Рефераты. Военная прокуратура - (курсовая)

p>Третьим важным условием осуществления взаимодействия является согласованность действий всех его субъектов во времени. К примеру, если информация о правонарушениях поступает от командования воинских частей тогда, когда эти нарушения уже выявлены другими способами (прокурорской проверкой, поступил сигнал от других лиц и т. д. ), то такое “взаимодействие” навряд ли будет эффективным. Поэтому, каждый из субъектов должен четко понимать отведенную ему во взаимодействии роль и своевременно включаться в деятельность другого субъекта. Из сказанного выше может сложиться впечатление, что взаимодействие явление периодическое и прибегают к нему по мере необходимости. Однако это не так. Взаимодействие - это очень сложный, динамичный и непрерывный процесс. В месте с тем, чтобы лучше изучить какое - либо явление или предмет, всесторонне понять его сущность, удобнее рассмотреть его в статике. Для лучшего понимания процесса взаимодействия, на наш взгляд, целесообразнее рассмотреть его сначала как явление и, раскрыв основные его положения, рассмотреть динамику этого процесса. Поэтому, возвращаясь к временным параметрам данного процесса, необходимо отметить, что согласованность действий во времени подразумевает активность всех его субъектов, а не только его организатора. Каждый из субъектов, осознавая свою роль в этом процессе и, проявляя разумную инициативу, своевременно совершает необходимые действия.

Процесс взаимодействия, как уже отмечалось выше, процесс сложный, многогранный и непрерывный. Он охватывает собой почти все сферы деятельности военного прокурора, однако не всегда взаимодействию уделяется должное внимание. Любой военный прокурор так или иначе взаимодействует и с правоохранительными органами и с органами военного управления , но как и любой другой работник военной прокуратуры, он может поддерживать личные отношения с представителями вышеупомянутых органов. Такая взаимосвязь не является предметом рассмотрения данной темы, однако, необходимо отметить , что налаживание более тесных связей между указанными субъектами может оказать значительную помощь в процессе их взаимодействия. Это отнюдь не означает , что при осуществлении взаимодействия возможно внесение в служебные отношения духа панибратства, принципа “ ты - мне, я - тебе “. Однако правильное понимание духа товарищества, осознание выполнения общего дела, взаимовыручка ( в правильном понимании этого слова ) могут значительно повысить эффективность работы всех вышеуказанных органов, сэкономить драгоценное время, которое можно с пользой использовать на других направлениях деятельности военного прокурора.

Кроме вышеперечисленных условий необходимо учитывать ряд важных требований, предъявляемых к взаимодействию и отражающих сущность складывающихся в этой связи отношений . Перечислим их :

Во - первых, взаимодействие должно строится на основе строгого соблюдения требований законности, т. е. осуществляться в соответствии с предписаниями законов и подзаконных нормативных актов, регулирующих как совместную деятельность, так и порядок функционирования каждого органа в отдельности. Во - вторых, оно не должно приводить к слиянию деятельности органов, т. е. должно осуществляться в условиях четкого разграничения компетенции взаимодействующих правоохранительных органов. Необходимость такого разграничения обусловлена выполнением задачи обеспечения объективности и обоснованности проводимых мероприятий. Практика показывает, что слияние функций рассматриваемых органов приводит к серьезным нарушениям законности. Исходя из этого требования, работник прокуратуры ( прокурор ) ни при каких обстоятельствах не имеет права участвовать в оперативно - розыскных мероприятиях, проводимых органами дознания, либо осуществлять такие мероприятия самостоятельно.

В - третьих, ведущая роль во взаимодействии органов принадлежит прокуратуре ( работнику прокуратуры ). Именно прокуратура является непосредственным организатором, координаторами руководителем совместной деятельности органов. Только ей законом предоставлено право принимать решение о том, привлекать ли к участию дополнительные силы и средства, и если да, то на каком этапе и для решения каких конкретно целей.

    Правовая регламентация взаимодействия.

Как уже отмечалось, взаимодействие должно осуществляться в соответствии с предписаниями законов подзаконных нормативных актов, регулирующих как совместную деятельность, так и порядок функционирования каждого органа в отдельности. Исходя из этого положения можно сделать вывод, что правовую основу взаимодействия составляют: Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации “О прокуратуре Российской Федерации”, Положение о Военной прокуратуре, приказы Генерального прокурора Российской Федерации и другие нормативно - правовые акты, регулирующие данную область деятельности. Однако сложность данного вопроса состоит в том, что регламентация как таковая в законе отсутствует, да и сам термин, как уже отмечалось, в законе не используется, а там, где говорится о взаимодействии используется его синоним - термин “ координация“ . Прямое упоминание о взаимодействии мы найдем лишь в Законе Российской Федерации “ О прокуратуре Российской Федерации “ от 17 ноября 1995 года; статья четвертая Положения о Военной прокуратуре закрепила взаимодействие как один из принципов организации деятельности Военной прокуратуры ; статья четвертая Инструкции органам дознания Вооруженных Сил и иных воинских формирований определяет проведение оперативно - розыскных действий во взаимодействии с Военной прокуратурой. Других, прямых указаний на порядок организации и проведения взаимодействия в законодательстве нет. Не исключением являются и приказы Генерального прокурора: в которых он требует улучшения взаимодействия прокуратуры с другими правоохранительными органами. Положение о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, согласно от Закона РФ “О прокуратуре РФ” утвержденное Президентом РФ существует лишь в пределах упоминания о нем в статье 8 Закона и пополняет собой список пробелов Российского Законодательства. Принятый 17. 11. 95. закон Российской Федерации “О прокуратуре Российской Федерации” в новой редакции конечно же улучшил положение прокуратуры, освободив ее от разрешения вопросов простоя вагонов, недопоставки продуктов и других не свойственных прокуратуре функций, но в тоже время о столь важном элементе деятельности прокуратуры как взаимодействие законодатель умалчивает: делая регулирующую взаимодействие норму бланкетной.

Поэтому прокуроры стараются максимально использовать все указания, которые существуют в нормативной базе, а также положения, разработанные юридической наукой, которые необходимо переложить на строгий язык закона и внедрить в практику. Четкое определение сущности разграничения прав и обязанностей субъектов взаимодействия, его форм не только повысит качество проведения последнего, но и позволит исключить лишние споры о сущности данного процесса. А. М. Ларин, например, считает, что взаимодействие прокуратуры и органов дознания невозможно, ибо “наделение работника прокуратуры такими полномочиями по отношению к органу дознания обуславливает их неравенство в деятельности по расследованию преступлений“ Однако с этим утверждением трудно согласиться, так как потребность в использовании тех или иных полномочий органов дознания и прокуратуры носит обоюдный характер. Кроме того, орган дознания не находится в административном подчинении прокуратуры, что исключает возможность оперативного управления им со стороны последнего, а следовательно, и верховенство одного над другим. Термин ” взаимодействие “ надежно укоренился в юридической литературе, работники правоохранительных органов точно понимают его смысл, поэтому вряд ли следует исключать его из правового лексикона.

Говоря о правовой регламентации взаимодействия необходимо отметить и роль планирования в его осуществлении. В планах работы прокуратур формулируются основные задачи на данный период, точно определяются главные звенья работы и все меры организационного обеспечения запланированных мероприятий, в том числе и взаимодействия, начиная с взаимодействия всех прокуроров и отделов прокуратуры, и заканчивая взаимодействием прокуратуры с другими органами. При планировании взаимодействия военный прокурор учитывает ряд важных факторов и, прежде всего, состояние законности в обслуживаемых войсковых частях и на всей территории административной единицы, задачи территориальных правоохранительных органов, структуру и динамику преступности и т. д. Всю эту информацию военный прокурор получает в ходе уже организованного взаимодействия на предыдущий период, а также в ходе участия в координационных совещаниях с представителями территориальных правоохранительных органов, командованием воинских частей. Планирование взаимодействия на текущий период времени позволяет подойти к взаимодействию с научной основой, регламентировать этот процесс в правовом отношении, находить наиболее эффективные формы его осуществления. Исходя из этого можно сказать, что план работы военной прокуратуры на данный период также входит в правовую основу организации и осуществления взаимодействия военного прокурора с командованием и правоохранительными органами.

И, таким образом, из сказанного следует, что взаимодействие - это взаимосвязанная, согласованная по месту и времени деятельность нескольких его субъектов, направленная на выполнение общей задачи укрепления законности и правопорядка и борьбу с преступностью. В литературе содержится немало разнообразных определений понятия взаимодействия. Порой они в значительной мере отличаются друг от друга, что обусловлено конкретными целями и методиками проводившихся их авторами исследований. Однако имеющиеся различия, как правило касаются лишь отдельных сторон рассматриваемого понятия и не затрагивают его сущности. Отличаясь в деталях, предлагаемые различными авторами определения сводятся к пониманию взаимодействия как совместной, согласованной по целям (задачам), месту и времени деятельности работников различных органов, возможности комплексного использования этими органами всех предоставленных им средств в интересах всех участников взаимодействия.

Взаимодействие представляет собой согласованную деятельность прокуратуры, милиции, органов юстиции и судов между собой, а также с другими государственными и общественными органами и организациями в борьбе с преступностью и иными правонарушениями. Взаимодействие осуществляется только в решении общих задач правоохранительных органов. При осуществлении специфических задач, в частности таких, как надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия, рассмотрение судом конкретных уголовных дел, взаимодействие исключается, поскольку вмешательство в компетенцию других органов недопустимо.

Взаимодействие органов прокуратуры, внутренних дел, юстиции и судов состоит в согласованности их действий, направленных на укрепление законности и правопорядка, предупреждение и искоренение преступлений, воспитание должностных лиц и граждан в духе добросовестного исполнения своих конституционных обязанностей и уважения законов, осуществляемых в пределах компетенции этих органов способами и методами, свойственными каждому из них. Исходя из вышеизложенного, в преломлении определения термина к данной теме, можно сказать, чтовзаимодействие военного прокурора с командованием и правоохранительными органами - это основанное на законе, согласованное по месту, целям и времени направление деятельности военного прокурора, командования воинских частей и других правоохранительных органов по решению стоящих перед ними задач в правоохранительной сфере деятельности.

    ГЛАВА 2. Субъекты взаимодействия.

Борьбу с правонарушениями нельзя представлять себе как самопроизвольно, стихийно складывающийся процесс, объединенный общей целью, единой волей и ответственностью многих людей за состояние дел. Здесь каждое должностное лицо и каждый орган занимают строго определенное место, решают строго определенные задачи. Планируя организацию взаимодействия на данный период, военный прокурор избирает его субъектов в зависимости от тех задач (целей) , решения которых он стремиться достичь в процессе его осуществления, а также в зависимости от роли, отводимой в этом процессе оппоненту. Немаловажным фактором в решении этого вопроса является и компетенция органа - субъекта взаимодействия. Это означает, что военный прокурор также должен учитывать способен ли данный орган, наделенный данными полномочиями быть субъектом взаимодействия при отводимой ему в этом процессе роли и если да, то насколько эффективно будет его участие. Поэтому, организуя взаимодействие с командованием и правоохранительными органами военный прокурор должен четко представлять себе возможности этих органов и их структуру с тем, чтобы наиболее эффективно использовать их в процессе организуемого взаимодействия.

    Командование как субъект взаимодействия

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.