Рефераты. Химическое оружие и проблемы его уничтожения в России - (реферат)

p>Но кто у нас в стране до сегодняшнего дня (исключая местных жителей) знал о пролигоне смерти? Кто проводил здесь экологическую экспертизу, кто рассказывал населению о нависшей над ними угрозе, кто у людей спрашивал разрешение на организацию полигонов? Произошло это потому, что у нас отсутствовала система контроля за действиями военных. Чуть что, они все сваливали на космос. Прибывший в Улаганский район Герман Титов только и мог сказать: "Эти ракеты не наши". Вместе с тем американцы давно знали о существовании военного полигона. В 1984 году они сообщили о числе запущенных на территорию Улаганского района межконтинентальных баллистических ракет, каждая из которых имела около тонны остаточного гептила.

Само воздействие ракетного топлива на людей и природу тщательно скрывалось на протяжении 40 лет. Не от американцев - от своих сограждан. Не уберегали от болезней, а по сути обрекали на медленное, мучительное вымирание. В результате нанесен ущерб Алтаю и всей Западной Сибири. Ведь в районе полигонов космического агентства и Министерства обороны формируются сети многоводных рек-великанов - Оби и Енисея. В США, Канаде подобные районы являются строго охраняемыми террититориями, на которых запрещена всякого рода хозяйственная деятельность. У нас же в период коммунистического правления эти территории, населенные малыми народами, - по сути дела национальные парки России - превращены в страшные полигоны.

Начинающаяся реформа армии, думается, должна не только повысить ее профессионализм, боеготовность, но и обеспечить защиту жителей страны, природы от произвола военных. За армией должен осуществляться экологический контроль, причем общественный, а не только силами военного экологического управления, подчиненного Министерству обороны, как сегодня.

Конечно же, правительство обязано в конце концов взять на себя расходы на возмещение ущерба, нанесенного природе и людям в годы большевистского режима.

2. УНИЧТОЖЕНИЕ ХИМИЧЕСКИХ ВООРУЖЕНИЙ: ТЕХНИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ВОПРОСАМ ЗДРАВОХРАНЕНИЯ, БЕЗОПАСНОСТИ РАБОТ И

ЗАЩИТЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ( по материалам международного рабочего научно-исследовательского совещания, состоявшегося 18-20 ноября 1996 года в подмосковном пансионате «БОР» )

Основной технологией уничтожения химического оружия в США остается сжигание. Вопрос применимости альтернативных технологий касается только 2-х обьектов: в Индиане и Мэриленде, где химическое оружие содержится в контейнерах. Была рассмотрена 2-х стадийная технология, которую предполагается осуществить в России. Отмечено большое количество отходов: 4 тонны на 1 тонну ОВ. Дана оценка общественному движению в США и России. Рассматривались вопросы медицинского, экологического мониторинга, вопросы трудоустройства специалистов, связанных с разработкой химического оружия. Рассматривались вопросы, связанные с ратификацией Конвенции о химическом оружии в США и России. Отмечено, что хранение химического оружия имеет больший риск, чем проведение работ по его уничтожению. Завершение работ по уничтожению химического оружия в США планируется в 2004 г.

На встрече, посвященной проблемам химического разоружения, было две основные идеи выраженные в двух номерах журнала центра ПИР "Химическое оружие и проблемы его

    разоружения":

1. Ю. Тарасевич. Сегодня Россия подготовлена к уничтожению химического оружия. я1, 1996, с. 2-6.

2. А. Кунцевич. Ратификация Конвенции без международной поддержки невозможна. Предлагаю объявить мораторий. я2, 1996, с. 18-21.

Противоречивость этих установок устроителей совещания не смущала. Как они были реализованы - изложено ниже.

За исключением вступительных слов, три первых доклада Совещания представляла российская сторона, и в них по нарастающей звучал призыв к Западу оказать финансовую поддержку химическому разоружению России.

Было отмечено, что Россия не имеет ни одного [действующего] объекта по уничтожению химического оружия, а из-за протестов общественности не пущен завод в Чапаевске. Еще ничего не готово по объектам первой очереди - Горный и Камбарка; для России высока стоимость программы химического разоружения - 24 трлн. руб. в ценах 1995 г.

    2. 1 Уничтожение методом сжигания

Химическое разоружение практически осуществляется даже вне рамок Конвенции, еще не ратифицированной США, на основании закона 1986 г. , устанавливающего временные параметры этого процесса. Основной действующий метод уничтожения химического оружия - метод сжигания, отвечающий всем современным экологическим требованиям, отработанный и усовершенствованный в течение предшествующих 25 лет его эксплуатации. Метод этот приспособлен для уничтожения химического оружия в самых разных формах - как извлеченного из контейнеров и боеприпасов ОВ, так и нерасснаряженных боеприпасов, в том числе с неудаленным взрывателем, а также загрязненных упаковочных материалов и проч. Соответственно, объект в Туэле имеет 4 типа специализированных печей сжигания.

Две крупные установки этого типа создавались как объекты первой очереди для работы с химическим оружием, требующим неотложного уничтожения. На эти объекты приходится 45% всех запасов химического оружия. В Туэле в этом году уже уничтожено 5 тыс. боеприпасов.

Конечно, есть в США общественные движения, настойчиво требующие еще более обезопасить методы уничтожения ХО, но не потому, что существующие методы не удовлетворяют экологическим стандартам. На существующих печах уровень загрязнений составляет примерно 1/10 от предельно допустимых концентраций веществ, выбросы которых ограничиваются. Под давлением общественности армию обязали вести поиск и исследования альтернативных технологий. Под влиянием этой общественности 2 штата, где химическое оружие хранится в наиболее безопасной и доступной форме (в контейнерах по 1 т), и график разоружения позволяет не спешить с его уничтожением еще в течение не менее 5 лет, утвердили стратегию химического разоружения на основе альтернативных технологий. В указанный временной интервал предполагается довести уровень альтернативных разработок до промышленных стандартов, испытать их, и конгресс США не стал возражать против таких намерений.

В данном случае эти альтернативные технологии - химическая нейтрализация с последующей биологической деградацией продуктов реакции (метод, приемлемый для ограниченного числа ОВ) в одном случае, и с применением еще не выбранной технологии второй ступени - в другом.

    Обе технологии еще должны доказать свою работоспособность.

2. 2Альтернативные технологии уничтожения химического оружия.

Ключевым моментом принятия той или иной технологии уничтожения химического оружия является оценка минимума рисков для населения, включая риск его хранения. На сегодняшнем техническом уровне риск хранения химического оружия многократно перекрывает риски при его

    уничтожении, и потому активное уничтожение так необходимо.

Несмотря на высокие показатели метода сжигания, спекулируя на отдельных инцидентах, и часто преследуя цели совершенствования местной инфраструктуры за счет федерального бюджета, общественность ряда штатов настояла на постановке армией задачи испытаний возможных альтернатив этому методу. В августе 1995 г. армия предложила национальному совету проанализировать все полученные предложения - всего их было 23. Итогом рассмотрения явилась поддержка идеи - в Абердине и Ньюпорте для уничтожения химического агента из контейнеров опробовать технологию с нейтрализацией ОВ. Как было отмечено выше, на этих базах обстоятельства позволяют испытать указанный метод в рамках единой программы химического разоружения - ОВ находится в больших емкостях, а график реализации разоружения предусматривает соответствующий временной интервал. Но важно отметить, что этот метод не предназначен для уничтожения стоявших на вооружении боеприпасов или загрязненных ОВ предметов.

Что касается выбора общественностью альтернативных технологий, то для нее предпочтительными оказываются "простые" процессы, не требующие сложного технологического оборудования, с низкими температурой и давлением, и потому как-бы более надежные, особенно если технологический цикл может быть прерывным (для предотвращения аварии или для контроля).

В действительности с технической стороны альтернативные технологии имеют много существенных недостатков:

химическая конверсия или нейтрализация не являются процессами универсальными, требуют большого количества реагентов, создают сложности с удалением серы, хлора.... , не решают проблемы окончательного уничтожения конечных продуктов. биопереработка - ограниченная по своим возможностям технология, не пригодная, например, для VX - газа.

"супероксидация" - процесс, который легко осуществить в малой установке, но совершенно не ясно, как этот объемный процесс пойдет в реакторе в индустриальном масштабе.

Однако главным недостатком является невозможность переработки нерасснаряженных боеприпасов, сложных составов ОВ и т. д. , что преодолимо при использовании универсального метода сжигания.

    2. 3 Россия - уничтожение химических отходов

Со стороны России и Германии были сделаны доклады о применении технологии сжигания при создании передвижных установок уничтожения ОВ. Н. А. ПЛАТЭ (Директор Института нефтехимического синтеза).

Для указанной цели предлагается использование термической технологии с получением высокой температуры в ракетной камере сжигания на специфичном, экологически небезопасном топливе.

Экологическая безопасность такого подхода является спорной; в сове время испытания установки подобного типа для уничтожения пестицидов под Рязанью вызвали огромный протест населения, разрушившего ее в стихийном протесте именно из-за загрязнения окружающей Среды. Поэтому сообщение Н. Платэ о якобы полном совершенстве такой технологии (с достигнутой в эксперименте степенью разрушения химического агента 0, 999999) следует воспринимать крайне критически, что и звучало на совещании за рамками официоза (официальных обсуждений не проводилось).

    Т. РОЗЕНДОРФЕР (Компания EST GMBH, Германия).

В докладе широко представлен опыт разработок и практического использования термических технологий уничтожения химического оружия в Германии. Принцип работы немецких установок тот же, что и у соответствующих установок США, они различаются лишь технологическими особенностями. Комментируя немецкие разработки В. Шелученко в кулуарах отметил только, что выбор универсальной технологии обусловлен нерегулярностью и случайным характером поступления на переработку ОВ старых типов из обнаруживаемых захоронений химического оружия. Этим Германия решительно отличается от России, имеющей масштабные запасы по всем видам химического оружия.

Ключевым докладом российской стороны по уничтожению химического оружия в России явилось сообщение В. В. ШЕЛУЧЕНКО, заместителем директора Института органической химии и технологии (ГосНИИОХТ).

На фоне современных зарубежных технологий уничтожения химического оружия скромные российские "достижения" по опробованию в лабораторном эксперименте химических методов на образцах чистых веществ по 50 граммов ОВ и рисунки автомата для перфорации боеприпасов с ОВ явно не привлекли серьезного внимания. Этот доклад лишь обнажил вторую

слабую сторону России - полную техническую неподготовленность к химическому разоружению.

Разве это не свидетельство несостоятельности всего предшествующего курса на развитие химических технологий уничтожения химического оружия вопреки мировому опыту и здравому смыслу. Из сравнения с изложенным ранее видно, что российский метод, даже будучи доведен до промышленного уровня, не позволит решать задачи уничтожения ОВ смешанного состава, измененного в процессе старения (полимеризации и др. ), с заранее неопределимым содержанием, нерасснаряженных боеприпасов и, тем более, боеприпасов с неудаленным взрывателем. В сочетании с низкой эффективностью химических процессов преобразования ОВ в сравнении с термическими, он представляется совершенно неконкурентоспособным с универсальными западными технологиями США, Германии, которые принципиально очень близки между собой.

Единственное достоинство доклада В. Шелученко на совещании состоит в том, что был опущен тезис об исключительной выгодности дорогостоящей переработки мышьякосодержащих ОВ (люизита) с получением суперчистого мышьяка. На совещании присутствовали отечественные специалисты по технологиям переработки мышьякосодержащих ОВ - А. Зорин, В. Петров, не имеющие беспочвенных иллюзий относительно мирового рынка этого элемента, и предлагающие эффективные разработки рациональных технологий, переводящих мышьяк в безопасные и хорошо депонируемые соединения.

    Отдельное заседание "дискуссия за круглым столом" на тему:

"Создание благоприятных условий для альтернативной занятости ученых и специалистов, занимавшихся химическими вооружениями" требует специального комментария.

Американская сторона (директор программы DOE/IPP Дж. Нейшио) представила блок программ возможной поддержки. Она включает

(1) помощь (гранты) государственным организациям из сферы разработки химического оружия по тематике мирных проектов,

(2) поиск деловых партнеров со стороны ряда крупных и малых компаний - участников программы IPP- и финансовую поддержку для

    негосударственных организаций, осуществляющих разработку

альтернативных методов химического разоружения, которые могут представлять коммерческий интерес в мирном приложении,

(3) гранты отдельным крупным ученым. Условия такой помощи четко не оговорены и прежде всего предполагают довольно полную

    информационную открытость российских участников.

В ответ на заявление представителя АО Платекс о готовности к участию в партнерстве на условиях (2) при финансовой поддержке со стороны США реализации плазмотермической технологии уничтожения химического оружия, руководитель программы (2), президент индустриальной коалиции USIC Н. Фолк сообщил, что для участия в реальных работах по химическому разоружению нужно решение соответствующих государственных инстанций США, тогда как его полномочия рамками (2) и ограничены. По крайней мере, указанные виды помощи не имеют основной целью прямую поддержку работ по химическому разоружению России.

На Совещании откровенно продемонстрирована финансово-политическая и технологическая несостоятельность российской программы химического разоружения. Минобороны РФ и ГСНИИОХТ монополизировали отбор технологий уничтожения химического оружия, что привело к "победе" тупиковых решений. Дороговизна программы уничтожения нашего химического оружия носит искусственный характер и полностью определяется "победившими" технологиями и ведомственными притязаниями на бюджетные ассигнования.

В связи с этим обращает на себя внимание отсутствие на Совещании ключевых лиц в конкретной организации работ по реализации конвенции в России из числа заявленных в первоначальной программе (П. Сюткин, Ю. Тарасевич и др. ).

Совещание может быть признано ограниченно полезным лишь для понимания действительной российской проблемы и принятия неотложных мер по выправлению ситуации.

    3. Закон « Об уничтожении химического оружия»

11 декабря 1996 г. Государственная Дума России одобрила во втором чтении закон "Об уничтожении химического оружия". Голосовали думцы дружно, как велели. ------------------------------------------------------------------- В нынешнем законе написано много красивых слов. Однако понять его суть несложно, указав на те места, где его создатели снова не хотят уступать. В ст. 7 государство берет на себя "обеспечение опережающего развития инфраструктуры в районах уничтожения химического оружия". В переводе на язык житейских реалий это означает, что военные построят в глубинке 7 новых объектов и городков при них. Закончив дела, они через 8-10 лет уйдут и все бросят. Жители глубинки в районах уничтожения химического оружия вновь останутся на бобах - кто без газа, кто без водопровода, кто без канализации, а кто без всего сразу. Потому что разница между понятиями "инфраструктура" и "социальная инфраструктура" столь же велика, как между словами государь и милостивый государь.

Что до 7 населенных пунктов, где химическое оружие уже хранится многие годы, о них и речи нет. Кто был никем, останется ни с чем. Нам говорят, что химическое оружие вроде бы лежит - и ничего, так что какой смысл учитывать интересы именно этих людей и строить им канализацию и водопровод.

Но, как говорится, не буди лихо, пока оно тихо. Протащив закон, военные получат деньги и начнут "боевые операции".

Начнут с разлива люизита по контейнерам на базе в Камбарке в Удмуртии. Последний пожар там случился в ночь на 1 октября сего года, и жителей о нем не известили - ни по радио, ни в газетах. Не снизошли. Впрочем, спастись рядовые жители уже не смогли бы, потому что если бы пожар перекинулся на склады с люизитом, люди не смогли бы надеть противогазы - средства защиты сгорели ДО ТОГО.

Потом дело дойдет и до химического арсенала в Марадыковском (Кировская область), где среди прочего хранятся кассетные авиабомбы (там отравляющее вещество и взрывчатка

запрессованы в одном корпусе, так что случись что, мало не покажется). Последний пожар недалеко от этой базы случился в мае текущего года. Сгорел торфобрикетный завод, до военно- химического арсенала огонь не добрался помешали пожарные. Впрочем, пожарные могли этого и не делать, потому что денег на работу им не дали.

И так по всем 7 точкам нынешнего хранения химического оружия. Как только начнутся работы, как только все склады раскурочат и пойдут практические работы по перевалке химических авиабомб и миллионов химических снарядов, риск для жизни жителей резко возрастет. А вот обеспечить законодательно право этих людей на человеческую "социальную инфраструктуру" генерал Макашов А. не желает. Впрочем, до признания права этих людей на отселение от опасного соседа, если они не хотят жить в постоянном страхе, он тоже не захотел. Во всяком случае наша поправка к статье 18, регламентирующая это право, была отвергнута. Я далека от мысли, что генерал не ведает, что творит. В конце концов, если он заглянул в закон хотя бы раз, то мог бы заметить словосочетание "чрезвычайные ситуации" - оно употребляется не менее 40 раз. Дело в том, что весь закон регламентирует правоотношения на случай только лишь чрезвычайных ситуаций, как если бы утечки отравляющих веществ при нормальной работе отсутствовали. Как если бы любое наше предприятие было опасно лишь в случае аварии. Таким образом, люди, пострадавшие при "нормальной" работе объектов хранения и уничтожения химического оружия, лечения не получат (начнется процедура установления связи между здоровьем и деятельностью объекта, а опытные люди знают, что этот путь ведет только в тупик). Равно как и возмещения ущерба своему здоровью.

Впрочем, в том, что рядовые люди получат мало, я ошибаюсь. Когда дойдет дело до ответственности, то разделение труда генерал Макашов А. предлагает следующее. Представители государства будут нести "ответственность за действия (или бездействие), приведшие к возникновению чрезвычайных ситуаций". И все. Рядовым гражданам досталось больше - они будут отвечать не только за действия, приведшие к чрезвычайным ситуациям, но и "могут повлечь" их. Более того, рядовые граждане будут отвечать перед законом за любые действия, которые "могут повлечь или повлекли за собой снижение уровня безопасности".

Итак думцы - приняли этот закон, но Совет Федерации России этот закон отклонил.

    Результаты голосования (14 час. 03 мин. )
    За 47 26, 4%
    Против 64 36, 0%
    Воздержалось 15 8, 4%
    Голосовало 126
    Не голосовало 52
    Решение: НЕ принято.

А затем было принято постановление : считать данный Закон ОТКЛОНЕННЫМ и создание согласительной комиссии по данному вопросу.

    Результаты голосования:
    За 124 69, 7%
    Против 0
    Воздержалось 0
    Не голосовало 54
    Решение: принято.

Итак, хотя и надо решать проблему уничтожения химического оружия, но мы еще не готовы к этому. Нет хорошо спланиравонного закона, не хватает материальной и технической базы, увы мы не готовы уничтожить то , что произвели.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Сообщение UCS-INFO в электронной конференции relcom. ecology за 1996.

    http: //cci. glasnet. ru

Материалы международного рабочего научно-исследовательского совещания состоявшегося 18-20 ноября 1996 года в подмосковном пансионате «БОР»

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.