Рефераты. Высшие чувства личности, их формирование в современных условиях - (курсовая)

p>Процесс формирования личности не должен быть однобоким. Он осуществляется тем эффектнее, чем интенсивнее используется энергия самих воспитуемых и их сознательные и целеустремленные действия по самосовершенствованию. Воспитание как социальное явление отражает свойственное человеческому обществу объективное явление передачи общественно-исторического опыта от старшего поколения к младшему, формирования личности человека и подготовки его к участию в трудовой, культурной и общественной жизни.

Воспитание как педагогическое явление означает целенаправленную, планомерную и систематическую передачу подрастающему поколению системы научных знаний, умений и навыков.

Формирование высших чувств начинается с раннего детства. Дошкольный возраст –это период первоначального фактического складывания личности. Дети дошкольного возраста с большим желанием строят замки и крепости из снега, мокрого песка или кубиков, забивают гвозди, с не меньшим старанием рисуют карандашами, красками или мелом. Родители должны всегда поддерживать, а не тормозить эти естественные потребности детей.

Воспитание у детей устойчивого интереса к труду, желание понять красоту окружающего мира начинается именно в семье. Ребенок еще только научился сидеть, сделал первые шаги–и уже в этом возрасте можно закладывать основы эстетического, нравственного и интеллектуального воспитания.

К концу преддошкольного возраста ребенок может переживать элементарные эстетические чувства и состояния. Их вызывает красивая, мелодичная и спокойная музыка (типа колыбельной), веселая песня, бодрый марш. Ребенок радуется красивому банту на голове, любуется чем-то блестящим: украшенной елкой, брошкой и т. д. В этих переживаниях сначала отчетливо выступает прямая подражательность взрослому, в виде сопереживания. Ребенок повторяет за мамой: ”Как красиво! ” Поэтому, общаясь с маленьким ребенком, взрослые должны подчеркивать эстетическую сторону предметов, явлений и их качеств словами: “какой красивый красный мяч”, “как нарядно одета кукла” и так далее.

Очень быстро дети начинают и сами отличать явно некрасивое, дисгармоничное от мелодичного, гармоничного, особенно в воспринимаемых звуках. Необходимо пробуждать у малышей интерес к произведениям художественной литературы. Во время рассказа детям коротеньких художественных и народных стишков (“ладушки-ладушки”, “водичка, водичка, умой мое личико” и так далее) у детей развивается умение вслушиваться в звуки, чувство ритма, слуховая чувствительность и эмоциональная выразительность голоса.

Поведение взрослых, их отношение к окружающему миру, к ребенку становится для малыша программой его поведения, поэтому очень важно, чтобы дети видели вокруг себя как можно больше доброго и красивого. В этом возрасте родители своим примером могут воспитать у ребенка любовь к чистоте и порядку. Очень важно уже в этот период обращать внимание детей на красоту окружающего мира в самых доступных ее проявлениях. Взрослые должны научить своего ребенка радоваться хорошей постройке товарища, красивому букету, нарядно одетой кукле– все это будет прививаться при непосредственном влиянии мамы и папы. На втором и третьем годах жизни изменяются и познавательные чувства детей. Удивление, характерное для годовалого ребенка, сменяется элементарной любознательностью. Освоив речь, ребенок задает множество вопросов. Освоение речи ведет и к осознанию ребенком некоторых переживаемых им чувств. Его пытливые глаза и руки улавливают множество любопытного, удивительного, непонятного.

“Те высокие нравственные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания”. [3 И Д. Запорожец “Воспитание эмоций и чувств у дошкольника” М 1985 г. С 16. ] Нравственные чувства проявляются в отношении ребенка к самому себе (чувство превосходства или наоборот неполноценности) и по отношению к другим людям (симпатия или антипатия и т. д. ).

Первоначальные представления о взаимоотношениях людей ребенок получает, наблюдая за взаимоотношениями окружающих его взрослых. Их поведение, их отношение к нему самому, к его поступкам становится для малыша программой его поведения, поэтому очень важно, что бы взрослые завоевали любовь детей своей добротой и справедливостью. У детей возникает желание быть похожими только на того, кто затронул его чувства. Но, конечно, нежное, доброе отношение к ребенку совсем не означает отсутствие требовательности. Только разумное сочетание доброты и требовательности дает желанный результат. Решающее значение в нравственном воспитании детей имеет пример взрослых–их поступки, суждения, оценки, отношение к детям и взаимоотношения между собой. Поведение взрослых должно быть образцом для подражания.

Подрастая, ребенок попадает в новый коллектив –детский сад, который берет на себя функцию организованной подготовки детей к взрослой жизни. Вопросы эстетического воспитания в детском саду начинаются с тщательно продуманного оформления помещения. Все, что окружает ребят: парты, столы, пособия– должно воспитывать своей чистотой, аккуратностью и чистотой. Еще одним из главных условий является насыщенность здания произведениями искусства: картинами, художественной литературой, музыкальными произведениями. Ребенок с раннего детства должен быть окружен подлинными произведениями искусства. Большое значение в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста имеет народно декоративно-прикладное искусство. Воспитатель должен знакомить детей с изделиями народных мастеров: дымковскими игрушками, резьбой по дереву, вышивкой и другими. Тем самым прививая ребенку любовь к Родине, к народному творчеству, уважение к труду.

Эстетическое воспитание должно вызывать активную деятельность дошкольника. Важно не только чувствовать, но и создавать нечто красивое. Обучение, которое целенаправленно осуществляется в детском саду, направлено также и на развитие эстетических чувств, поэтому большое значение имеют такие систематические занятия, как музыкальные, ознакомление с художественной литературой, рисование, лепка и аппликация. Эстетические чувства развиваются на занятиях изобразительной деятельностью, особенно если воспитатель учит детей подбирать формы, цвета, составлять красивые орнаменты, узоры и т. д.

Очень важную роль в создании эстетической среды играет музыка. Она должна звучать как на музыкальных занятиях, так и включаться в другие виды деятельности. Музыка, начиная звучать на утренней зарядке, создает у детей бодрое настроение, активизирует и повышает их жизненный тонус. Игры с пением и хороводами строятся на произведениях народного творчества, являясь прекрасным материалом нравственно-эстетического воспитания детей. Усваивая народные образы, дети начинают чувствовать красоту родных напевов, выразительность языка– все это способствует формированию музыкально-эстетического вкуса. Получая разнообразные музыкальные впечатления, дети стремятся к самостоятельному музицированию, подбирая полюбившиеся мелодии на детских инструментах.

Также одним из важнейших средств эстетического воспитания является природа –вечный источник разнообразных эстетических переживаний. Живая природа воздействует на малыша, вызывая у него эмоциональный отклик. Поэтому на экскурсиях, прогулках взрослые должны обращать внимание детей на своеобразие красок природы, учить слышать “живой” голос леса, поля. Прогулки должны создавать у детей радостное настроение. Необходимо дать воспитанникам почувствовать удовольствие от пребывания на природе: прохладно, поют птицы, шумят деревья. Совместное рассматривание с детьми понятных детям проявлений красоты в природе, ярко выраженное восхищение взрослого при виде маленькой пушистой собачки, красивой лужайки, заходящего солнца вызывают у ребенка соответствующие эмоциональные переживания и постепенно формируют у него дифференцированное отношение к окружающему, понимание красивого. Малыш начинает потом уже и сам выделять в окружающем наиболее красивые явления: “посмотрите, какие красивые цветы несет дядя! ”

Живая природа –это удивительный, сложный и многогранный мир, особое место в котором отведено животным. Знания о животных дети приобретают разными путями: через книгу и картинку, рассказ взрослого или кинофильм. Но особое значение в дошкольном возрасте имеет непосредственное общение с животными. Поэтому в детском саду специально создаются уголки природы. Правильно организованные наблюдения учат ребенка не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать. Именно на их основе рождаются самостоятельные суждения, умения обобщать, замечать изменения, что приводит к постепенному накоплению и углублению знаний. Наблюдения помогают детям систематически знакомиться с миром животных и проявлять свое внимательное отношению к нему. Они начинают замечать не только необычное, удивительное, но и в обыденном, привычном начинают находить интересное. Уход за живыми обитателями уголка формирует у детей эстетическое восприятие и отношение, умение создавать красоту самому и с уважением относиться к труду другого человека.

Формирование первых эмоционально-эстетических оценок, воспитание художественного вкуса во многом зависит от игры. Общеизвестно влияние художественных игрушек на эстетическое воспитание детей. Примером служат народные игрушки: матрешки, веселые дымковские свистульки и другие. Очень большое значение имеет подбор игрушек и уход за ними. Рваная или грязная кукла не только некрасива, но и воспитывает равнодушие к этой игрушке. Пример воспитателя, его эмоциональная отзывчивость на красивое особенно необходимы детям для становления их собственного эстетического вкуса. При условии хорошо организованного детского коллектива возникают начальные формы истинно товарищеских и дружеских чувств. Ребенок скучает без друга, помогает ему, делится с ним игрушками и сладостями, заступается за друга, если его обидели. Фиксируя внимание детей на тех, кто нуждается в помощи и заботе, воспитатель побуждает детей оказывать людям помощь, формирует у детей чуткость и заботливость как черту характера.

Среди нравственных чувств, которые начинают формироваться в дошкольном возрасте, особое значение имеет воспитание чувства патриотизма. Знакомство детей с жизнью родной страны, с ее героями, изобретателями, писателями формирует у ребенка чувство гордости и любви к своей стране. Включение в новую сферу коллективной деятельности, выполнение поручений формирует у ребенка новое чувство–чувство долга, ответственности перед другими, требовательность к себе, радость общего успеха, недовольство собой. Оно возникает как результат сопоставления ребенком себя, своих достижений, умений, качеств с тем, чем обладают сверстники.

Сравнивая свои действия (дальность бросания мяча, меткость) с аналогичными действиями других ребят, равняясь на отношение к ним воспитателей, дети получают основу для переживания новых чувств: гордости, неуверенности в себе, самоуверенности, чувство превосходства, неловкости и стыда. Как бы хороши, понятны и красочны ни были рассказы, которые взрослые читают детям, как бы горячо, искренне воспитатель ни выражал свое оценочное отношение к хорошим и плохим поступкам отдельных персонажей, самое существенное в формировании нравственных чувств–это непосредственное проявление их в реальных практических поступках и действиях детей. А таких дел, доступных детям, полезных обществу и радостных для самих ребят, воспитатель находит немало. Это и помощь взрослым в уборке территории детского сада, и уход за цветами, животными в живом уголке, и украшение помещения к празднику, и помощь младшим братьям и сестрам и родителям по дому.

Таким образом, на протяжении дошкольного детства происходят важные изменения в эмоциональной сфере ребенка. Чувства ребенка все больше опосредуются его общественным опытом, накапливаемыми знаниями об окружающем, усвоенными общественными моральными оценками и собственным опытом нравственного поведения.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.