Рефераты. Архитектура мостов

возведение каменных сводов. Первый практический вывод, сделанный ими из

соображения экономии, состоит в том,

что они возводили в опалубке только верхнюю часть кладки свода, используя в

качестве опоры для кружал выступы, сделанные в кладке нижних частей свода.

Это сделано в Гардском акведуке, на мосту Фабриция и др.

Затем римляне стали упрощать конструкции верхней части арок. В результате

каменная кладка сводов представляет собой ряд узких арочек, соприкасающихся

друг с другом, но никаким способом не связанных; свод как бы разрезан на

отдельные самостоятельные звенья, соприкасающиеся между собой. Такой прием

применен в Гардском акведуке и некоторых других мостах. Отсутствие

перевязи в подобной кладке вполне оправдано, так как для поддержания ее в

процессе строительства достаточно двух кружал по торцам свода и под каждым

швом двух смежных арочек по одному кружалу. Нет необходимости применять

сплошной настил. Каждый камень перекрывает расстояние между двумя кружалами

и непосредственно опирается на них (рис. 10 а).

5. Особенности архитектуры средневековья

В период средневековья в искусстве и в частности в архитектуре

господствовало два художественных стиля: ХI-XIII в.в. романский, возникший

на основе соединения древнеримского строительного

искусства с культурой народов западной Европы и готический ХIII-ХУ в.в.),

отразивший мировоззрение развитого средневековья и связанный с возрастанием

экономической и политической значимости городов. Стилистические изменения

во всей средневековой архитектуре прежде всего определялись изменениями,

происходившими в архитектуре больших городских соборов. С

совершенствованием конструктивной схемы этих сооружений самым тесным

образом связано развитие романского стиля в готический.

Основной тип христианского собора - трехнефная базилика -сформировался

приблизительно в XI веке. Распор от центрального свода частично

воспринимался цилиндрическими сводами боковых нефов, но основное усилие

передавалось на стены. Возрастание пролета среднего нефа требовало

массивной стены, способной воспринять значительные усилия от большого

цилиндрического свода.

Такая конструкция накладывала свой отпечаток на архитектуру романских

соборов. Они отличались суровым обликом, строгостью и геометричностью форм,

ограниченностью декоративного убранства.

Стремление облегчить конструкцию постепенно привело средневековых

строителей к идее замены цилиндрического свода на крестовый. Смысл этого

шага состоял в том, что, в отличие от цилиндрического свода, который мог

опираться только на стены и передавал распор на все сооружения крестовый

свод не требовал массивной стены, усилие от него могло восприниматься в

отдельных точках. Перекрытие нефа осуществлялось за счет соединения сводов

друг с другом по продольной оси сбора. Появилась возможность опереть

крестовый свод на колонны, а распор воспринять за счет контрофорсов и

системы специальных конструкций, называвшихся аркбутаны 3. В результате к

середине ХIV в. сформировалась оригинальная конструктивная система,

послужившая

основной для готического стиля в архитектуре и представлявшая по существу

каменный каркас. Одновременно с формированием новой конструктивной системы

менялся облик средневековых соборов. Отпала необходимость в массивных

стенах. Они сменились системой опор, между которыми расположились оконные

проемы. Стены между опорами перестали восприниматься как несущие элементы,

их стали покрывать декоративной резьбой. Общая композиция соборов получила

вертикальное направление.

Развитие мостостроения в Х1-Х1У в в. находилось в прямой зависимости от

уровня экономического и политического развития Европейских государств этого

периода. В первую половину средних веков натуральное хозяйство феодального

общества не нуждалось в увеличении сети путей сообщения. Кроме того,

финансовое состояние мелких государств не могло позволить им осуществление

таких сложных предприятий, как сооружение больших мостов. Прогресс в

мостостроении был связан с общим подъемом строительного искусства,

вызванного совершенствованием приемов каменной кладки и применением

раствора в качестве материала для распределения давления по всей

поверхности каменного блока. Существенное влияние на совершенствование

конструкций оказали ограниченность в средствах и сложности в

транспортировке материалов. По форме арок все построенные в средние века

мосты могут быть разделены на две категории. Первая - мосты с

полуциркульными и круговыми арками, построенные преимущественно по римским

образцам. Вторая - мосты со стрельчатыми арками, появившиеся в Европе в ХШ

веке. Форма этих арок была заимствована из восточной (Персия, Иран, Сирия)

архитектуры и завезена в Центральную и Южную Европу крестоносцами. Широкое

применение стрельчатых оводов в мостостроении на было продолжительным. В

дальнейшей практике стрельчатое очертание сводов не получило

распространения, так как при незначительных нагрузках оно конструктивно

невыгодно и неоправданно увеличивает высоту моста. Уже в конце

средневековья обозначился резкий поворот к пологим очертаниям, как более

прогрессивному типу, допускающему устройство низких и плавных въездов на

мосты. Достигнутый в середине века предельный размер пролетов каменных

мостов долго оставался непревзойденным. Во Франции в Х1У в. было построено

несколько больших мостов со сводами, очерченными по кругу: в Сере - с

пролетом 45,5м; в Туроне -49 м; в Вьей Бриуд - 54 м. Постоянные распри и

междоусобные феодальные войны привели к тому, что мосты рассматривались как

стратегически важные укрепленные пункты. Они отроились с крепостными

башнями, воротами и зубцами на парапетах. Характерным примером сооружений

подобного типа является полностью сохранившийся мост на реке Лот в

Кагоре.Он построен в ХШ в, и включает целую систему крепостных

сооружений. Надстройки в виде крепостных башен получили многие

древнеримские мосты. Примером может служить мост Наментано, построенный во

времена Римской Республики и получивший в средневековье крепостную башню с

зубцами.

Другим типом моста, который зародился в период зрелого средневековья, т.е.

в конце ХП-ХШ в в., и получил самое широкое распространение, является мост-

улица. Представление об этих сооружениях дает сохранившийся до наших дней

Поите Веккио на р. Арно во Флоренции. Появление мостов такого типа

объясняется теснотой средневековых городов, ограниченных крепостным

стенами. Необходимость их роста привела к тому, что мосты стали

застраиваться. Кроме того они были весьма оживленными местами в городе,

здесь возникали ремесленные и торговые помещения. Подобные появляются во

всех наиболее развитых средневековых городах.

Другую большую группу мостов составляют крытые деревянные мосты. Одним из

самых древних среди них является сохранившийся до наших дней мост

Капеленбрюкке в Люцерне, построенный в пер-

[pic]

вой половине XIY в. (рис. 3).

Конструктивно мост представляет собой разновидность ригельно-подкосной

системы на деревянных свайных опорах. Ограждение моста - глухие деревянные

парапеты. В середине каждого пролета и над опорами установлены вертикальные

брусья, которые поддерживают крышу. Мост обладает веема характерными

чертами средневековых мостов. Он укреплен, у въезда располагается каменная

крепостная башня, план моста сильно изломан. Общая композиция средневековых

мостов, как правило, не отличалась целостностью. Это объясняется тем, что

строительные и финансовые возможности средневековых городов были

ограничены, строительство велось очень долго, иногда больше ста лет, часто

к полуразрушенным римским или ранним средневековым мостам пристраивались

новые пролеты. Сложный изломанный план, крутые съезды, крепостные башни,

ворота и другие постройки, разнообразная величина и форма арочных пролетов

придавали средневековым местам своеобразный живописный характер.

Декоративная отделка на таких мостах отсутствовала либо была крайне

сдержанна.

Готика как стиль проявлялась в архитектуре мостов лишь в период позднего

средневековья - конец XIY начало ХУ в в., при этом украшались, как правило,

расположенные на мостах башни часовни и другие постройки. Например, на

мосту через р.Влтава в Праге, построенном в Х1У в., въездные оборонные

башни покрыты орнаментом и скульптурными украшениями из камня.

6. Особенности архитектуры эпохи Возрождения

Архитектура Италии ХУ-ХУ1 в в. - составная часть культурного наследия эпохи

Ренессанса. Понятие это чрезвычайно емкое и включает в себя общественно-

политическое и культурное движение, начавшееся в Италии в ПУ в. и

затронувшее самые разнообразные сферы человеческой деятельности.

Во всех своих проявлениях культура Ренессанса опирается прежде всего на

новое для того времени жизнеутверждающее мировоззрение. На процесс

архитектурного формообразования в этот период

решающее влияние оказали новые эстетические идеалы. Объясняется это тем,

что эпоха Возрождения выдвинула философскую концепцию, в основе которой

лежали гуманистические принципы. Эта концепция противостояла средневековому

мировоззрению во всех областях человеческой деятельности, в том числе и в

архитектуре, что привело к программному отказу от старых архитектурных форм

и обращению к гуманистической, по мнению зодчих того времени, архитектуре

древней античности. На выбор объекта для подражания и вдохновения основное

влияние оказало общее настроение умов. Мыслители Возрождения, отворачиваясь

от средневековья, видели воплощение своего идеала в античном мире. Античная

государственность, философия, искусство, наконец, человек античного мира -

все это представлялось несправедливо забытыми ценностями.

В поисках идеальных форм архитектура обращается ко времени Древнего Рима. В

Италии существовали самые благоприятные условия. Именно здесь сохранилось

большое количество сооружений времен Римской империи. Их изучали

архитекторы эпохи Возрождения. Можно даже сказать, что античная традиция в

архитектуре Италии не угасала, поскольку проявления ее можно встретить в

некоторых строительных приемах и архитектурных формах периода

средневековья.

Началом эпохи Возрождения в архитектуре считается 1436 г., когда архитектор

Филиппе Брунеллески закончил строительство купола собора Санта Мария Дель

Фьере во Флоренции. Вскоре после этого собора он построил на площади

Аннуциаты во Флоренции детский приют с арочной галереей на колоннах.

Влияние этого произведения можно проследить даже в современных постройках.

Среди

итальянских архитекторов ХIV-ХV в в. особо следует отметить Леона Батиста

Альберта и Андреа Палладио, которые помимо выдающихся построек, оставили

после себя известные теоретические труды. Мастером, хронологически

замыкающим эпоху Возрождения в Италии, является Микельанджело Буонарроти,

он же - первый архитектор нового архитектурного стиля - барокко. К наиболее

значительным работам Микельанджело относится завершение собора св. Петра и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.