Рефераты. Причины и условия преступлений в пограничных войсках - (реферат)

p>Считаем целесообразным кратко остановиться и на личности преступников из числа лиц, проходящих военную службу в пограничных войсках по контракту ( офицеры, прапорщики , мичманы и пр. ).

Военнослужащие, проходящие службу по контракту составляют основу Пограничных войск. От них зависит качественная охрана государственной границы и совершение ими проступков, правонарушений или преступлений представляет повышенную общественную опасность.

Этих лиц ( для краткости их представляется возможным объединить одним термином - контрактники ) мы можем представить в трех аспектах:

- как лица, непосредственно связанные с правонарушениями ( активные сторонники, а подчас и участники неформальной структуры );

- как лица, не связанные с правонарушениями, но и не борющиеся с ними ( пассивные участники );

- как лица, пытающиеся активно бороться с противоправными нарушениями . Среди факторов, отражающихся на личности контрактника- правонарушителя можно выделить следующие : социальные ( отсутствие в военной службе социальной справедливости, протекционизм, трудности служебного роста, сложившаяся тенденция - не брать ответственность на себя), отвлечение на различные хозяйственные работы, пьянство и , в заключении, социально-негативные установки, вынесенные из военных училищ, службы по призыву; правовые ( наличие низкой правовой культуры, которая выражается или в незнании права или сознательном нарушении его норм ); психолого-педагогические ( о низкой психолого-педагогической подготовке контрактников говорит высокий уровень самоубийств среди подчиненных ).

Контрактникам, совершающим правонарушения, присущи следующие черты: возраст от 21 года и старше;

агрессивно-насильственный опыт, приобретенный в военных училищах или на службе по призыву;

    низкая общая и правовая культура;
    отсутствие хорошей психолого-педагогической подготовки;
    боязнь принятия ответственных личных решений;

существующая система “накачек”, выражающаяся в оскорблении и унижении начальниками подчиненных за проступки военнослужащих по призыву; отвлечение контрактников на хозяйственные работы и потеря ими воинского статуса и боевых навыков;

    распространенность бытового пьянства;

переложение обязанностей по воспитанию новобранцев на старослужащих солдат. Хотя рассматриваемая нами категория военнослужащих пограничных войск сравнительно редко совершает преступные деяния, тем не менее в повседневной практике с их стороны имеют место противоправные проявления, нередко связанные с преступлениями , совершаемыми военнослужащими.

Еще раз важно подчеркнуть особую общественную опасность правонарушений и преступлений, совершаемых военнослужащими, проходящими службу по контракту, каждый факт которых требует своевременного, тщательного и оперативного расследования со стороны соответствующих органов.

Тип личности военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в пограничных войсках - правонарушителя можно представить какличность холерического типа, имеющая опыт агрессивно-насильственного поведения и подвергшаяся воздействию негативных

факторов армейской ( в т. ч. пограничной ) и социальной действительности.

Отдельному краткому обсуждению необходимо подвергнуть “жертву правонарушения военнослужащего “*. Потерпевший от правонарушений во время военной службы это, как правило :

    военнослужащий по призыву;

более молодой по возрасту и более поздний по сроку призыва; не заявляющий о преступных посягательствах;

готовый психологически к будущим издевательствам до своего прихода на службу( считающий предстоящие издевательства и глумления традицией, через которую обязан пройти каждый “настоящий” мужчина );

слабый в физическом отношении и не подготовленный ни к физическим, ни к психологическим нагрузкам;

    находящийся в процессе адаптации к армейским условиям ;

у которого отсутствует реальная возможность оказать правонарушителям сопротивление.

Потерпевших военнослужащих можно условно разделить на : слабых и малокоммуникабельных ; и лиц со строптивым характером.

Некоторыми военными психологами и практиками справедливо выделяется и третья ( специфическая группа ) . К ней относят военнослужащих по призыву, которые по ряду причин легко пережили первые трудности воинской службы и за послушание и поддержание армейских “традиций” были привлечены старослужащими к “воспитанию” молодых солдат.

Достаточно подробно рассмотрев вопросы причин и условий правонарушений в пограничных войсках, личности военнослужащих-правонарушителей и их жертв мы можем перейти к вопросам предупреждения преступлений ( правонарушений ) в пограничных войсках.

Для этого необходимо иметь общие представления о криминологическом прогнозировании, которое, в свою очередь, является разновидностью социального предвидения и отраслью юридического прогнозирования.

. Криминологический прогноз - это вероятное суждение о будущем состоянии ( уровне, структуре ) ее детерминант ( характеристик ) и возможностей профилактики ( предупреждения ) через определенный период времени, включающее качественную и количественную оценку предполагаемых изменений и указание примерных их сроков.

Предвидеть развитие преступности чрезвычайно трудно. Прогноз строится на исходных данных, которые находятся в статическом положении, поэтому он не может учитывать всех факторов, влияющих на структуру и динамику преступности. К числу таких факторов можно отнести:

правовой. Военнослужащие не в состоянии предвосхитить изменения законодательства , т. е. один и тот же проступок может быть сегодня правонарушением, а завтра преступлением;

социально-профилактический фактор. Общество в лице государственных органов, в том числе и ФПС РФ , и общественных организаций ведет постоянную борьбу с преступностью, используя в этой борьбе юридические, организационные и воспитательные меры. Заранее предвидеть развитие этой борьбы невозможно, тем более, что структурам государственных и общественных организаций присуще свойство изменчивости; социальный фактор. На преступности отражаются объективные социальные процессы, происходящие в обществе. Предвидеть и сами эти процессы, и результаты, к которым они могут привести, с высокой степенью точности довольно трудно. Особенно это касается современной общественно-политической ситуации;

фактор преступности . Преступность, даже взятая отдельно, как бы несет в себе самой внутренние закономерности, определяющие ее состояние, структуру и динамику; субъективный фактор. Не следует отвергать влияние руководителя , причем самого разного уровня, на течение процессов, связанных с борьбой с преступностью и окружающих ее фоновыми явлениями.

В отдельную группу криминологического прогноза следует выделить прогнозирование индивидуального преступного поведения, под которым понимается определение вероятности совершения в будущем преступления тем или иным конкретным индивидом. Индивидуальный прогноз подразделяется на : прогноз пост-преступного поведения лиц, совершивших преступление и прогноз первичного преступного поведения. Следует признать, что в значительной степени индивидуальный прогноз субъективен, поскольку строится на мнении одного лица ( или незначительного числа лиц, связанных по роду деятельности с индивидуумом ), в отношении которого он дается.

Прогноз правонарушений в сфере межличностных отношений определяется: специфичностью контингента правонарушителей ( военнослужащие ) и специфичностью объекта прогноза ( устойчивые и масштабные социально-негативные криминальные проявления, что в свою очередь подразумевает разнообразный и широкий спектр прогнозируемого поведения - от преступления до правонарушения и различных фоновых элементов ).

Как показывает практика для прогностических оценок необходимо учитывать: - потребности, интересы и привычки военнослужащего;

    - отношение военнослужащего к учебе, труду, другим людям;
    - поведение военнослужащего в быту;
    - черты характера военнослужащего;
    - возраст, образование, гражданскую профессию;
    - условия воспитания;
    - условия учебы;
    - поведение в армии;
    - условия службы и воспитания на пограничной заставе;
    - конкретную криминогенную ситуацию.

Более результативный прогноз индивидуального преступного поведения дается командирами. Это объясняется их близостью к солдатам.

Имея качественно подготовленный прогноз необходимо принимать систему мер по борьбе с правонарушениями ( преступлениями ).

Традиционно эта система выглядит следующим образом: общие меры и специальные меры предупреждения преступлений.

Проблемы общих мер предупреждения правонарушений в армии, в том числе и в пограничных войсках, кроются в сложившейся в обществе экстремальной обстановке и в целом лежат на поверхности.

Представляется, что следует обратить более пристальное внимание на специальные меры предупреждения *:

1. Проводимая реконструкция Федеральной Пограничной службы должна подразумевать :

    - професионализацию пограничных войск ;
    - переход на призыв в пограничные войска один раз в году;

- качественно новый уровень социальной защиты всех без исключения категорий военнослужащих ( как от внутриармейских факторов, так и от внешних); - решение проблемы формирования пограничных застав по национальному признаку, в том числе казачьих застав ;

- законодательное регламентирование функциональных обязанностей ФПС, в том числе и пограничных войск;

    - развитие института офицеров - воспитателей.

Кроме того, от соответствующих руководителей необходима работа по предложениям о скорейшем введении альтернативной гражданской службы, т. к. от человека, не желающего служить в пограничных войсках, трудно ожидать серьезного отношения к своим обязанностям по защите рубежей своей Родины.

В качестве предупредительной индивидуальной работы с военнослужащими необходимо подробно изучать материалы личного дела военнослужащего. Это в свою очередь позволит :

учитывать потребности, интересы и привычки военнослужащего ; знать отношение военнослужащего к учебе, труду, другим людям; быть в курсе его поведения в быту;

    более внимательно изучить черты характера военнослужащего;

знать условия воспитания, а также какое образование и специальность он получил до его призыва;

установить по необходимости жесткий контроль за бытовым пьянством и употреблением наркотиков.

Командир никогда не должен забывать насколько важно для солдата первое поощрение, которое является значительным событием в его жизни , а также и в дальнейшем дифференцированно поощрять его за добросовестное отношение к своим обязанностям.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.