запомнить на время, а что и на всегда. 2. Запоминание объекта в деятельном аспекте. Материал легче запомнить если четко сформулирована цель деятельности. (Пересказ текста своими словами приводит к лучшему его запоминанию, чем многократное чтение, т. к. пересказ это активная, организованная целью работа). Цель также влияет не только на эффект запоминания, она еще и обеспечивает определенную напряженность, которое удерживает внимание к материалу до достижения результатов.

3. Понимание логической связанности материала также способствует его запоминанию.

4. Способ, содержащий в явном виде все упомянутые приемы, - это составление плана или блок-схемы.

Следует иметь ввиду, что положительный опыт запоминается лучше, чем отрицательный, а последний в свою очередь лучше чем нейтральный. Излагая трудный для запоминания материал полезно сопроводить его своей эмоциональной оценкой. Но следует всегда помнить, что повторение - это основной метод удержания информации в хранилище нашей памяти.

    Вопрос № 8
    Формы проявления эмоций человека.
    Способы управления эмоциональным состоянием.

Эмоциональный мир человека разнообразен и разнокачественен. Представление о богатстве и многообразии эмоциональной сферы личности дают понятия чувственного тона, аффектов, стрессов, настроений. Все это– формы проявления эмоций человека. Аффект –сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, возникающее в связи с резким изменением жизненно важных условий. Степени аффекта могут достигать только некоторые эмоции–гнев, радость, горе, тревога, страх, и тогда они принимают форму соответственно ярости, восторга, отчаяния, растерянности и ужаса. Аффект сравним с взрывом, вспышкой, бурей большой интенсивности. Он оказывает выраженное дезорганизующее действие на протекание познавательных психических процессов. Стресс –форма эмоциональных переживаний, возникающих в особой, экстренной ситуации и требующих от человека мобилизации сил. Он также как аффект может приводить к изменениям в организации психических процессов, к эмоциональным сдвигам, к состояниям, когда человек“слова не может сказать”. Выделяют 3 стадии стресса: реакция тревоги – мобилизация защитных сил организма

    сопротивление – полная адаптация к стрессу
    стадия истощения

Видный психолог Селье видит фидит физическую активность, как средство с помощью которого можно победить стресс, но одной ее не достаточно, необходим также кодекс поведения и конечная цель.

Нужно отметить, что стресс иногда необходим человеку, например, для адаптации к меняющимся условиям существования.

Настроение –общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течении длительного времени различные психические процессы. Длительное плохое настроение– показатель неблагополучия в жизни. Чувство- устойчивая форма эмоционального переживания, связанная с каким-то определенным объектом или категорией объектов, обладающих особым значением для человека. Это высшее проявление эмоциональной сферы, выражающее духовный мир личности. В психологии принято выделять 3 вида чувств:

    Интеллектуальные (связанные с интересом)
    Нравственные
    Эстетические (связанные с чувством прекрасного)

Человек, сделавший главный выбор и уверенный в его правильности избавляет себя от страхов и колебаний, попадая в трудную ситуацию он соотносит ее с главными ценностями и рассматривает на фоне общей перспективы (всей жизни или всего человечества). Следовательно, первый способ управление эмоциями – это установка на уверенность правильности цели. Второй способ – это переключение внимания с эмоционального события на другую деятельность (“эмоции нужно вогнать в мышцы”). Третий способ –это определение личной значимости события. Достаточная информированность позволяет сделать это и тем самым предотвратить возможность эмоционального срыва.

Четвертый способ –подготовка стратегии отступления. Она уменьшает страх получить неблагоприятное решение. В случае поражения нужно произвести общую оценку значимости по типу“не очень и хотелось” Иногда человеку необходимо “выговорится” и выплеснуть все переживания наружу. Эмоции можно усилить интересной работой и целенаправленной деятельностью + юмор.

    Вопрос № 9
    Способы активизации мыслительной деятельности.

Непосредственным толчком к развитию мыслительной деятельности служит возникновение задачи. Вместе с тем следует отметить, что значительную роль играет в этом процессе сила мотива. Так, слабая мотивация не обеспечивает достаточной развернутости мыслительного процесса, и, наоборот. Существуют различные способы создания оптимальной мотивации, активизирующей мыслительную деятельность. Среди них особенно выделяют:

    Мотивационный вызов
    Правильная постановка проблемного вопроса
    Преодоление психических барьеров
    Подсказка

Иногда полезно бросить человеку вызов –побудить его к преодолению трудностей и решению задач. Ярким примером этого способа является эксперимент Тихомирова. Он предложил двум группам решить геометрическую задачу, допускающую несколько различных решения. Первую группу просто попросили решить эту задачу, а второй дополнительно сообщили, что задача является тестом на умственные способности (был брошен вызов). В результате первая группа быстро закончила работу, найдя первое подвернувшееся решение, а вторая долго продолжала работать, находя все новые варианты решения, хотя инструкция этого специально не поощряла.

Активизирует мыслительные процессы умение правильно, проблемно ставить вопросы, т. к. они концентрируют внимание, ограничивая перебор гипотез в памяти. Роль вопроса и тем более цепочки взаимосвязанных вопросов является решающей в направлении мыслительного процесса, они не дают мысли“растекаться”. Важным способом активизации мыслительной деятельности является преодоление психологических барьеров, сущность которых заключается в тенденции использовать штампы и шаблоны. Незаметно для себя человек попадает на“традиционный”путь мышления, начинает думать в общепринятом, обычном направлении и, естественно, ничего нового и оригинального придумать не может. Для преодоления психологических барьеров полезно уже в начале решения задачи подвергнуть анализу все поле гипотез. И только по мере того как анализ начнет продвигаться, он должен сосредотачиваться на более узкой сфере. Этотуход от стереотипов в конечном итоге дает мощный толчок развитию творческой мысли. Одним из действенных способов активизации мышления многие психологи считают подсказку. Однако надо иметь ввиду, что подсказка, совпадающая по времени с формированием собственного решения, может резко затормозить мыслительную деятельность и вызвать так называемый эффект запирания. Примером его может служить подсказка преподавателя на экзамене, предложенная в момент, когда экзаменующийся почти достиг результата. Она может внести дисбаланс в систему ответа и нарушить схему решения.

Все вышеперечисленные способы активизации мышления весьма эффективны при анализе теоретических проблем в повседневной жизни.

    Вопрос № 10

Эмоции и чувства человека их функции. Проблема эмоций в психологии.

Особую и важную сторону жизни человека представляют его эмоции и чувства. Если в восприятии, ощущении, мышлении отражаются предметы и явления, их различные свойства, всевозможные связи и зависимости, то в эмоциях и чувствах человек проявляет свое отношение к содержанию познаваемого.

Проблема эмоций в психологии учеными оценивается по-разному. Существует две точки зрения:

Эмоции играют важную положительную роль в организации мотивации. Человек – существо эмоциональное. Эмоции дезорганизуют поведение, разрушают его и являются источником психосоматических заболеваний. Человек–существо рациональное и главными для него выступают познавательные и интеллектуальные процессы.

Эмоциипредставляют собой - психический процесс, основанный на чувственном отражении значимости внешних воздействий.

Чувства и эмоции не существуют, вне познания и деятельности человека. Они возникают в процессе деятельности и влияют на ее протекание. В связи с этим выделяют2 функции эмоций:

Сигнальная функция выражается в том, что переживания возникают и изменяются в связи с происходящими изменениями в окружающей среде или в организме человека. Регулирующаяфункция заключается в том, что стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся на пути преграды или мешают протеканию деятельности, блокируют ее.

Эмоции воздействуют на нас через различные каналы. Они могут вызывать целый ряд изменений в организме человека: в органах дыхания, пищеварения, сердечно-сосудистой деятельности. При эмоциональных состояниях меняется пульс, кровяное давление, расширяются зрачки, наблюдается потоотделение и т. п. Кроме того эмоции имеют решающее значение для развития личности. Они сильно влияют на процессы социализации, т. к. эмоции, которые человек испытывает наиболее часто в детском возрасте (будь они отрицательными или положительными) откладываются в его психике и могут всплыть на поверхность уже, когда он становится взрослым, внешне проявляясь в особенностях характера, отношениях его к миру.

Яркость и разнообразие эмоциональных отношений делают человека более интересным. Он откликается на самые разнообразные явления действительности: его волнуют музыка и стихи, новейшие достижения техники и т. д. Богатство собственных переживаний личности помогает ей более глубоко понять происходящее, более тонко проникнуть в переживания людей, их отношения между собой. Чувства и эмоции способствуют более глубокому познанию человеком самого себя. Благодаря переживаниям человек познает свои возможности, способности, достоинства и недостатки. Переживания человека в новой обстановке нередко раскрывают что-то новое в самом себе, в людях, в мире окружающих предметов и явлений.

Эмоции и чувства придают словам, поступкам, всему поведению определенный колорит. Положительные переживания воодушевляют человека в его творческих поисках и смелых дерзаниях. Подчеркивая значение переживаний, В. И. Ленин говорил, что без человеческих эмоций никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины.

    Вопрос № 11.
    Проблема сознания и самосознания человека.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.