Рефераты. НАТО - военно-политическое объединение - (реферат)

p>6 июня 1948 г. начались секретные переговоры между представителями США и стран, образовавших Брюссельский пакт. Об этих переговорах Трумэн впоследствии писал: “Переговоры велись в строжайшей тайне. Применялась специальная система безопасности —фигурировало только самое минимальное число документов… Только очень ограниченному числу лиц разрешался допуск к какому бы то ни было из относящихся к данным переговорам документов”. В этих секретных переговорах принимали участие также представители Канады. Канаду Вашингтон начал готовить одновременно с европейскими государствами к участию в осуществлении задуманного им общего антисоветского курса. В 1949 г. был образован Европейский совет с привлечением более широкого круга стран, чем Брюссельский пакт. Через два месяца была создана НАТО. НАТО, таким образом, готовили более двух лет. Эта подготовка началась за один-полтора года до тех событий 1948 г. в Чехословакии и в Западном Берлине, на которые правители США ссылались как на причины, побудившие Вашингтон организовать Северо-Атлантический военный пакт. И это признавали в самих Соединенных Штатах. Нарушение исторической традиции и особенности конституции США обусловливали длительность этой подготовки. Правительство США могло надеяться на одобрение Северо-Атлантического пакта сенатом лишь после того, как была найдена удобная для этого формулировка, на которую согласились другие участники НАТО. Эта формулировка сводилась к тому, что каждая из договаривающихся сторон обязуется (в соответствии со своей конституцией) оказывать всестороннюю помощь той из сторон, которая подвергнется нападению. Ст. 11 Северо-Атлантического договора гласит: “Этот договор будет ратифицирован, и его условия будут выполняться его участниками в соответствии с конституционными особенностями”. Такая формулировка, в отличие от оговорки в договоре, заключенном в сентябре1947 г. в Рио-де-Жанейро, поставила в привилегированное положение только одну из договаривающихся сторон. Только США, ссылаясь на своюконституцию, получили свободу действий. Все остальные участники НАТО оказались в менее выгодных условиях. Создавая НАТО, США обеспечили себе в этом военном союзе не только руководящее, господствующее, но и особо привилегированное положение.

12 апреля 1949 г. Трумэн отправил договор о создании НАТО в сенат для ратификации. Лидер республиканцев Тафт голосовал против его ратификации. Он еще раньше предупреждал, что согласится с Северо-Атлантическим пактом лишь в том случае, если этот пакт будет составлен так, как договор в Рио-де-Жанейро. Ванденберг, Коннели и комиссия по иностранным делам сената, заверяли, что большие американские гарнизоны не будут постоянно дислоцированы в Западной Германии, что она не будет вооружена и что договор НАТО не обязывает США защищать Западную Европу в этом районе. Эти заверения нужны были для ратификации сенатом Северо-Атлантического договора. Уже в следующем году правительство США активно выступало за вооружение Западной Германии. В сентябре 1950 г. государственный секретарь Д. Ачесон призвал к ремилитаризации Западной Германии и к включению ее 12 дивизий в вооруженные силы НАТО. 21 июля 1949 г. сенат большинством голосов (82 против 13) одобрил Северо-Атлантический договор. Из 13 сенаторов, голосовавших против, 11 были республиканцами, оставшимися верными своему старому лидеру Тафту. Через четыре дня 25 июля президент Трумэн подписал ратифицированный сенатом договор. США сразу вступили в военный союз с 10 европейскими государствами. Даже после того, как сенат подавляющим большинством ратифицировал Северо-Атлантический пакт, борьба вокруг вопросов о роли и участии США в этом пакте продолжалась дальше и в конгрессе, и за его пределами. Существенные разногласия обнаружились, когда речь зашла о финансировании НАТО, о вооружении Соединенными Штатами Западной Европы.

17 сентября 1949 г. был создан Совет НАТО. В него вошли министры иностранных дел государств - членов Северо-Атлантического пакта. Через год этот совет принял решение формировать общие вооруженные силы НАТО. Вооруженные силы НАТО были созданы в 1950 году в ответ на корейскую войну, которая началась в июне 1950 года, и воспринималась западными странами, как часть всемирного коммунистического наступления. Война закончилась перемирием в 1953 г, причем на тех же позициях, на которых и начиналась. 18 декабря 1950 г. генерал Эйзенхауэр был назначен командующим этими вооруженными силами. Совет НАТО образовал также его высший военный орган, состоящий из начальников штабов вооруженных сил всех стран, входящих в Северо-Атлантический пакт, за исключением не имеющей вооруженных сил Исландии, которую в этом созданном военном органе представляет гражданское лицо. Начальники штабов стран НАТО должны собираться не менее 2 раз в год. В промежуток между этими собраниями всю оперативную работу проводят постоянные представители начальников штабов. Вооруженные силы НАТО имеют три командования: европейское— со штабом в Париже (впоследствии в Брюсселе), атлантическое — со штабом в Норфолке (штат Виржиния) и на Ла-Манше —со штабом в Англии (в г. Портсмуте). Вся военная организация НАТО ответственна перед его советом, состоящим из министров иностранных дел стран-участниц. Вскоре после создания совета НАТО, 6 октября 1949 г. , конгресс-США принял акт о так называемой взаимной помощи, предусматривавший ассигнование 1314 млн. долл. на оказание военной помощи членам НАТО. Но этого оказалось далеко не достаточно. Эйзенхауэр доказывал, что американские союзники в Европе сами вооружиться не смогут и что поэтому их должны вооружить Соединенные Штаты.

Правда, конгресс, ассигнуя миллиарды долларов на военную помощь членам НАТО, требовал тут же определенных компенсаций. Северо-Атлантический пакт формально был создан как военный союз равноправных членов. Акт конгресса от 6 октября 1949 г. обусловил получение союзниками американской военной помощи особыми, односторонними правами для США. От американского правительства зависят не только размеры и характер помощи каждой стране, но оно может по своему усмотрению в любое время прекратить предоставление этой помощи. В акте конгресса от 6 октября США выступают не только как руководящая, доминирующая сила Северо-Атлантического союза, но и как единственный и окончательный арбитр в вопросах вооружения этого военного союза. В конце 1949 и начале 1950 г. правительство США активно обсуждало со своими союзниками вопрос об организации вооруженных сил НАТО. Впоследствии Трумэн об этом периоде писал: “Основной проблемой в этих дискуссиях вскоре оказался вопрос об участии Западной Германии в защите Европы.... Без этого защита Европы представляет арьергардные действия у берегов Атлантического океана. С Западной Германией там может быть создана глубинная оборона, достаточно мощная, чтобы оказывать эффективное сопротивление наступлению с Востока”. В сентябре 1950 г. Ачесон в личном донесении Трумэну из Нью-Йорка о происходившей там сессии совета НАТО, где он настаивал на вооружении Западной Германии, писал: “Я продолжал доказывать, что это предусматривает защиту Европы так далеко на востоке, как это только возможно, и что такая защита немыслима без прямого и разумного решения вопроса о германском участии”. А в донесении из Брюсселя в декабре того же года, где тогда заседал совет НАТО, Ачесон сообщал: “Мы сняли препятствия, стоявшие на пути к участию Западной Германии” ". В мае 1952 г. США, Англия и Франция подписали соглашение о Западной Германии о включении ее через проектировавшееся Европейское оборонительное сообщество в НАТО. Ратификация этого соглашения соответствующими парламентами затянулась вопреки усилиям и нажиму Вашингтона на три года. ФРГ стала официально полноправным членом НАТО в мае 1955 г. В Вашингтоне начали смотреть на западногерманскую армию, на бундесвер, как на основу агрессивной политики США в Европе.

    Основные документы (соглашения, договора, и т. п. ) НАТО

В предуведомлении к основному документу НАТО Савероатлантическому Договору, утвержденному 4 апреля 1949 года в Вашингтоне, кроме подтверждения верности новорожденного Альянса Хартии Организации Объединенных Наций, указано, что подписанты договора подтверждают свое желание жить в мире со всеми народами и всеми правительствами. Стороны решительно намерены объединить свои усилия для общей обороны и для сохранения мира и безопасности. Поэтому они подписывают нижеследующий Североатлантический Договор.

Статья 1 Североатлантического Договора гласит, что Стороны, как указано в Хартии Объединенных Наций, обязуются разрешать любые международные противоречия, в которые они могут быть вовлечены, таким образом, чтобы мир, безопасность и справедливость в международном сообществе не подвергались опасности, а также воздерживаться в международных отношениях от угроз применения силы, которые бы противоречили намерениям Организации Объединенных Наций.

Статья 2 подтверждает приверженность сторон дальнейшему развитию мирных международных отношений.

В Статье 3 говорится о готовности сторон развивать и крепить свои оборонные способности - для наиболее эффективного воплощения в жизнь преследуемых Альянсом целей.

Статья 5 Североатлантического Договора наделяет Альянс полномочиями самому незамедлительно реагировать на вооруженное нападение на любую из стран Альянса, без предварительных консультаций с Советом Безопасности ООН. Однако Совет Безопасности должен быть немедленно осведомлен о нападении и оборонительных мерах, предпринимаемых Альянсом. И оборонительные меры должны быть прекращены, как только Совет Безопасности предпримет необходимые усилия по восстановлению порядка и законности.

В Статье 7 утверждается, что этот Договор не отменяет и не меняет права и обязательства Сторон относительно Хартии ООН, и не может быть интерпретирован в качестве такового, равно как и не претендует на ответственность Совета Безопасности за поддержание международных порядка и безопасности. Статья 9 учреждает специальный орган Совет НАТО, который и принимает все необходимые решения. Америка, как свидетельствуют статьи 10 и 11, является ключницей, доверенным лицом всего Альянса, что, по крайней мере формально, как то следует из Договора, наделяет ее лишними бюрократическими заботами, не более, реально же свидетельствует о ее лидерстве внутри НАТО. США, согласно статье 10, собирают бюллетени (instruments of accession) от стран, желающих вступить в НАТО (подать такую заявку может только европейское государство), о каковом бюллетене обязано немедленно уведомить остальных союзников. Статья 12 предоставляет союзникам право в любой момент спустя десять лет после подписания Договора его менять, учитывая развитие как общих, так и региональных соглашений по поддержанию мира и безопасности, заключенных в соответствии с Хартией ООН.

Соглашение, подписанное 20 сентября 1951 года в Оттаве наделяет Альянс статусом юридического лица (то есть позволяет Альянсу создать таковое юридическое лицо), которое имеет право, как и любое другое юридическое лицо, право владения собственностью. То же Соглашение устанавливает правила валютного контроля, экспорта-импорта и прочих экономических процедур внутри Альянса. Оно же заявляет статус представителей стран-союзников в Совете Альянса и комитетах, устанавливает их права, освобождает от налогов и проч. вплоть до указания статуса церковного эскорта, если какое либо из государств почувствует в нем нужду. Такой же Протокол имеется относительно устройства военных штабов и многообразных тонкостей, связанных с их функционированием.

Рассмотрим также Постановление, изданное Советом НАТО на уровне министерств в Копенгагене в июне 1991 года, заявляющее о сотрудничестве со странами Центральной и Восточной Европы в новой геополитической ситуации. В Статье 4 этого документа говорится о ключевой роли Альянса в создании ОБСЕ, о его абсолютной приверженности целям и задачам ОБСЕ, а также подтверждается, что Организация по Безопасности и Сотрудничеству в Европе играет ключевую роль в установлении демократии в Европе, наряду с Европейским Сообществом и Советом Европы.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.