Определим те показатели, по которым мы оценивали содержание структурных составляющихЯ-концепции. Когнитивная составляющая Я-концепции (образ Я).
Показатели по методике ЛД позволяют получить данные самоописаний выраженности в образе Я юношей и девушек21 личностных качеств. которые соответсвуют трем классическими факторам семантического дифференциала Ч. Осгуда : оценки , силы и активности. Методика ПП позволяет более полно изучить содержательные характеристики образа Я, через данные оценок выраженности у себя16-ти личностных качеств. Методика Т. Лири позволяет провести более углубленную диагностику тех характеристик образа Я, которые касаются межличностных отношений. Оценка представления о себе производится по восьми шкалам, соответствующим восьми типам отношения к окружающим : авторитарный, эгоистичный, агрессивный, подозрительный, подчиняемый, зависимый, дружелюбный, альтруистический.
Оценочная составляющая Я-концепции (самооценка) выявлялясь по показателю шкалы “Самоприятие” (опросник СПА), которая отражает степень дружественности-враждебности к собственному “я”. Также по факторуоценки (методика ЛД) мы могли судить об уровне самоуважения. Поведенческая составляющая Я-концепции. Не имея возможности непосредственно проанализировать поведение испытуемых (в ходе наблюдения), исследование поведенческой составляющей Я-концепции мы осуществляли через изучение установок личности, которые нашли отражение в показателях по шкалам“Принятие других” (опросник СПА), “Доминирование-подчинение” и “Дружелюбность-агрессивность”( методика Т. Лири ). Кроме того, некоторые характеристики Я-концепции по методике ПП предполагают оценку своего поведения. Методика личностного дифференциала
Методика личностного дифференциала (ЛД) разработана по принципу семантическго дифференциала Ч. Осгуда на базе современного русского языка и отражает сформировавшиеся в нашей культуру представления о структуре личности. Методика ЛД адаптирована сотрудниками психоневрологического института им. В. М. Бехтерева. Целью ее разработки являлось создание компактного и валидного инструмента изучения определенных свойств личности, ее самосознания, межличностных отношений 119 .
ЛД используется во всех тех тех случаях, когда необходмо получить информацию о субъективных аспектах отношений испытуемого с себе или другим людям. В этом отношении ЛД с двумя другими категориями психодиагностических методов - с личностными опросниками и социометрическими шкалами. От личностных опросников он отличается краткостью и прямотой, направленностью на данные самосознания. В ЛД отобрана 21 личностная черта, представленные в виде антонимичных пар. Шкалы ЛД заполнялись испытуемыми с инструкцией оценить самих себя по отобранным чертам личности ( 7-балльные шкалы). Бланк к методике ЛД и ключ
Ф. И. О. ___________________ возраст____ пол____ дата________ О + Обаятельный 3 2 1 0 1 2 3 - Непривлекательный С - Слабый 3 2 1 0 1 2 3 + Сильный А + Разговорчивый 3 2 1 0 1 2 3 - Молчаливый О - Безответственный 3 2 1 0 1 2 3 + Добросовестный С + Упрямый 3 2 1 0 1 2 3 - Уступчивый А - Замкнутый 3 2 1 0 1 2 3 + Открытый О + Добрый 3 2 1 0 1 2 3 - Эгоистичный С - Зависимый 3 2 1 0 1 2 3 + Независимый А + Деятельный 3 2 1 0 1 2 3 - Пассивный О - Черствый 3 2 1 0 1 2 3 + Отзывчивый С + Решительный 3 2 1 0 1 2 3 - Нерешительный А - Вялый 3 2 1 0 1 2 3 + Энергичный О + Справедливый 3 2 1 0 1 2 3 - Несправедливый С - Расслабленный 3 2 1 0 1 2 3 + Напряженный А + Суетливый 3 2 1 0 1 2 3 - Спокойный О - Враждебный 3 2 1 0 1 2 3 + Дружелюбный С + Уверенный 3 2 1 0 1 2 3 - Неуверенный А - Нелюдимый 3 2 1 0 1 2 3 + Общительный О + Честный 3 2 1 0 1 2 3 - Неискренний С - Несамостоятельный 3 2 1 0 1 2 3 + Самостоятельный А + Раздражительный 3 2 1 0 1 2 3 - Невозмутимый
В нашем исследовании каждая личностная черта выступала как отдельная шкала. Кроме того, данные черты личности могут быть сгруппированы как характеризующие полюса 3-х классических факторов семантического дифференциала (общие шкалы): 1. Фактор Оценки (О). Результаты свидетельствуют об уровне самоуважения. Высокие значения этого фактора говорят о том, что испытуемый принимает себя как личность, склонен осознавать себя как носителя позитивных, социально желательных характеристик. Низкие значения указывают на критичное отношение человека к самому себе, его неудовлетворенность собственным поведением, уровнем принятия самого себя. 2. Фактор Силы(С). Свидетельствует о развитии волевых сторон личности, как они осознаются самим испытуемым. Его высокие значения говорят об уверенности в себе, независимости, склонности расчитывать на собственные силы в трудных ситуациях. Низкие значения свидетельствуют о недостаточном самоконтроле, неспособности держаться принятой линии поведения, зависимости от внешних обстоятельств и оценок.
3. Фактор Активности (А) в самооценках интерпретируется как свидетельство экстравертированности личности. Высокие значения указывают на активность, общительность, импульсивность низкие - на инравертированность, определенную пассивность, спокойные эмоциональные реакции.
Обработка данных осуществлялась по 7-балльной шкале. Максимальное значение каждого фактора - 9 баллов, минимальное - 7 баллов.
При интерпретации данных, полученных с помощью методики ЛД, всегда следует помнить о том, что в них отражаются субъективные, эмоционально-смысловые представления человека о самом себе, которые могут лишь частично соответствовать реальному положению дел, но в рамках нашего исследования именно они сами по себе имеют первостепенное значение для изучения Я-концепции. Для выявления различий в содержании образа Я юношей и девушек мы использовали t-критерий Стьюдента, который используется для сравнения выборочных величин, принадлежащих к двум совокупностям данных, и для решения вопроса о том, отличаются ли средние значения статистически достоверно друг от друга.
После первичной обработки данных и подсчета t-критерия мы получили следующие результаты. Средние значения по методике ЛД и t-критерий Таблица 1. № Название шкалы Средние значения Сигма t-критер. девушки юноши девушки юноши 1 обаятельный 5, 97 5, 73 0, 95 1, 09 1, 15 2 сильный 5, 27 5, 67 1, 54 1, 27 -1, 4 3 разговорчивый 5, 48 5, 66 1, 62 1, 74 -0, 5 4 добросовестный 5, 32 4, 6 1, 49 1, 53 2, 41 5 упрямый 4, 82 4, 66 1, 65 191 0, 45 6 открытый 5, 26 5, 39 1, 79 1, 54 -0, 4 7 добрый 5, 15 5, 27 1, 40 1, 87 -0, 4 8 независимый 4, 38 4, 38 1, 75 1, 82 0 9 деятельный 5, 65 5, 56 1, 16 1, 53 0, 33 10 отзывчивый 6, 43 5, 71 0, 78 1, 39 3, 1 11 решительный 5, 33 5, 22 1, 48 1, 59 0, 36 12 энергичный 6, 07 5, 86 0, 94 1, 27 0, 93 13 справедливый 5, 65 5, 47 1, 18 1, 55 0, 64 14 напряженный 4, 29 3, 52 1, 67 1, 61 2, 36 15 суетливый 3, 87 3, 06 1, 99 1, 86 2, 01 16 дружелюбный 6, 13 5, 36 0, 95 1, 53 -2, 6 17 уверенный 5, 36 5, 34 1, 36 1, 63 0, 07 18 общительный 6, 15 5, 75 0, 97 1, 53 1, 51 19 честный 5, 29 4, 84 1, 37 1, 68 1, 42 20 самостоятельный 5, 97 5, 68 1, 32 1, 49 1, 01 21 раздражительный 4, 52 4, 22 1, 84 1, 68 0, 85 О фактор Оценки 40 37, 1 4, 63 7, 29 2, 33 С фактор Силы 35, 4 34, 4 5, 81 5, 55 0, 9 А фактор Активности 38, 9 35, 8 6, 16 6, 71 2, 38
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16