8. Если при осмотре результатов стрельбы обнаружены значительные отклонения пуль, надо восстановить в памяти свои действия и определить причину неудачных выстрелов. Стрельба по неподвижной цели в ограниченное время
При подготовке к стрельбе в ограниченное время сериями ученику должно быть привито “чувство времени”—определенный темп стрельбы. Это достигается следующим упражнением: произвести в одну минуту пять прицеливании со спуском курка с боевого взвода: Упражнение начинается по сигналу. От начала команды засекается время и через каждые пять секунд громко объявляется, сколько секунд прошло. Если ученик не успевает уложиться в отведенное время, необходимо выяснить причины, замедляющие прицеливание и спуск курка с боевого взвода, и дополнительной тренировкой устранить их.
Скоростная стрельба начинается по сигналу. До него стрелок смотрит в точку прицеливания, не зажмуривая левого глаза и не затаивая дыхания. Только после сигнала стрелок, не напрягая руки, вытягивает ее в сторону цели. Точно установив мушку в прорези целика, он выжимает свободный ход спуска и, затаив дыхание, плавно дожимает его, стремясь удержать ровную мушку у точки прицеливания. После выстрела стрелок делает короткий вдох и выдох, одновременно восстанавливая наводку пистолета. Затем, вновь затаив дыхание, уточняет прицеливание и плавно нажимает на спуск. Внимание при каждом выстреле должно быть сосредоточено на удержании ровной мушки у точки прицеливания и плавном спуске курка.
При скоростной стрельбе нельзя держать рукоятку пистолета слишком свободно. При этом возникнет большое смещение пистолета и потребуется время для восстановления его положения в руке. Однако и сжатие не должно быть слишком сильным. Это вызывает обильный приток крови к работающим мышцам руки и нарушает устойчивость пистолета. Стрельба с переносом огня по фронту и в глубину
Необходимость быстро вести огонь, перенося его с одной цели на другую, возникает в условиях рукопашной схватки, при отражении внезапного нападения. Для стрельбы с переносом огня нужно уметь производить выстрел за 2 секунды. Время на производство выстрела следует сокращать постепенно, подводя ученика к необходимой скорости стрельбы.
Тренировку и стрельбу рекомендуется проводить на дистанции 25 м по пяти появляющимся ростовым фигурам, расположенным по фронту 8 м Время видимости цели вначале устанавливается 10 секунд (2 секунды на выстрел); затем, по мере освоения техники стрельбы, время сокращается до 8 секунд и, наконец, до 6 секунд. Если невозможно организовать стрельбу боевыми патронами, стрельба из пистолета системы Марголина может полностью возместить этот недостаток. Опыт показывает —удобнее всего обстреливать цель справа налево. Это объясняется следующим: при отдаче оружие отклоняется влево и вверх, что позволяет быстрее прицеливаться по цели, расположенной левее предыдущей, кроме того, при этом можно видеть во время стрельбы очередные цели.
При переносе огня в глубину в первую очередь поражается ближайшая цель, а затем дальние. Эффективность стрельбы с переносом огня по фронту и в глубину заключается в умении спускать курок с прицеливанием в течение 1—1, 5 секунды, поэтому ученик должен постоянно и многократно тренироваться стрелять в ограниченное время Стрельба из пистолета в сложных условиях
В экстремальных условиях не исключено ведение огня из пистолета при движении в автомобиле, на мотоцикле и так далее. При этом возможны разнообразные положения стреляющего, которые трудно предусмотреть. Обычные приемы стрельбы, употребляемые неподвижным стрелком, здесь непригодны.
Конкретные условия определяют наиболее целесообразный прием Можно быстро вытянуть руку в сторону цели с одновременным нажатием на спуск, стараясь приурочить выстрел к моменту, когда пистолет будет направлен в цель. Такой прием очень похож на обычный метод стрельбы навскидку. При подобном броске руки в сторону цели гарантируется ее поражение лишь на очень малом расстоянии. Обучают стрельбе в сложных условиях примерно в следующем порядке. Вначале выполняются приемы стоя, затем сидя с постепенным сокращением времени на прицеливание и спуск курка. Затем переходят к обучению стрельбе с движущегося автомобиля или мотоцикла. Тренировка проводится по ростовым фигурам, которые располагаются на удалении 5— 10 м в стороне от пути движения ученика. § 2. БОРЬБА С ОТДАЧЕЙ
Заметное влияние на результативность боевой стрельбы может оказать отдача оружия. Природа и последствия этого явления хорошо известны - при выстреле пистолет отклоняется от линии прицеливания. Но для боевой стрельбы более актуален вопрос о степени влияния отдачи на результат выстрела. Если бы импульс силы, возникающий при стрельбе, приводил к постоянному, не меняющемуся от выстрела к выстрелу, промаху, вредные последствия отдачи были бы минимальными. В этом случае проблема снижения точности легко снимается переносом точки прицеливания. Однако на самом деле рассеивание пуль под воздействием отдачи носит весьма неопределенный, явно нерегулярный характер. Величина отклонения оружия меняется в диапазоне с переменными границами. Чем более экстремальны условия стрельбы, тем шире диапазон. Особенности физического и психического состояния стрелка, незначительные вариации изготовки - все это и еще многое другое непременно сказывается на величине "отскока" пистолета. Без особой натяжки можно утверждать, что в бою не будет двух выстрелов с одной и той же отдачей. Значит, точно рассчитать поправку для стрельбы - невозможно. Есть ли выход из этой ситуации?
Существуют, по крайней мере, два пути: использование более совершенного оружия и освоение техники противодействия отдаче.
Первое направление широко практикуется при конструировании спортивного оружия. Однако в бою часто применяются крупнокалиберные пистолеты и мощные боеприпасы. Для такого оружия полное устранение отдачи - задача далекого будущего. Остается осваивать способы противодействия отдаче.
Известно, что парировать импульс отдачи непосредственно в ходе выстрела невозможно. Стрелок просто не успевает среагировать на отскок пистолета. Очевидно, что все необходимые меры нужно принять еще до выстрела, в процессе изготовки, прицеливания и спуска курка.
Имея в виду сказанное, расположим способы противодействия отдаче по мере нарастания их эффективности. Это важно еще и потому, что и осваивать их нужно в той же очередности, последовательно переходя от самого доступного к более сложному.
Но прежде чем приступить к характеристике способов борьбы с отдачей, сделаем несколько общих замечаний.
Для того чтобы стрелковая позиция обрела достаточную стойкость, нужно придать ей особые структурные свойства. Не будем забывать, что каждое стационарное положение человека формируется и удерживается благодаря точно сбалансированным тоническим напряжениям всей скелетной мускулатуры. Естественно, придание изготовке любых дополнительных свойств немыслимо без локальной и дозированной корректировки базового напряжения. Следует ли из этого, что при освоении способов противодействия отдаче, инструктор должен говорить обучаемому, какие группы мышц и в какой степени тот должен напрячь или расслабить? Конечно, нет. Трудно даже представить себе нормального человека, способного выполнить такое, например, указание: "Для жесткой фиксации правой руки в плечевом суставе, необходимо точно дозировать напряжение переднего и среднего пучков дельтовидной мышцы и надостную мышцу плеча (50 процентов от максимального), при равном задействовании передней зубчатой мышцы, большого и малого вращателя.... " Есть другой, более реальный, хотя и не самый простой путь. В его основе лежит теснейшая связь мысленного образа правильного действия с его двигательной реализацией.
Предлагаемый инструктором образ должен быть хорошо знаком обучаемому. Обычно это ранее освоенное действие, которое сопровождается отчетливой двигательной ассоциацией и вызывает близкие к требуемым мышечно-суставные ощущения (перенос навыка). Правда, иногда используются образы на первый взгляд совершенно не связанные с предполагаемыми действиями, например, образы окружающих предметов, животных, природных стихий. Но это не имеет существенного значения. Важно, чтобы обучаемый был способен зримо представить предлагаемый образ, оживить его и, доверчиво следуя за возникшей ассоциацией, выполнить сразу все действие целиком, от начала до конца. В дальнейшем, по мере накопления собственного двигательного опыта, обучаемый может уточнять предложенный ему образ, использовать другой, с его точки зрения, более подходящий, или вообще отказаться от всякого образа.
Итак, чтобы избежать мучительного стояния перед зеркалом в бесплодном желании напрячь или ослабить нужные группы мышц, воспользуемся именно этим подходом. Первый способ борьбы с отдачей направлен на уменьшение величины области рассеивания пуль и смещение ее центра к точке прицеливания. Цель достаточно ясная, но средства ее достижения - пока не очень....
Давайте немного пофантазируем. Как, например, преобразится стрельба, если пистолет вдруг начнет тяжелеть и станет весить сначала пять килограммов, потом десять, тридцать.... Понятно, пользоваться этаким монстром в бою невозможно. Но нам интересно другое. Изменится ли отдача при выстреле из такого оружия? Вряд ли кого-нибудь этот вопрос поставит в тупик. Если не увеличивать калибр пистолета и мощность боеприпасов импульс отдачи останется прежним. А вот какое движение он сообщит пистолету? На этот вопрос ответить не намного сложнее. Ясно, чем тяжелее оружие, тем меньше величина отскока (пистолет на орудийном лафете). Увеличение веса пистолета - самый очевидный способ борьбы с отдачей. Осталось найти возможность реализовать этот способ на практике. Вес пистолета невелик, орудийный лафет за собой не потаскаешь. И, тем не менее, выход есть. Выход - один, а направлений его реализации - два. Первое - внешняя опора вооруженной руки. Опереться можно на все что угодно, лишь бы это не мешало прицеливанию. Чем более массивное основание использовано в качестве опоры, тем лучше результат. Главное, как можно плотнее прижать вооруженную руку к опоре, так, чтобы именно она приняла и рассеяла (поглотила) весь импульс отдачи (фото 1-3). Понятно, что этот способ трудно назвать универсальным. Вряд ли в ближнем бою будет достаточно времени для отыскания подходящей опоры и фиксации на ней оружия. Кроме того, любая внешняя опора сразу, и весьма существенно, ограничивает простреливаемое пространство, тем самым затрудняя перенос огня. Поэтому более реально второе направление "увеличения веса" оружия - целенаправленное структурирование стрелковой позиции.
Фото 1. В качестве опоры для рук могут быть использованы любые окружающие предметы: мебель, дверные и оконные проемы, перила лестничных маршей.... Фото 2. Прижавшись к опоре, стрелок заметно снижает влияние отдачи на результат выстрела. Недостаточная мобильность позиции компенсируется защитными свойствами укрытия. Подвижность ведущей руки ограничена. Это затрудняет перенос огня без смены позиции.
Фото 3. Стрельба вверх - сложный вариант ведения огня. Результативность выстрела возрастет, если использовать внешнюю опору. Такая изготовка затрудняет перенос огня, но позволяет повысить его плотность. Низкий силуэт позиции делает стрелка менее уязвимым.
Основная идея - утяжелить пистолет за счет собственного веса стрелка. Отсюда и главная проблема применения этого способа. Нужно из гибкого, пластичного, подвижного человеческого тела создать для пистолета прочное, устойчивое и неподвижное основание, своего рода лафет. Нет смысла повторять уже известные читателю аргументы, обосновывающие практическую невозможность создания конструкции с абсолютными свойствами на основе "человеческого материала". Но даже если и не ставить перед собой такой цели, задача не становится проще. Трудность реализации этого способа заключается в том, что только максимально напрягая все мышцы и жестко фиксируя каждый сустав, желаемого эффекта не достигнуть. Подобные перегрузки лишь раскачают стрелковую позицию, и ни о каком прицельном выстреле не будет и речи. Нужную конструкцию можно собрать, только весьма расчетливо дозируя степень напряжения каждой группы мышц. Но, изготавливаясь, прицеливаясь и спуская курок, практически невозможно еще и контролировать подобное неравномерное напряжение скелетной мускулатуры. Преодолеть эту трудность помогает мысленный, эмоционально окрашенный образ. Чтобы разом потяжелеть, стать массивнее и основательнее, попытайтесь представить себя чем-то, обладающим такими свойствами, например, бетонным блоком или орудийным лафетом. Такой обобщенный образ чего-то тяжелого, способного поглотить, "заземлить" энергию отдачи, всю, без остатка, мы называем "гиря".
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5