Дата добавления: март 2006г.
МЕТОДИКА проведения лекции по дисциплине "КОРАБЕЛЬНЫЙ УСТАВ ВМФ" Тема N 3. 2. 1. 1. "ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОРАБЛЯ" Время - 2 часа Место - кабинет N УЧЕБНЫЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ: 1. Ознакомить с основами корабельной организации.
2. Убедить в необходимости и важности строгой регламентации корабельной жизни. УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ: Введение 10 минут 1. Общие положения корабельного устава 10 минут 2. Повседневная организация корабля 20 минут 3. Боевая организация корабля 30 минут 4. Корабельные уставы 15 минут Заключение 5 минут УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ: 1. КУ ВМФ-78 2. Книга корабельных расписаний 3. Учебные схемы: - схема повседневной организации корабля, - схема боевой организации корабля, - корабельная боевая схема. 4. Слайды для проектора "Полилюкс" по теме занятия N 1, 1б, 2, 2а, 5 - 2 МЕТОДИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА
Поскольку данная лекция - первая в курсе "Корабельный устав", вводная ее часть является введением в курс. Раскрыв, как и обычно во вводной лекции, структуру и содержание курса, преподаватель должен особо остановиться на общей характеристике Корабельного устава как главного руководящего документа ВМФ.
Начать эту характеристику следует с вопроса: "Что такое устав ? " Обратимся к словарю Даля. Кратко остановимся на истории создания и развития воинских уставов в России. Следует подчеркнуть, что несмотря на строгий, регламентирующий характер этих документов, они всегда, с времен Петра I носили творческий характер: "Не держаться устава, яко слепой стены, ибо там порядки писаны, а времен и случаев нет". Специфика корабельной службы всегда требовала четкой организации, строгой регламентации всех видов деятельности. Особое значение это приобретает в нынешних условиях, поскольку современный корабль представляет собой боевой комплекс, воплощающий в себе последние достижения науки и техники - сложный боевой организм, где от каждого человека зависит выполнение кораблем боевых задач. В подтверждение этой мысли полезно привести примеры из корабельной жизни. Причем желательно как положительные примеры, подтверждающие зависимость успеха от четкого выполнения требований Корабельного устава, так и отрицательные.
Надо показать, что Корабельный устав имеет много общего с уставами ММФ, что изучение его поможет в дальнейшей практической деятельности на судах ММФ и тем более поможет быстрому становлению офицера Военно-Морского Флота в случае призыва, либо желания посвятить себя военной флотской службе.
Общие положения Корабельного устава следует привести полностью, без сокращений. Особо надо подчеркнуть, что ни одно иностранное правительство не имеет права вмешаться в жизнь военного корабля. В вопросе классификации военных кораблей необходимо четко разъяснить критерии деления и напомнить, что более детально эти вопросы будут изучаться в курсе " Основы тактики ВМФ".
Рассматриваю повседневную организацию корабля, преподаватель должен ориентироваться на базовый для изучения проект корабля. Перечислив, например, боевые части и службы корабля вообще, надо сказать, что на нашей "родной" подводной лодке отсутствуют БЧ-2, БЧ-6, - 3
БЧ-7, а БЧ-4 и Сл-р возлагаются одним офицером. Сл-х замыкается на старшего помощника, а Сл-с - на помощника командира подводной лодки. Необходимо напомнить курсантам также, на какую первичную должность они готовятся как офицеры запаса. Количество команд и отделений на подводной лодке можно назвать общее, но в зависимости от ВУС курсантов надо обязательно перечислить команды и отделения своей боевой части. Боевую организацию целесообразно начать с характеристики понятий "командный пункт" и "боевой пост". Для " оживления" рассказа можно сразу же привести пример командного пункта и боевого поста, ориентируясь на ВУС обучаемых. Надо предупредить курсантов, что эти вопросы будут на следующем занятии рассмотрены более подробно с ориентацией на организацию подводной лодки боевого проекта. В целом весь материал по данному вопросу очень "густ", сложен для восприятия не знакомым с флотской службой, поэтому в подробности организации подводной лодки преподавателю вдаваться на этом занятии. Надо лишь изложить материал в объеме Корабельного устава, лишь кратко его комментируя и заботясь о надежном освоении этого относительно небольшого по объему материала.
Подробно объяснив содержание и назначение как боевого номера вообще, так и книжки "Боевой номер", надо показать эту книжку курсантам, Желательно, чтобы она была заполнена на боевой номер матроса (старшины) той специальности, которая относиться к ВУС обучаемых.
Корабельные расписания следует давать в том же объеме и по той же методике, что и боевую организацию, акцентировав внимание на классификации корабельных расписаний. Можно показать связь боевых инструкций и книжек "Боевой номер".
В заключительной части лекции надо подчеркнуть, что твердое знание изложенного материала - основа, база для изучения организации подводной лодки, что является центральной темой всего курса. Задание на самоподготовку дается в зависимости от варианта проведения следующего занятия. - 4 ЛЕКЦИЯ N1 по дисциплине "КОРАБЕЛЬНЫЙ УСТАВ ВМФ" для всех ВУС Тема "ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОРАБЛЯ" Содеpжание: Введение 1. Общие положения корабельного устава 2. Повседневная организация корабля 3. Боевая организация корабля 4. Корабельные уставы Заключение Литеpатуpа: 1. КУ ВМФ-78г. ст. 1-19, 20-35, пpиложение N1. 2. Типовые корабельные расписания. Наглядные пособия и ТСО 1. "Повседневная организация корабля". 2. "Боевая организация корабля". 3. "Корабельная боевая схема" 4. Слайды для проектора "Полилюкс" по теме занятия N 1, 1б, 2, 2а, 5 - 5 ВВЕДЕНИЕ
Корабельный устав ВМФ определяет организацию корабельной службы, направленную на обеспечение высокой боевой готовности, безопасности корабля в море и базе, поддержание на корабле твердого воинского порядка.
Устав ВМФ определяет также обязанности должностных лиц, организацию боевой подготовки кораблей Военно - Морского Флота и правил несения службы корабельных нарядов.
Современный корабль представляет собой боевой комплекс, воплощающий в себя последние достижения науки и техники - сложный боевой организм, где от каждого человека зависит выполнение кораблем боевых задач. И лишь четкая организация, строжайшая регламентация всей корабельной жизни могут обеспечить успешное выполнение всех задач, безопасность корабля и личного состава.
Вместе с тем Корабельный устав, будучи основным руководящим документом Военно - Морского Флота, не является догмой, способствует проявлению творчества, инициативы.
Все уставы русского флота, несмотря на их общую патриотическую направленность и полноту содержания, от "Устава воинского" разработанный Петром I, отражали интересы господствующего класса. - 6 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ КУ ВМФ - 78г.
УСТАВ - это собрание законов, правил на какой-либо предмет (толковый словарь В. М. Даля). Предметом является сложный, огромный флотский организм, состоящий из большого количества относительно самостоятельных единичек - кораблей и частей.
НАСТОЯЩИЙ УСТАВ определяет организацию корабельной службы, направленную на обеспечение высокой боевой готовности, безопасности корабля в море и базе , поддержание твердого воинского порядка на корабле. Устав определяет также обязанности должностных лиц, организацию боевой подготовки кораблей ВМФ и правила несения службы корабельных нарядов.
Значение КУ в боевой и повседневной деятельности кораблей трудно переоценить. Точное выполнение уставных требований во многом определило победный победный исход сражений эскадр Ушакова, Лазарева, Нахимова. Первым опытом установления четкой организации в воинском коллективе в России является дошедший до нас документ "Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до военной науке", написанный Онисимом Михайловым в 1606-1621г. г. Через 100лет широко применялся в русских вооруженных силах "Устав воинский", разработанный Петром I , по которому действовали командиры петровских кораблей.
Следует отметить, что все уставы русского флота, несмотря на всеобщую патриотическую направленность и полноту содержания вопросов корабельной службы, в целом отражали интересы господствующего класса. Первые уставы СА и ВМФ были введены в действие в 1918-19г. г. , а первый КУ Сов. ВМФ был создан в 1925г. и назывался "УСТАВ КОРАБЕЛЬНОЙ СЛУЖБЫ РККФ"
Он отражал классовый характер нашего государства и всем своим содержанием выражал интересы трудового народа.
После этого уставы перерабатывались и переиздавались в 1932, 1939, 1943, 1959, 1967г. г. Действующий на сегодняшний день КУ ВМФ введен в действие приказом ГК ВМФ N 10 от 10 января 1978г. Относительно частое переиздание, переработка КУ были вызваны изменяющейся обстановке на флоте: это и накопление боевого опыта ведения современного боя, это и быстрое, качественное изменение технической оснащенности флота, это наконец и повышение уровня знаний и идейной закалки личного состава. - 7
Одним словом, КУ идет в ногу со времени, чутко реагируя на все изменения, происходящие в военной теории и флотской службе. ВМФ является одним из видов ВС РФ. В состав ВМФ входят: подводные силы, надводные силы, морская авиация, береговые войска. В корабельный состав ВМФ входят: - боевые корабли, - корабли спец. назначения, - морские суда обеспечения, - рейдовые суда обеспечения.
Корабли и суда ВМФ являются собственностью России и где бы они не находились, подчиняются только законам РФ.
Ни одно иностранное правительство не имеет права вмешиваться в жизнь военного корабля РФ. Всякая попытка в этом направлении должна пресекаться самым решительным образом, в крайнем случае силой оружия. Боевые корабли разделяются на классы, подклассы, ранги.
Морские рейдовые суда обеспечения подразделяются только на классы. Современная классификация кораблей по классам и подклассам объявлена приказом МО и ГК ВМФ.
Положения КУ распространяются на все военные корабли, катера и шлюпки, носящие военно-морской флаг РФ, а также на корабли специального назначения, морские и рейдовые суда обеспечения, укомплектованные военнослужащими.
Требования КУ обязательны для всего экипажа корабля, в том числе и для всех лиц, временно прибывающих на корабль.
Организация на морских и рейдовых судах обеспечения, укомплектованных рабочими и служащими, определяется "УСТАВОМ СЛУЖБЫ НА СУДАХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВМФ".
Страницы: 1, 2