Рефераты. Тезисы по теории психической коммуникации - (реферат)

p>Ключевым вопросом в это время мне кажется - на сколько долго младенец будет находиться в состоянии постнатальной регрессии? На мой взгляд, это зависит от трех факторов: Насколько удовлетворительным был пренатальный опыт?

Насколько травматично (в психическом отношении) проходили роды и процесс рождения? И насколько остро стоит в психическом смысле вопрос выживания, а иными словами, насколько удовлетворяющей или фрустрирующе-депривирующей оказывается новая реальность? Безусловно, я ограничиваю список подобных вопросов, предполагая относительно нормальное психофизиологическое пренатальное развитие, обуславливающее рождение здорового ребенка.

Если опыт пренатального психического развития оказался достаточно негативным, в смысле продолжительно постоянных, негативных нервно-психических переживаний матери, то это в свою очередь может определять качество пренатального эго, с которым рождается младенец. Возможно, подобный опыт может являться причиной более слабого эго, неспособного к константной связи с окружающими сенсорными стимулами, т. е. эго не настраивается в русло стабильной удовлетворяющей адаптации и это не приводит к удовлетворяющим галлюцинаторным фантазиям об ином мире, как мире, в котором есть жизнь. Доминирующий негативный опыт дает меньше ситуаций удовлетворения и психическая органика затрачивает больше времени на, то чтобы сформировать константность отношений между “жизнью и смертью”. Другими словами, такое фрустрирующее существование не дает опыт удовлетворяющих взаимодействий, что является причиной несвоевременной актуализации вопросов о выживании. Младенец просто вынужден существовать изначально в такой критической, тревожно-параноидной ситуации, влекущей за собой колоссальный заряд всей последующей параноидной тревоги, неуверенности, нестабильности, амбивалентности и других деструктивных факторов объектных отношений.

Травматичные роды, к сожалению, как норма, также являются тормозящим фактором в развитии, так как дают более сильный шокирующий толчок к более глубокой постнатальной регрессии. При чем под травматизацией здесь имеется в виду не фактическая физическая травма от повреждений шейных позвонков, удушения и т. п. , а скорее сама психологическая картина родов. Учитывать надо такие негативные факторы психического воздействия как: Прекращающееся единство с гармонией тела матери в борьбе за выход на свет – введение стимуляторов нарушают этот биологический процесс естественного, самостоятельного выхода младенца на свет. Психологическое и физическое состояние матери, которое может под воздействием лекарств или обстановки иметь неадекватно-тревожное, не естественное психическое состояние. Окружающее коммуникативное пространство, которое может быть тревожно-агрессивным, из-за: яркого, направленного операционного света, тревожного шума от переговоров врачей и пугающих звуков инструментов и т. п. А может быть комфортным, при этом роды проходят в родной себе обстановки – дома или в естественных условиях, где нет яркого света, может быть приятная музыка или не тревожно-агрессивные звуки, роды принимают знакомые тебе люди и т. п. Использование инструментов или технических приемов (типа выдавливание) для ускорения рождения ребенка – также нарушают процесс естественного рождения. Материнская депривация сразу после родов, из-за быстрого отлучение младенца от матери. Несвоевременное отрезание пуповины, когда еще не закончен биологический обмен между плацентой и ребенком. Использование технических приемов (типа ударов) для запуска легочного дыхания младенца. Другие медицинские вмешательства, нарушающие единство матери и ребенка во время рождения и сразу после него. Многие из перечисленных пунктов являются уточнением в целом травматичного и психически патогенного влияния родов в современных медицинских условиях, т. е. в род домах.

Психологически травмирующие роды, в своем роде, являются первым негативным фактором влияния новой, постнатальной жизни. В принципе, эндогенная постнатальная регрессия наступит в любом случае, как бы не проходили роды, поэтому я и считаю постнатальную регрессию эндогенной. Но если вхождение в мир было мягким, естественным для биологических процессов единства с матерью и дальнейшее окружающее оказываться максимально удовлетворяющим, или не избыточно фрустрирующим, то способность эго выходить на новый уровень адаптации к сенсорным воздействиям наступит гораздо раньше. Этот уровень можно определить как период стимульной дифференциации.

Что такое стимульная дифференциация? Это период, когда младенец, путем адаптации к постоянному потоку новых сильных психомоторных впечатлений выходит из постнатальной регрессии и эго начинает постепенно возобновлять дифференциацию и константность сенсорного взаимодействия. Другими словами, это период когда начинается собственно объектные отношения.

С учетом всех трех факторов продолжительность эндогенной постнатальной регрессии может быть от нескольких дней до 1. 5-2 месяцев, что в своем роде может говорить о нормальном или значительно заторможенном развитии личности.

Дело в том, что биологические ритмы младенца, а главное “ощущение времени” совсем иные, чем у взрослых людей. Учитывая, что в период первого года жизни младенец физически вырастает вдвое, психическое развитие на первом году, особенно в первые 2 месяца жизни имеет более высокие ритмы развития по сравнению с последующими периодами развития. Если попытаться сопоставить единицу времени психического развития младенца с таким же результатом качества влияния на психику взрослого, то это соотношение наверное будет 1 к 10. Подтвердить это мы можем, глядя на естественную потребность в переработке и регенерации физической энергии, которая происходит во сне младенца. В первые месяцы жизни младенца период бодрствования и сна в основном соответствует периодам кормления, так как в норме, после кормления ребенок должен засыпать. Так в течение суток смена цикла бодрствования и сна сменяется примерно 6-8 раз, а в дальнейшем этот биологический ритм постепенно замедляется. И потребность в физической энергии становится независимым энергетическим показателем отличным от потребности в психической энергии.

Говоря о психической энергии, мы привыкли подразумевать либидо, но скорее, как это делал Фрейд, обозначая некоторый потенциал сексуального влечения, исходящего от зон эротического возбуждения. Юнгианское понимание либидо, как общей психической энергии было не так понятным, потому что, по Юнгу не совсем ясны источники этой психической энергии. Моя концепция либидо исходит из предпосылки, что источником психической энергии являются 3 фактора: Внешние и внутренние сенсорные стимулы, возбуждающие психическую активность; Когнитивные стимуляторы [2 мышление не существует само по себе, оно является продуктом психической деятельности, которая зависит от источников когнитивного стимулирования и возбуждения] – давление инстинктивных влечений и других импульсов бессознательного, внешние и внутренние сенсорные стимулы, потребности и мотивы, сновидения; бессознательный опыт объектных отношений, знаковая информация и др. Собственно психическая энергия, исходящая от других объектов (психических).

Соответственно можно выделить два способа обмена психической энергией – непосредственный и опосредованный. Непосредственный относится к пассивным стимулам, таким как: звук, свет, запах, осязание и др. ; они существуют сами по себе и практически не зависят от влияния человека. Опосредованный как раз целиком и полностью зависит от психического влияния человека.

Наиболее наглядно мы можем почувствовать влияние психической энергии в общении с другим человеком. Как известно общение происходит с задействованием разных сенсорных каналов при участии всех органов чувств. Влияние психического наиболее отчетливо можно наблюдать посредством визуального канала передачи информации, т. е. при контакте глаза в глаза.

При этом психические сообщения, передаваемые посредством контакта глаза в глаза, являются дополняющим фактором вербальной и невербальной коммуникации.

Особо значимой психическая коммуникация является в постнатальном периоде развития, когда у младенца еще не существует никаких других значимых способов коммуникации, так как способность осознавать знаковую информацию отсутствует. Ребенок находится в чисто психическом, беззнаковом коммуникативном пространстве. С одной стороны, он по-прежнему инкорпорирует весь сенсорный и внутренний мир, раздражения и стимуляции, образуя некое психофизическое ощущение собственного бытия, а с другой стороны, восприятию младенца открывается другая, полная психическим смыслом коммуникативная среда, в виде исходящего от материнского взгляда поля психического.

Это можно наблюдать буквально с первых мгновений или дней после рождения младенца, когда его взгляд каким-то образом также сосредотачивается на глазах матери, как и мать смотрит в глаза своего ребенка, пытаясь понять, что он чувствует, “мыслит” и т. п. Этот непосредственный психический контакт, наряду со всеми инстинктивными влечениями, является пожалуй одним из самых значимых для дальнейшего формирования психики.

Обожающий взгляд матери, как непосредственное выражение либидо, передает младенцу весь опыт отношений, а главное чувств, дающих младенцу первые представления о психическом смысле всего происходящего. Психическая коммуникация является своего рода единственным организующим, понятным языком, которым младенец пользуется для обеспечения себя, тем психическим опытом, которым обладает мать.

Безусловно не стоит забывать обо всех других формах сенсорной стимуляции, которые активно участвуют в коммуникативном процессе, особенно в объектных отношениях, но психическая коммуникация является одним из доминирующих факторов, делающих психику младенца психически полноценной, т. е. человеческой.

Вероятно, если бы можно было исключить речь матери и ее либидо, ребенок вырос бы с психикой животного. Если бы можно было исключить из коммуникации матери речь и невербальные компоненты, младенец бы понимал только психические сообщения, но был бы при этом человеком разумным.

Но так происходит, что коммуникация существует с задействованием всех сенсорных систем и со временем, когда психика приобретает способность к вербализации и словесному мышлению, психические сообщения отходят все более на второй, неосознаваемый план, формируя, таким образом, базовый коммуникативный стереотип.

Под коммуникативным стереотипом я пониманию обусловленность и фиксацию внимания человека на знаковых источниках информации, т. е. словах, эмоциях, мимики, жестах и т. п. Из чего был сделан вывод о соотношении психической коммуникации с первичным процессом и соответственно, коммуникации на уровне знаковых сообщений со вторичным процессом.

Продолжая тему психической коммуникации и психологии взгляда, я хочу высказать гипотезу о роли глаз в психической структуре человека. На мой взгляд, глаза являются наиболее ярким представителем коммуникативной структуры эго, хотя бы потому принципу, что посредством глаз человек получает и передает [3 передача информации посредством глаз кажется сомнительной, так как, этот процесс неосознаваем и подавлен спецификой коммуникативного стереотипа. ] максимальное количество информации. Но, это верно в том случае, если визуальная система является доминирующим источником приема информации. В принципе, это хорошо описано в теории НЛП, за исключением того, что эта теория не проводит связи коммуникативных процессов со структурой эго.

На мой взгляд, достаточно странно, что вполне очевидный факт глобального значения коммуникации, как феномена психического функционирования упускается из виду исследователями психологии.

Почему-то принято считать коммуникацию просто рядовым психологическим процессом, отвечающим за межличностное общение и т. п. Но при этом, упускается, что в принципе вся наша жизнь есть процесс обмена информацией, и состоит из постоянной коммуникации и взаимодействия. Даже, когда человек спит, психическая активность продуцирует сновидческие состояния, специфическим образом, отражающие продолжение коммуникации только уже с внутренними объектами.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.