Рефераты. Философские основы кибернетики и методология ее применения в военном деле - (реферат)

p>машин состоит в том, чтобы оптимально согласовать информаци онные характеристики преподавателя со всей аудиторией в це лом и с каждым слушателем в отдельности и тем самым повысить производительность учебного процесса.

    - 17
    За последние полвека ни одна область конкретно-научного

знания не оказала такого воздействия на развитие познава тельного процесса, как кибернетика и комплекс основанных на ее базе научных дисциплин, прогресс которых привел к возник новению такого средства усиления способностей усиления чело веческого сознания, как современная быстродействующая и об ладающая постоянно возрастающим объемом памяти информацион но-вычислительная техника. Компьютер стал сегодня самым распространенным и оказывающем самое глубокое воздействие на развитие познания техническим устройством. Расширение приме нения вычислительной техники становится важнейшим показате лем перспектив дальнейшего развития познания.

    Прежде всего, обращают на себя внимание возможности ЭВМ
    в плане информационного обеспечения осмысления.
    Возможности ЭВМ по обеспечению осмыслительной деятель

ности в плане логической переработки информации позволяют: автоматизировать ряд логических операций и освободить обуча емых от "рутинности" в осмыслительном процессе; расширить возможности многовариантных вычислений и расчетов большой сложности; расширить возможности построения содержательных информационных и логических моделей реальности для осущест вления осмысления, как опережающего отражения; и др.

    Широки возможности ЭВМ как обучающего средства. Значи

тельная часть научной информации при традиционной технологии информационного обеспечения учебного процесса оказывается неосвоенной. Применение ЭВМ открывает невиданный ранее дос туп к самой широкой научной информации, производимой в об

    - 18

ществе, повышая степень информированности знаний обучаемых в ВУЗах специалистов. С расширением объемов информации, прив лекаемой для формирования знаний, повышается надежность ее хранения ЭВМ, оперативность и точность предъявления обучае мым для осмысления.

    Таким образом, основная цель применения методов кибер

нетического моделирования, программированного обучения и ки бернетических устройств - повышение производительности педа гогического труда, качества обучения и его экономичности. Однако эти методы дают эффект лишь в том случае, когда воен но-педагогическое исследование определило конкретные крите рии эффективности мероприятий и указало наиболее целесооб разный тип программ, алгоритмов и обучающих машин.

    В последнее время большое значение придается совершенс

твованию систем и процессов управления войсками. Это важней шая задача кибернетики в области управления войсками.

    Можно выделить ряд основных путей совершенствования
    систем и процессов управления войсками:
    - специальная методика подбора и подготовки командиров
    и штабных офицеров;
    - научно обоснованный отбор необходимой и достаточной

для оптимального управления войсками оперативно-тактической информации;

    - изыскание оптимальной (с точки зрения удобоуправляе

мости и возможностей внедрения новых средств и методов уп равления) организации подразделений, частей, соединений и их штабов;

    - внедрение методов научной организации труда в штабах
    - 19

и пунктах управления, поиск наиболее эффективных методов об работки оперативно-тактической информации, исследование осо бенностей мышления командира в различных системах управления и разработка оптимальных алгоритмов мышления;

    - автоматизация систем и процессов управления войсками

разработка основных принципов автоматизации, создание и внедрение электромеханических и электронных устройств для сбора, передачи, переработки, хранения и отображения инфор мации, определение наилучших условий распределения обязан ностей между людьми и машинами в каждом звене управления и на каждом уровне развития науки и техники.

    В проведении всех этих мероприятий важная роль принад

лежит средствам и методам кибернетики, которая совместно с теорией военного искусства, военной психологией, военной пе дагогикой, военной администрацией и другими науками комп лексно решает проблему повышения эффективности управления войсками.

    Наиболее эффективным средством совершенствования систем

и процессов управления войсками считается автоматизация и широкое внедрение радиоэлектроники, обеспечивающей автомати зацию сбора, передачи, хранения, переработки и отображения оперативно-тактической информации. Специалисты считают, что автоматизация управления войсками является кардинальной ме рой повышения их эффективности. Она представляет интенсив ный, качественный скачек, переход к новым принципам , мето дам и средствам. При этом автоматизация пронизывает своим влиянием все перечисленные ранее мероприятия по совершенс твованию систем управления войсками.

    - 20
    Методологические проблемы автоматизации управления

войсками представляют совокупность широкого круга важных вопросов, требующих специального обсуждения специалистов тактиков, электронщиков, философов и психологов. Сюда отно сятся вопросы о противоречиях в системах управления войска ми, вызывающих необходимость автоматизации, а также о проти воречиях, возникающих в ходе автоматизации, и о возможностях автоматизации как средстве разрешения этих противоречий. Сю да же относятся вопросы о месте и роли автоматизации управ ления войсками для сокращения численности Вооруженных Сил, ее обусловленность развитием вооружения и военного искусс тва, обратное влияние автоматизации на развитие вооружения, организационной структуры войск и на способы и формы подго товки и ведения боевых действий. Это и вопрос о возможности логико-математического описания и моделирования процессов управления войсками, об особенностях мышления командира, офицера органа управления и оператора АСУВ, о специфике их морально-психологической подготовки, оптимальном распределе нии обязанностей между человеком и машиной. Наконец , о тен денции изменения воинских профессий под воздействием автома тизации управления войсками.

    Таким образом широкое применение кибернетики в сфере

управления войсками и особенно создание автоматизированных систем требуют серьезной, детальной разработки целого ряда философско-методологических и военно-социологических проб лем, что является объектом дальнейшего изучения и исследова ния.

    .
    - 21
     2Заключение.
    В этой работе была предпринята попытка рассмотреть фи

лософские основы кибернетики и методологии ее применения в военном деле. Важнейшими философскими вопросами кибернетики являются выяснение ее предмета, метода, объема и содержания основных понятий, перспектив развития и ее социальное (в том числе военное) значение. Рассмотрение методологических проб лем применения кибернетики в военном деле предполагает об суждение вопросов о специфике сферы управления управления оружием и войсками, о путях совершенствования систем и про цессов управления, о противоречиях в этой области, об авто матизации как средстве разрешения этих противоречий, о соот ношении человека и техники в автоматизированных системах уп равления войсками и т. п.

    Затронутые здесь проблемы рассмотрены не достаточно де

тально и всесторонне. Быстрое развитие военного дела, кибер нетики и философии отвергает возможность выдвижения ка ких-либо окончательных бесспорных истин, годных на все слу чаи жизни и на все времена. Однако ряд выводов представляет ся совершенно бесспорными. Это прежде всего вывод о том, что по мере дальнейшего развития военного дела роль и значение идей, методов и средств кибернетики в этой области будет постоянно и неуклонно возрастать.

    Второй важный вывод состоит в том, что, решая проблемы

внедрения электроники и автоматики в сферу управления войс ками и оружием, нельзя нигилистически отрицать роль техники или роль человека. Они составляют нерасторжимое единство.

    - 22
    При этом ведущая роль всегда остается за человеком.
    Отсюда возникает необходимость всестороннего использо

вания военными кадрами научных достижений в военном строи тельстве, обеспечении тесной взаимосвязи науки и практики, выработки и применения подлинно научных методов управления войсками как в подготовке их к современной войне, так и в боевых действиях.

    .
    - 23
     2Список использованной литературы.
    1. Алтухов П. К. Основы теории управления войсками. -М:
    Воениздат, 1984 г.
    2. Баранюк В. А. , Воробьев В. И. Автоматизированные сис
    темы управления штабов и военных учреждений. - М:
    Воениздат, 1974 г.
    3. Балыбердин В. А. Военно - технические вопросы созда
    ния АСУ сухопутных войск. - М: Воениздат, 1993 г.
    4. Бокарев В. А. Кибернетика и военное дело. - М: Вое
    низдат, 1969 г.
    5. Васильев С. К. Кибернетика в системах военного назна
    чения. - М: Воениздат, 1979 г.
    6. Глинский Б. А. Философские и социальные проблемы ин
    форматики. - М: "Наука", 1990 г.
    7. Змитрович А. И. Лепешинский Н. А. Автоматизированные
    системы управления. - Минск: БГУ, 1977 г.
    8. Исследование операций. Учебник. - М: ВИА, 1990 г.
    9. Методологические проблемы кибернетики и информатики.
    Материалы методического философского семинара. - Ки
    ев: "Наукова думка", 1986 г.
    10. Ракитов А. И. Философия компьютерной революции. - М:
    Изд-во политической литературы, 1991 г.
    11. Советов Б. Я. АСУ. - М: "Высшая школа", 1989 г.
    12. Философские вопросы технического знания. - М: "Нау
    ка", 1984 г.
    13. Философский словарь. - М: Изд-во политической литера
    туры, 1986 г.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.