Рефераты. Воздушная война в Персидском заливе - (реферат)

p>самолетам РЭБ EF-111 "Рейвен". 34 таких самолета, а также 88 палубных EA-6B взяли на себя основную задачу по постановке по мех иракским РЛС, затрудняя им обнаружение ударных самолетов. Кроме постановки помех, союзники приготовили еще один

"сюрприз" - специальные охотники за радарами - самолеты F-4G. 46 таких боевых машин, оснащенных системами обнаружения РЛС и специальными противолокационными ракетами HARM и "Стан дарт"ARM, в первые же минуты наступления нанесли удары по иракским станциям наведения. Учавствовали в этом и английские истребители-бомбардировщики "Торнадо", вооруженные ALARM, ко торые еще не были до конца испытаны. Англичане провели тем са мым как бы войсковые испытания, и ракеты ALARM сыграли решаю щую роль в подавлении иракской ПВО.

    Внезапности первого удара американцы достигли благодаря

применению крылатых ракет "Томагавк". В общей сложности было пущено около 300 ракет.

    Кроме систем ПВО и аэродромом, первоочередными целями для

авиации союзников явились иракский центр по разработке и про изводству ядерного оружия, ракетные заводы, промышленно-адми нистративные центры.

    Особая роль в проведении этих ударов отводилась новейшему

американскому малозаметному истребителю-бомбардировщику F-117A, выполненному по технике "Стелс". Иракские РЛС не были полностью подавлены, и американское командование опасалось значительных потерь. Неудивительно, что в первые сутки на са молеты F-117 пришлось лишь 5% всего числа боевых вылетов, но они уничтожили треть всех стратегических целей не понеся по терь. Каждый самолет был вооружен двумя управляемыми бомбами калибра 905 кг с высокой точностью поражения.

    - 8
    Первая бомба с лазерной системой наведения была сброшена

с F-117 на здание американской компании ATT в Багдаде: уста новленная там аппаратура обеспечивала связь вооруженных сил Ирака. Бомбардировке подверглись также президентский дворец, ретрансляционные станции, радиолокационные комплексы, подзем ные командные бункеры, пункты управления ПВО и т. п.

    Невидимки F-117 атаковали цели две ночи полностью авто

номно, без всякой связи с землей, в режиме радиомолчания. После 18 января (запуск Ираком ракет "Скад") подавление ракет ных комплексов стало приоритетной задачей для невидимок.

    Одновременно использовался для ночных операций известный

тактический истребитель-бомбардировщик F-111, способный летать на предельно малых высотах с огибанием рельефа местности. Воо ружен самолет управляемыми бомбами с лазерной системой наведе ния. Подсветка цели при этом осуществлялась с помощью элект ронно-оптической системы "Пейв Тэк".

    В ночных операциях учавствовал и новейший истреби

тель-бомбардировщик F-15E, оснащенный многофункциональной РЛС с высокой разрешающей способностью и специальной системой LANTIRN. F-15E, как правило, вооружались корректируемыми бом бами, а также французскими бетонобойными бомбами "Дюрандаль" и кассетными бомбами "Рокай".

    В ночное время широко использовались и английские истре

бители "Торнадо" CR. 1, оснащенные инерциальной навигационной системой, объединенной с радиолокационной корреляционной системой, что позволяло этим самолетам осуществлять полеты с огибанием рельефа местности в автоматическом режиме. Самолеты "Торнадо" активно "работали" по иракским аэродромам. При этом широкое применение нашло английское кассетное оружие JP 233 с бетонобойными суббоеприпасами. Правда "Торнадо" оказались до вольно уязвимыми для зенитного огня. После 300 боевых вылетов англичане потеряли 6 таких машин.

    Неудачи преследовали и "Торнадо" итальянских ВВС. Так, в

первый же день восемь самолетов вылетело на цели, но из-за по ломки шасси один самолет прекратил выполнение задания. Шесть самолетов не смогли дозаправиться в воздухе от дозаправщика и вернулись на базу. Только один самолет смог произвести дозап

    - 9

равку и добраться до цели. Он был сбит зенитным огнем прямо над Багдадом....

    Более старые истребители-бомбардировщики "Ягуар" оказа

лись более живучими. Среди них не было потерь, правда несколь ко машин получили боевые повреждения.

    В ходе боевых действий над территорией Ирака и Кувейта

для нанесения ударов по площадным целям привлекались и страте гические бомбардировщики Боинг B-52. Со времени окончания вой ны во Вьетнаме, эти боевые самолеты, считавшиеся устаревшими, еще ни разу не использовались по назначению. Считалось, что дозвуковой бомбардировщик станет мишенью для ПВО противника. Однако, благодаря тому, что уже в первые дни начала опе

рации "Буря в пустыне" система ПВО Ирака была практически пол ностью подавлена, американское командование приняло решение применить B-52 для нанесения массированных ударов по позициям иракской армии. Каждый такой самолет мог сбросить на противни ка до 20 т бомб.

    B-52 действовали с американо-испанской базы Морон близ

Севильи, а также с о-ва Диего-Гарсиа в Индийском океане. На чавшиеся 26 января налеты продолжались до окончания боевых действий. За один день на позиции иракских войск сбрасывалось порядка 400 тонн бомб. Правда эффективность оказалась не очень высокой: B-52 бомбили с высот 4-6 км, а на этих высотах само леты оказались уязвимы для зенитных средств ПВО, особенно для ствольных орудий.

    Несколько "крепостей" получили боевые повреждения, причем

одна из них рухнула в океан, не дотянув до о-ва Диего-Гарсиа. Трое членов экипажа погибли. Последующие бомбардировки велись с высоты 8-12 км, что снизило их точность. Все же они внесли значительный вклад в разгром иракской армии: после многоднев ных "ковровых" бомбардировок иракские солдаты оказались пол ностью деморализованы.

    Большой интерес представляет американский штурмовик A-10A

"Тандерболт" II, впервые применявшийся в боевой обстановке. Эти самолеты, предназначенные для поражения малоразмерных це лей и оказания непосредственной поддержки своим войскам, впер вые были задействованы в боевой операции по отражению иракской

    - 10

контратаки на город Рас-Хафджи. За день боев силами штурмови ков были уничтожены 24 танка противника, потерян был один A-10. Была выявлена низкая эффективность штурмовиков при действиях в ночное время суток. Мало того, летчик одного из самолетов A-10 не мог опознать бронетранспортер американской морской пехоты, и приняв его за иракский БТР, уничтожил вместе со всем экипажем.

    Интересно отметить, что одновременно с ракетно-бомбовыми

ударами, авиация союзников проводила и психологическую обра ботку иракских солдат. Так, на иракские позиции было сброшено 5 млн. листовок. К этому добавился систематический артилле рийский обстрел иракских позиций орудиями главного калибра американских линкоров.

     2ВОЙНА В ВОЗДУХЕ.
    В первые дни войны авиация союзников практически пол

ностью подавила иракские системы ПВО, системы связи и управле ния, а также свела к минимуму действия ВВС. При этом их унич тожению уделялось первостепенное внимание. Правда фронтовые бомбардировщики Су-24, истребители МиГ-29 и штурмовики Су-25, ускользнули из-под удара, перелетев на аэродромы соседнего Ирана.

    Другие самолеты остались в укрытиях, недоступных бомбам

противника. При этом следует подчеркнуть, что речь идет о мощ ных подземных базах, сооружение которых началось еще в начале 80-х гг. Каждая такая база была надежно защищена всеми видами защиты, были там и собственные взлетно-посадочные полосы.

    Удары союзной авиации по взлетно-посадочным полосам

иракских аэродромов не дали особого эффекта, хотя американское командование утверждало, что 100% иракских аэродромов нейтра лизовано.

    Однако на деле все оказалось совсем не так. Даже спустя

10 дней после начала бомбардировок около 65 процентов иракских аэродромов могли обеспечивать взлет и посадку самолетов. Прав да, к этому времени иракская авиация уже прекратила какие-либо боевые действия.

    - 11
    Интересно отметить и такой факт, что эффективность ударов

авиации союзников была сильно снижена хорошей маскировкой иракцев, которые подставили под бомбы и ракеты надувные и пластиковые макеты боевой техники.

    Но вернемся к иракской авиации. Несмотря на серию воздуш

ных ударов по ее военным аэродромам, она продолжала существо вать и даже совершать боевые вылеты. Последний был зафиксиро ван 10 февраля. Однако действия иракских ВВС носили эпизоди ческий характер.

    Иракские летчики оказались в довольно затруднительном по

ложении: земля не давала никакой информации о воздушном про тивнике и приходилось полагаться только на показания бортовой РЛС. Союзная авиация наоборот имела полную информацию о про тивнике. В подобной ситуации качественный уровень ВВС Ирака уже не мог играть особой роли.

    Первый воздушный бой в небе Персидского залива произошел

на второй день войны, 18 января. 24 января три иракских истре бителя осуществляли разведывательный полет или пытавшиеся на нести удар по кораблям союзников были обнаружены и перехвачены F-15. В результате два иракских "Миража" были уничтожены. В зарубежной печати описывался также эпизод совершенно невероят ного воздушного боя, когда иракский МиГ-25 "сел на хвост" F-16 и "гонял" его на малой высоте до тех пор пока сам не был сбит подошедшими истребителями противника.

    В конце января произошел групповой воздушный бой между

американскими и иракскими самолетами. По американским данным, союзникам удалось сбить три истребителя МиГ-29. К концу янва ря, по сведениям союзников, уничтожено 8 истребителе МиГ-29, 8 "Миражей", 2 - МиГ-25 и 1 МиГ-23. При этом не потеряли ни од ного своего самолета. В то же время иракское командование зая вило, что часть уничтоженных в небе Ирака самолетов союзников были сбиты в воздушных боях. Однако по уточненным данным ни один МиГ-29 в небе Ирака сбит не был.

    За период боевых действий авиация многонациональных сил

уничтожила 34 иракских самолета и 5 вертолетов ракетным огнем. 2 вертолета были сбиты огнем пушек A-10.

    Что касается потерь авиации союзников, то они за период
    - 12

боевых действий стали такими: B-52 - 1, EF-111 - 1, F-4G 1, F-15E - 2, F-16 - 5, A-10 - 5, AC-130 - 1, F-14 - 1, F/A-18 - 2, A-6E - 4, AV-8B - 5, OH-10 - 2, F-5E - 2, A-4 - 1, "Тор надо" - 8, AH-1 - 4, AH-64 - 1, OH-58 - 2, UH-60 - 3, UH-1 3, CH-46 - 2, SH-60 - 1. По данным Министерства обороны СССР, общие потери авиации союзников составили 29 вертолетов и 68 боевых самолетов, в том числе один малозаметный самолет F-117. Приведем описание одного из воздушных боев. Два истреби

теля F-15C выполняли воздушное патрулирование в 100-160 км к югу от Багдада. Почти сразу американцы обнаружили несколько иракских самолетов. Пытались их перехватить, однако атака ока залось неудачной: противник ушел в зону сольной ПВО Багдада. Осуществив дозаправку от танкера, F-15 продолжили патру

лирование. В это время с самолета дальнего радиолокационного обнаружения поступила информация о новой группе воздушных це лей. F-15 сблизились с противником до 130 км и бортовые РЛС захватили цели. Когда расстояние сократилось до 65 км, иракские машины изменили курс и стали уходить на высоте 600 м. Американцы начали преследование. При сближении до 32 км иракцы неожиданно развернулись, скорее всего они не замечали против ника. Американцы уменьшили высоту, ведущий самолет иракцев был поражен тепловой ракетой. Второй F-15 произвел пуск двух теп ловых ракет по другой машине, но промахнулся. Тогда он сбли зился с противником и увидел МиГ-23 и "Мираж". Он произвел пуск двух оставшихся ракет и поразил обе цели. Тем временем ведущий подбил еще один иракский самолет. Бой продолжался 9 минут. Иракские летчики оказались к нему совершенно не подго товленными.

    От авиации союзников досталось и иорданцам. Дело в том,

что американцы разбомбили нефтепровод из Ирака. Тогда вывоз горючего в Иорданию стал осуществляться в автоцистернах. Тут самолеты многонациональных сил устроили настоящую охоту за бензовозами. На шоссе Багдад-Амман самолеты штурмовали даже одиночные легковые автомобили.

    Избежать жертв мирного населения было также невозможно. В

ночь с 12 на 13 февраля две авиабомбы поразили крупное бомбоу бежище в центре Багдада. Там находилось более 400 человек. Из

    - 13

одиннадцати мостов через Тигр, четыре полностью разрушены. Превращены в руины многие жилые дома и государственные учреж дения.

     2РАКЕТНЫЕ СРЕДСТВА.
    В 1950 гг считалось, сто управляемая ракета станет глав

ным средством вооруженной борьбы, заменив традиционные авиацию и артиллерию. В дальнейшем эта точка зрения была признана оши бочной. Опыт войны в Персидском заливе вновь подтвердил огром ные возможности боевых самолетов. В то же время большинство ракетных комплексов обеих сторон не в полной мере оправдали возлагавшиеся на них надежды.

    Наиболее удачно действовали американские крылатые ракеты

BGM-109C TLAM/C и BGM-109 TLAM/D "Томагавк". Они запускались с атомных многоцелевых подводных лодок типа "Лос-Анджелес", а также с линкоров "Миссури" и "Висконсин". В первые 24 часа по Ираку было выпущено около 100 КР, подавляющее большинство ко торых достигло цели.

    Несмотря на успех применения крылатых ракет в первый день

конфликта, в дальнейшем иракская сторона научилась сбивать их при помощи ЗРК советского производства "Оса" и малокалиберных зенитных установок "Шилка". Серьезной преградой для низколетя щих крылатых ракет стали и аэростаты. Участились случаи отказа систем КР.

    Значительно менее удачно проявили себя тактические бал

листические ракеты советского производства Р-300 ("Скад" В) и их иракские модификации "Эль-Хусейн" и "Эль-Аббас". Однако эти ракеты устарели, точность поражения цели в модифицированных ракетах была довольно низкой. Впрочем даже такие "испорченные" ракеты, благодаря своей мобильности, оказались почти неуязви мыми для средств воздушной разведки и воздушной авиации союз ников. Перемещаясь ночами по дорогам юго-западного Ирака, ра кетные поезда выходили на заранее намеченные позиции, имеющие топографическую привязку. Через полтора-два часа после занятия стартовой позиции производился пуск. Несмотря на огромное, по сравнению с современными советскими и американскими УР, время

    - 14

предстартовой подготовки, машины с разряженными пусковыми установками успевали скрыться в ночи задолго до появления в районе стартовой позиции самолетов союзников.

    В первые 10 дней конфликта не удалось уничтожить ни одной

мобильной ПУ "Скад", а из 30 шахтных ПУ было уничтожено только 8. В дальнейшем несколько установок вывели из строя (в основ ном за счет минирования американскими самолетами "внаброс" иракских дорог; при этом на минах подрывались и гражданские автомобили). Однако до конца войны иракские ракеты продолжали запускаться. Эффективность этих пусков была крайне незначи тельна.

    В этих условиях командование экспедиционными силами сде

лало ставку на создание первой в мире локальной системы такти ческой противоракетной обороны с использованием ЗРК MIM-104 "Пэтриот". В упрощенном виде, система действовала следующим образом: запуск иракской ракеты фиксировался одним из спутни ков раннего оповещения. Идентификация ракеты происходила при мерно через 90 секунд после запуска. Информация поступала в центр космического командования США, оттуда на КП командования США в районе Персидского залива. На это уходило около 5 минут, а подлетное время УР "Скад" исчислялось 7-9 минутами. Наступал самый критический момент перехвата: в действие вводился проти воракетный комплекс "Пэтриот".

    18 января 1991 г. ЗРК MIM-104 перехватил первую иракскую

ракету, запущенную по городу Дахран, где находился штаб союз ного командования.

    Однако, несмотря на мощную рекламу, сделанную "Пэтриотам"

в средствах массовой информации, следует признать, что "матч" со "Скадами" они проиграли. Так, за неделю боев из 34 запущен ных иракцами ракет 12 достигли цели. Но стоимость одного "Ска да" в несколько раз меньше стоимость ЗУР "Пэтриот". При перех вате же по ней выпускается, как правило, две зенитных ракеты.

     2ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
    Разумеется, опыт применения ракетного оружия в персидском
    заливе внимательно изучается во всех странах, располагающих
    - 15

современными вооруженными силами. В США после войны была кар динально изменена программа СОИ.

    Для борьбы с крылатыми ракетами разрабатываются экзоти

ческие средства - лазерные и электромагнитные пушки, лучевое оружие. Прогресс систем нападения продолжается. А опыт войны в Персидском заливе свидетельствует: победить техникой вчерашне го дня уже никому не удастся.

     2СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
    1. Андреев Игорь. Боевые самолеты. Москва, 1992 г.
    2. Истребители. Совместный выпуск "Вестник ПВО" и "Крылья
    Родины" 8'1993.
    3. Крылья Родины. Журнал. NN 9, 10, 11, 12 * 1991 г. ; 1,
    4, 5, 6, 7 * 1992 г.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.