площади Капитолия в Риме.
Период с начала ХY в. до середины ХYI в. отмечен существенным прогрессом в
строительстве мостов. Как уже отмечалось, мостостроители Возрождения
большое внимание уделяли изучению античных памятников и часто подражали в
своих архитектурных сооружениях римлянам. Так, Андреа Палладио мост через
р.Бакильоне в Виченце поставил на уцелевших римских фундаментах. Это
сохранило
общее композиционное построение и позволило воссоздать облик античного
моста. Сохранились описания конструкций и обмеры древнеримских мостов,
выполненные Л.Б. Альберта и А.Палладио. В это время наряду с изучением
античного наследия появились первые со времен Римской империи попытки
обобщить накопленный опыт и дать рекомендации относительно способов
строительства, выбора места для размещения мостов в городе и приемов их
архитектурного решения. А.Палладио указывает, что "мосты будут удобными,
если они не возвышаются над остальной дорогой, а если и возвышаются, то
подъем на них легкий, и если место, избранное для их сооружения, окажется
особенно удобным для всей области или для всего города в зависимости от
того, где строятся мосты, внутри ли городских стен иди вне пределов их.
Поэтому нужно избрать такое местоположение, которое легко доступно со всех
сторон..."
Совершенствуется конструкция каменных мостов: появляются пологие оводы
кругового и коробового очертания, достигающие значительного совершенства в
соотношении размеров стрелы арки, толщины свода и величины пролета. Так,
соотношение толщины свода к величине пролета в проекте моста в Биченце
составляет 1/12. Коробовые своды имеет один из самых известных мостов
французского
Возрождения - Новый Мост в Париже, построенный Адруэном де Серсо в 1604 г.
(рис.19). Мост пересекает стрелку острова Сите и состоит из двух частей,
оси которых не являются точным продолжением одна другой. Южная часть моста
имеет 5 пролетов, северная - 7. В своей средней части Новый Мост опирается
на два островка Европейский и Патриарший, где несколько позднее была
сооружена площадь с конным памятником основателю моста французскому королю
Генриху IV.
В разбивке пролетов отразилось характерное для эстетики Возрождения
стремление к симметрии. Каждая часть моста имеет четное количество опор и
центральную арку наибольшего пролета,
подчеркивающую главную ось композиции.
В ХУ в. начинают возводиться мосты со сводами пологого очертания.
Применение таких сводов стимулировалось изменившимися требованиями к
условиям движения. Соображения обороны постепенно отступили на второй план.
Развитие торговли и оживленная момент, когда в основных стилеобразупцих
сооружениях (дворцы, соборы, виллы) формальная и пространственная стороны
архитектуры начинают развиваться самостоятельно, вне связи с развитием
конструкций. Период этот приблизительно совпадал по времени с началом
разделения обязанностей инженера и архитектора, которые совмещались ранее в
одном лице. Окончательное "отделение" конструкций от облика сооружения
произошло в эпоху .классицизма. Этот стиль развивался в основном под
влиянием изменения эстетических взглядов эпохи. Подобное положение не
мешало успешному развитию конструкций, которые в середине XIX в. претерпели
особенно серьезные изменения, вызванные началом применения металла.
На смену стилю эпохи Возрождения в Италии в конце ХVI в. пришел стиль
барокко. Его характерными чертами явилось стремление к динамичным
композициям и пышному архитектурному декору.
Наиболее известным произведением итальянского барокко можно назвать площадь
перед Собором Св. Петра в Риме, созданную архитектором Лоренцо Бернини.
Несколько позднее барокко зарождается во Франции, но не получает здесь
широкого распространения. Начиная с середины ХУП в., во Франции
господствующим стилем становится классицизм, который с конца ХУШ в. широко
распространяется в России. Многие отечественные постройки этой эпохи стоят
в одном ряду с выдающимися памятниками мировой архитектура. Среди них
Дворцовая площадь (архитектор К.И. Росси), Казанский собор (архитектор
А.Н.Воронихин), здание Биржи (архитектор Тома де Томон) в Ленинграде и др.
Внешними признаками классицизма являются строгость пропорций, колонные
портики на фасаде зданий, симметрия, подчеркнутая парадность и
монументальность архитектурных ансамблей. Классицизм наиболее ярко выражал
в архитектуре идеологию сильной абсолютной монархии, поэтому он получил
столь большое развитие в королевской Франции и в царской России. Ярким
примером ранней барочной архитектуры является мост Санто-Тринито (мост
Троицы) во Флоренции, черты более зрелого стиля проявляются в архитектуре
моста Вздохов в Венеции. Мост во Флоренции представляет промеежуточную
степень между архитектурой Возрождения и барокко. Построение его общей
композиции и разбивка на пролеты характерны для эпохи Ренессанса, но в
деталях: сильно профилированном архивольте арок, далеко выступающим над
плоскостью тимпанов; резко выделенном карнизе и парапете моста проявилась
уже эстетика барокко. Барочный характер имеет и картуш, расположенный в
середине кавдого пролета над замковым камнем, и аллегорические фигуры
времен года у входа на мост.
Мост Вздохов построен в Венеции в 1605 г. архитектором А.Контино . Он
включает в себя большое количество форм, характерных для архитектуры
барокко. Прежде всего это дуговой фронтон с рельефами в центре и сильно
профилированными архивольтами, затем расположенные на фронтоне волюты -
наиболее распространенная форма в барочной архитектуре. Маскароны на
архиволь-
те арки, колонки и картуши прядают композиции моста повышенную
динамичность, что еще раз свидетельствует о барочном характере сооружения.
Несколько позже детали моста были широко использованы при строительстве
множества мелких мостиков на каналах Венеции.
Мастера этого периода часто украшали мосты скульптурой. Именно в это время
Лоренцо Бернини поставил статуи на мосту св. Ангела в Риме, а Барталомео
Аманти - на мосту Троицы во Флоренции.
7. Особенности архитектуры эпохи классицизма.
С середины ХVI в. лидерство в области мостостроения захватила Франция. В
1651 г. в Париже был построен мост Понт де ла Турнель, который заменил
существовавший ранее деревянный, и мост
Короля, один из авторов которого - известный архитектор Габриэль. По
конструкциям и методам строительства мост Короля стал важным этапом в
развитии мостостроения. Он имел пять пролетов
размером от 20,5 до 23,5 м, перекрытых коробовой аркой пологого очертания,
отношение подъема арки к пролету равно 1:3, толщина свода в замке главного
пролета составляет 1/6 его длины, ширина
опор моста 4,5 м. Ширина его проезжей части 16,9-м, что несколько уже
ширины проезжей части мостов, построенных ранее, однако всякие постройки на
мосту отсутствовали и вся его ширина использовалась исключительно для
пропуска движения. Для удобства поворотов на набережные с середины крайних
пролетов отходят тромпы (выступающие своды), обеспечивающие расширение
проезжей части моста перед съездом на набережную. Строительство его
выполнялось с большой тщательностью. Особое внимание было уделено
возведению свайного основания опор, которое выполнялось за перемычкой с
принудительным водоотливом. К концу ХУП в. во Франции ускорился процесс
выделения функций инженера в отдельную сферу деятельности. Это выразилось в
организации в 1671 г. Академии строительного искусства и в 17161. Корпуса
инженеров мостов и дорог. Проекты мостов стали составлять инженеры, которые
были либо архитекторами либо опытными мостостроителями - практиками.
Одновременно получила развитие теоретическая область инженерного знания. В
1712 г. вышел трактат де Лагири, послуживший началом теоретического
подхода к возведению сводов. В этот же период появляется ряд работ, дающих
рекомендации по выбору кривой арочного свода в зависимости от величины
пролета. Архитектором, который осуществил перелом в теории и практике
строительства мостов, стал Жан Рудольф Перроне. Разрозненные знания в
области строительства, накопленные к этому времени, безусловно, подготовили
почву для его деятельности, но заслуги Перроне заключалась в том, что он
впервые объединил весь комплекс понятий, входящих в мостостроение.
Самым значительным сооружением архитектора стал мост Согласия в Париже,
построенный в 1771 г. ). Пролеты моста (круговые арки) имели размеры от 25
до 31,2м, пяты сводов заложены на одном уровне, что обеспечивало судоходный
габарит по всей длине моста. Максимальное отношение величины подъема арки к
длине пролета составило 1:8,5. это несколько меньше рекордной
величины (1:12) на мосту Сан-Максане, автором которого также является Ж.
Перроне что объясняется особой ответственностью которая ложилась на автора
сооружения, расположенного в центре
французской столицы.
Для мостов французского классицизма характерна четкая центральная
симметрия, подчеркнутая пролетом больших размеров и часто декоративными
формами. В композиции проявляется внимательное отношение к пропорциям
сооружения и соотношению его частей. Таков, например, мост на р.Луаре в
Бауа, построенный Жаком Габриелем в 1724Г.
В ХYIIIв. активно развивается парковое искусство , особой областью которого
стала парковая архитектура и в частности мосты. Особенно широкое
распространение садово-парковое искусство
получило в Англии, где преобладало стремление выявить естественную красоту
природы и придать ей живописный романтический характер. В английских парках
возводятся мостики, "пагоды", "руины*
Другие постройки. Пароду с романтическими тенденциями в парковой
архитектуре Англии проявилось сильное направление палладианской классики.
Оно выразилось в появлении ряда мостов, построенных в стиле А. Палладио. К
этому направлению относятся мост в Четвортском парке.
Парковая архитектура России этого времени также характеризуется
романтическим направлением. Архитекторы часто обращают к мотивам восточной,
средневековой или ренессансной архитектуре.
Парковые мосты Царского Села, Гатчины , Павловска отличаются живописностью
и изяществом. примерами могут служить Крестовый мост - беседка в верхнем
парке Царского села (г. Пушкино), выполненный по проекту архитектора И.
В.Неелева в 1778 г., или серия изысканных китайских мостиков архитектора
Чарльза Камерона в том же парке. Несколько замечательных парковых мостов
построено в г. Москве.
8. Особенности архитектуры металлических мостов.
Чугунный арочный мост через р.Северн в Англии, построенный в 1779 г.,
открыл новую эпоху в истории мирового мостостроения. С этого времени,
несмотря на продолжающееся в течение 200 лет строительство каменных мостов,
наиболее прогрессивным в мостостроении становится направление по разработке
конструкций и методов расчета металлических мостов.
Развитие мостостроения в этот период связано с именем английского инженера
Томаса Тельфорда. Главным его сооружением считается висячий металлический
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5