изучение влияния ВС иностранных государств на международную политику; изучение деятельности различных международных организаций и экономических союзов, способных оказать влияние на мировую политику; ведение экономической разведки.
Р/сл мин-ва энергетикииспользует агентов и техсредства, собирает информацию о наиболее важных достижениях в области ядерной физики, о наличии и количестве расщепляющих материалов у ядерных держав с использованием сети сейсмических станций, обнаруживающих подземные испытания ядерного оружия с определением параметров и местоположения взрыва.
Р/сл мин-ва финансовсосредотачивает свои усилия на изучении финансового положения разведстраны, на изучении возможностей по финансированию оборонных мероприятий, на изучении кредитно-денежной системы государства.
Р/сл ФБРзанимается сбором информации в основном в целях решения задач обеспечения безопасности страны. ТЕМА N2. "ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЖИМА СЕКРЕТНОСТИ В (НАШЕЙ) СТРАНЕ"
ВОПРОС N1. "ПОНЯТИЕ РЕЖИМА СЕКРЕТНОСТИ, ЕГО ОСОБЕННОСТИ И СОДЕРЖАНИЕ"
Режим секретности- установленный нормами права единый порядок в нашей стране обращения со сведениями, составляющими государственную и служебную тайны. Назначение: предотвращение утечки закрытой информации по агентурным каналам. Режим секретности имеет ряд особенностей:
единый для всех министерств, ведомств, предприятий, учреждений, организаций порядок обращения с государственными секретами, которые определяются высшими органами государственной власти и управления;
обязательный для всех государственных органов и должностных лиц порядок обращения с государственными секретами;
персональная ответственность руководителей всех рангов за организацию режима секретности в их учреждениях, организациях и предприятиях, за проведение необходимого комплекса мероприятий, предотвращающих утечку закрытой информации;
контроль за деятельностью по обеспечению сохранности государственных секретов, соблюдение требований установленного режима секретности, который осуществляется органами государственной безопасности;
уголовная ответственность лиц, виновных в разглашении секретных сведений, в утрате секретных документов и изделий. Режим секретности по содержанию включает в себя:
порядок установления степени секретности сведений, содержащихся в работах, документах и изделиях;
порядок допуска граждан к работам, документам и изделиям, которые содержат закрытую информацию;
порядок выполнения должностными лицами своих должностных обязанностей по сохранению государственных и служебных тайн, по соблюдению режима секретности; порядок обеспечения секретности при проведении в учреждениях и на предприятиях работ закрытого характера;
порядок обеспечения секретности при ведении секретного делопроизводства; порядок обеспечения секретности при использовании технических средств, передаче, обработке и хранении информации закрытого характера; порядок обеспечения секретности при осуществлении предприятиями, учреждениями и организациями, где ведутся закрытые работы, контактов с зарубежными фирмами; порядок проведения служебных расследований по фактам разглашения секретных сведений.
ВОПРОС N2. "РЕЖИМНО-СЕКРЕТНЫЕ ОРГАНЫ (РСО), ПОСТОЯННО ДЕЙСТВУЮЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ КОМИССИИ (ПДТК) И ИХ ПОЛНОМОЧИЯ"
Деятельность по обеспечению сохранности государственных секретов в министерствах, ведомствах, учреждениях, организациях и на предприятиях осуществляется черезРСО, которые состоят из первых отделов и отделов или групп режима. На первые отделы возложена задача ведения секретного делопроизводства. Отделы или группы режимазанимаются вопросами организации режима секретности на объекте и режима секретности по проводящимся закрытым работам:
вопросы допуска сотрудников к закрытым работам и документам; организация пропускного режима на объекте;
вопросы контроля за соблюдением установленных требований режима секретности. В основу работы РСО положены :
"Инструкция по обеспечению режима секретности в министерствах, ведомствах, на предприятиях и в организациях" ("Инструкция 0126");
"Перечень главнейших сведений, составляющих государственную тайну"; "Ведомственный перечень сведений, подлежащих засекречиванию"; "Положение о порядке установления степени секретности сведений, содержащихся в работах, документах и изделиях". ПДТК создаются на всех предприятиях, где ведутся закрытые работы. ПДТК является консультативным органом при руководителе предприятия по вопросам режима секретности и противодействия иностранным техническим разведкам. Основные задачи ПДТК:
выявление возможных каналов утечки информации, присущих для данного предприятия;
разработка и реализация мероприятий по своевременному закрытию выявленных каналов утечки закрытой информации;
планирование всей работы по вопросам режима секретности, защиты от технических разведок на предприятии;
организация и ведение общей профилактической работы по защите закрытой информации от технических разведок. При осуществлении своей работы работники РСО имеют право:
требовать от всех сотрудников, которые допущены к секретным работам и документам, выполнения всех требований установленного режима секретности; осуществлять контроль в подразделениях предприятия по обеспечению сохранности государственных и служебных тайн и выполнению требований режима секретности; требовать от лиц, виновных в разглашении секретных сведений, в утрате секретных документов и изделий, виновных в грубом нарушении режима секретности, письменных объяснений по факту происшедшего;
возбуждать ходатайство перед руководством предприятия об отстранении от исполнения служебных обязанностей лиц, виновных в перечисленных выше проступках. ВОПРОС N3. "ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ (ТЕРМИНЫ) РЕЖИМА СЕКРЕТНОСТИ"
Секретный документ- текстовые и графические материалы, выполненные любым способом, кино-, фото- и видеопозитивы и негативы, магнитные ленты звуко- и видеозаписи, перфокарты, перфоленты и другие материалы, которые содержат секретную информацию. Секретное изделие- засекреченные образцы и комплексы вооружения и военной техники, оборудование, входящее в их состав, комплектующие узлы и элементы, материалы и вещества, которые используются при создании и вооружении военной техники. Секретная работа- научно-исследовательские и опытно-конструкторские, проектные, диссертационные, дипломные и другие работы, в процессе выполнения которых образуются секретные сведения. Степени (грифы) секретности сведений: особой важности (ОВ); совершенно секретные (СС); секретные(С). "ГОСУДАРСТВЕННАЯ, СЛУЖЕБНАЯ И ВОЕННАЯ ТАЙНЫ"
Государственная тайна- сведения научно-технического, экономического, политического и военного характера, разглашение или утрата которых представляет угрозу для безопасности государства. Служебная тайна - сведения, утрата и разглашение которых приносит ущерб интересам государства. Военная тайна- сведения, охраняемые государством, чисто военного характера (может быть и государственной, и служебной тайной).
ТЕМА N3. "ПОРЯДОК РАБОТЫ С СЕКРЕТНЫМИ ДОКУМЕНТАМИ И ИЗДЕЛИЯМИ"
ВОПРОС N1. "ПОРЯДОК ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОХРАННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И СЛУЖЕБНЫХ ТАЙН В ОРГАНИЗАЦИЯХ, УЧРЕЖДЕНИЯХ И НА ПРЕДПРИЯТИЯХ"
ПОДВОПРОС N1. 1. "ПРИЧИНЫ, ВЫЗЫВАЮЩИЕ УТЕЧКУ СЕКРЕТНЫХ СВЕДЕНИЙ, И МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЕЕ ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ"
Утечка секретных сведений- это их бесконтрольное распространение за пределы сферы обращения, ограниченной режимом секретности. Причинами утечки секретных сведений могут быть:
нарушение исполнителями установленного режима секретности при выполнении закрытых работ; при работе с секретными документами и изделиями;
разглашение секретных сведений при общении с посторонними лицами; утрата секретных документов и изделий;
недостатки в организации работы по противодействию иностранным техническим разведкам;
упущения администрации и работников РСО в вопросах организации режима секретности;
несвоевременное принятие мер по закрытию выявленных каналов утечки информации.
Предотвращение утечки секретных сведений в организациях, учреждениях и на предприятиях обеспечивается:
установлением специального порядка допуска к секретным работам, документам и изделиям;
точным выполнением всех правил засекречивания и рассекречивания сведений; выполнением всех требований секретного делопроизводства;
установлением специальных обязанностей для лиц, которые допускаются к секретным документам и изделиям;
ограничением выезда за рубеж лиц, осведомленных о государственных секретах; установлением специальных правил в работе с иностранцами, которые посещают предприятия и организации, где ведутся секретные работы; организацией ведения профилактической работы.
ПОДВОПРОС N1. 2. "ДОПУСК ЛИЦ К СЕКРЕТНЫМ РАБОТАМ И ДОКУМЕНТАМ"
К секретным работам и документам могут быть допущены только граждане России, которые по своим деловым, политическим и моральным качествам способны обеспечить сохранность доверенных им тайн. К секретным работам и документамне допускаются лица, имеющие: психические заболевания; лица, которые понесли уголовную ответственность;
лица, совершающие поступки, несовместимые с принципами нравственности и морали; лица, имеющие постоянный контакт с лицами (родственниками) за границей.
На каждое лицо, допускаемое к секретным работам и документам, оформляется допуск, то есть официальное разрешение руководителя предприятия на право выполнения закрытых работ, на право ознакомления с секретными работами и документами. Существует три формы допуска к секретным работам и документам: наивысшая форма допуска (имеют право на ознакомление со сведениями ОВ, СС, С); вторая форма допуска (имеют право на ознакомление со сведениями СС, С); третья форма допуска (имеют право на ознакомление со сведениями С).
При командировке сотрудников, имеющих допуск по месту основной работы, на другие предприятия им в первом отделе своего предприятия выдаются справки о допуске к секретным работам и документам, и выписываются командировочные предписания на право выполнения работ.
ПОДВОПРОС N1. 3. "ЗАСЕКРЕЧИВАНИЕ И РАССЕКРЕЧИВАНИЕ СВЕДЕНИЙ"
Засекречивание конкретных сведений в связи с наличием в них государственных и служебных тайн осуществляется в соответствии с перечнем главнейших сведений, составляющих государственную тайну, и ведомственными перечнями сведений, подлежащих засекречиванию. Единый порядок засекречивания сведений определен положением о порядке установления степени секретности сведений, содержащихся в работах, документах и изделиях.
При засекречивании сведений руководствуются следующими принципами: 1) решение проблемы засекречивания в целом с позиции государственной значимости этих сведений; при этом необходимо учитывать противоречивость и единство двух тенденций: с одной стороны, стремление обеспечить надежность сохранности государственных и служебных тайн, с другой стороны, не допустить необоснованного массового засекречивания;
Объективный характер определения степени секретности сведений, который основывается на точном использовании существующих перечней охраняемых сведений; оптимизация объема засекречиваемых сведений;
периодический просмотр степени секретности сведений на предмет снятия или снижения грифа секретности. СД - секретный документ. СС - степень секретности. Рассекречивание СД производится при: Изменении перечней сведений, подлежащих засекречиванию; Окончании срока действия грифа; Изменении международной обстановки; Появлении новых достижений в науке и технике; Продаже или передаче вооружения другим странам; Снятии оружия или б/техники с вооружения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6