Рефераты. Царское село, его архитектура

марта (ст.ст.) – колокола, и в обоих случаях Их Императорские Величества

присутствовали, оставаясь до конца работ.

На фот.3 Государь Император и Государыня Императрица на строительстве

Федоровского Государева Собора. За Государем стоит В. А. Покровский,

опустив руки в карманы.

Между В. А. Покровским и Д. Н. Ломаном установились неблагоприятные

отношения, в результате между ними возник целый ряд конфликтов. Об этом

свидетельствует несколько архивных документов и в частности обвинения и

жалобы Ломана и Покровского. Так, например, когда 26.11.1912 г. на

«торжестве поднятия крестов», Императрица Александра Федоровна чуть не

упала , Ломан обвинял Покровского в недосмотре при изготовлении деревянного

помоста, который обрушился в присутствии «высочайших особ» (21). (Скорее

всего в справке Медерского допущена ошибка в дате «торжества поднятия

крестов», следует читать 26.02.1910г.)

Фот.3 Государь Император Николай II и Государыня Императрица

Александра Федоровна на строительстве Федоровского Государева собора 1910 г

Сохранился доклад Ломана Николаю II “недопустимом неумении Покровского

держать себя», так как он держал руки в кармане при докладе Государю.

Имели место и расхождения Ломана и Покровского по принципиальным,

художественным вопросам. «У Покровского знание церковности совершенно

отсутствует» писал Ломан. «Необходимо спасти других людей от обращения к

Покровскому, как церковному строителю», Ломана даже возмущало «устройство в

Храме Божием отхожего места, труба которого, зловеще торчит на

крыше…Являясь укором нашей совести» (21).

Действительно, в Храме был туалет, но не надо забывать, что Храм стал

«домашней церковью» всей Императорской семьи, в которой были дети. Надо

отметить, что туалет и сейчас существует в Храме.

Обширный фундамент, заложенный еще Померанцевым, дал возможность при

сокращении размеров Храма, по чертежу Покровского, устроить ряд

второстепенных низких помещений для папертей, часовен, входов, ризницы и

др.

Расположенный на самом высоком месте, собор главенствует над всеми

постройками городка. Стены его отражаются в глади пруда, придавая всей

панораме особую прелесть. Собор монументален и массивен. Основной

четырехстолпный кубичный его объем (одноглавый) крестово-купольной системы

строго симметричен. Несимметрично сделанные пристройки придают собору

живописность, преодолевая некоторую статичность основного объема.

Ступенчато расположенные бочонки, шатрики, главки заставляют переводить

взгляд все выше и выше, к украшенному лепным фризом барабану с узкими

окнами, увенчанному массивной золоченой главой. Однообразные плоскости стен

нарушаются слегка выделяющимся лопатками, легким аркатурным поясом и

лепными российскими гербами на царском крыльце. Торжественная белизна стен

хорошо сочетается с великолепными мозаиками над входами и на алтарной

апсиде (41, с.32-33). Красивые решетки на окнах, двери, окованные медью и

железом (Фот.4).

Собор стоял на берегу пруда, на самом высоком месте. Пруд соединялся

с прудом перед Александровским дворцом специальным водоводом, вода в прудах

была чистая, считается, что в пруды парка вода подается по водоводу

Талуцких источников. Хоть собор и был построен на самом высоком месте,

помещения были сырыми.

Собор состоял из двух церквей – верхняя церковь, вместимостью до 1000

человек, с главным престолом во имя Федоровской иконы Божией Матери и

боковым пределом, освященным во имя святителя Алексия митрополита

Московского, всея Руси Чудотворца; нижняя церковь – Пещерный храм с

престолом во имя Преподобного Серафима Саровского Чудотворца.

По первоначальному проекту архитектора В. А. Покровского, Пещерного

храма в Федоровском соборе не предполагалось, и место, им ныне занимаемое,

предназначалось для устройства отопления и раздевальни для нижних чинов.

Утварь и иконы временной Серафимовской церкви назначены были к перенесению

в верхний храм. Но было решено перенести ее в целости в Федоровский собор

в виде пещерного храма, с сохранением престола Преподобного Серафима.

Пещерным он назван потому что для его устройства пришлось углублять подвал,

определенный ранее заложенным фундаментом (13,с.54).

Собор имел несколько входов, размещенных с разных сторон здания и

предназначенных для разных категорий посетителей так, что Высочайшие особы,

духовенство, офицеры, солдаты и частные лица могут проходить отдельно,

прямо в те места в храме, которые для них предназначены.

Парадный западный вход был декорирован большим мозаичным панно с

изображением Федоровской Божией Матери и многих Святых в многоцветных

одеяниях. Над этим входом возвышалась небольшая звонница с тремя арками и

колоколами. В стене по сторонам от входа были вделаны доски с датами

закладки и освящения храма. В храм вела лестница красного гранита. Этим

входом пользовались в редких случаях во время больших праздников

(современная Фот.7, дореволюционная Фот.6)

С южной стороны здания находились два входа ( современная Фот.5,

дореволюционная Фот.4).

С южной стороны был вход для офицеров и чинов конвоя, решенный в виде

трехступенчатых арок и украшенный мозаичным изображением Георгия

Победоносца на коне.

С этой же, южной стороны имелся отдельный вход для Августейшей семьи в

подвальный этаж, в Пещерный храм. Вход был украшен мозаичным панно с

изображением Преподобного Серафима Саровского Чудотворца.

Всего для Августейшей семьи было предусмотрено два входа: один с южной

стороны (описанный выше), другой, ведущий в верхний храм – в юго-восточном

углу здания, оформленный в виде каменного крыльца с шатровым синим верхом,

завершенным золоченым орлом, который как бы отдыхает на скипетре (точная

копия орла в Патриаршей палате Кремлевского дворца). Над входом – иконы

Святого Благоверного князя Александра Невского, Марии Магдалины, Святой

Царицы Александры. Внутренняя лестница этого входа ведет в небольшую

прихожую, откуда можно пройти прямо на ту часть соми, которая

предназначалась для Высочайших Богомольцев : правая часть соми у правого

столпа при алтаре. От прихожей была отделена молельня Царицы Федоровского

собора. Специальная лестница соединяла молельню императрицы при алтаре

Федоровского собора с молельней при Пещерном храме.

На северной стороне собора было два входа: один, основной – посередине

стены, ведущей в верхний храм и служащий общим входом для прихожан и нижних

чинов летом, и второй для входа в Пещерный храм, солдатскую

шинельную и в кочегарку (он еще назывался входом для нижних чинов). Над

входом для нижних чинов ярким красным цветом выделялось мозаичное

изображение Архангела Михаила на красно-огненном коне в боевом вооружении

(сейчас ошибочно на месте этой мозаики установлена мозаика Преподобного

Фот.4 Федоровский Государев Собор.

До 1917 г.

Фот.5 Федоровский Государев Собор

1999 г.

Фот.6 Западный вход в Федоровский

Государев Собор, до 1917 г.

Серафима Саровского Чудотворца. На восточной стороне, над алтарной

стороной, в абсиде, мозаика Господь Вседержатель (современные Фот.1 и

Фот.8).

Под колокольнею была небольшая дверь, которая вела в нижнюю часть храма

(34,с.31). Небольшие двери были в северо-восточном и юго-западном углах

храма. В книге «Федоровский Государев Собор» (М.,1915 г.) ошибочно

указывается, что последние маленькие двери были в северо-западном и юго-

восточном углах храма (1,с.31).

20 августа 1912 г. состоялось торжественное освящение нового собора. К

этому дню Священный Синод, Святители Русской церкви, различные обители и

храмы земли русской прислали свое благославение Царю-Храмосоздателю,

преподнесли в дар иконы, хоругви.

Фот.7 Западный вход в Федоровский

Государев Собор. 1999 г.

Накануне освящения в храме было совершено торжественное всенощное

бдение.

Чин освящения по Высочайшему повелению совершил протопресвитер военного

и морского духовенства отец Щавельский с собором прибывших

священнослужителей.

На торжество в Царское Село прибыла вся Августейшая семья. Они

присутствовали на освящении , шествовали крестным ходом, приняли участие в

первой литургии.

Фот.8 Восточный фасад Федоровского Государева

Собора. 1999 г.

Статья в газете «Царское дело» (СПб, 24 августа 1912 г. (ст.ст.)),

посвященная освящению Федоровского храма, заканчивается словами: «Все

сооружение, дивная церковь, новая достопримечательность Царского Села.

Сходите туда и помолитесь.» (25).

Внутреннее убранство собора соответствовало его наружному виду,

воспроизводя церковное благолепие древних храмов. Однако, выражалось это в

верхней и нижней церквях собора по разному. В верхней церкви иконы и утварь

были новые, изготовленные по древним образцам. В нижней церкви (Пещерном

храме) были собраны подлинные, древние иконы и утварь (34).

В статье А. Ф. Крашенинникова встречаем, что образа Федоровского собора

после его закрытия были переданы в Русский музей, и вскоре выяснилось, что

большинство из них, считавшихся подлинными, полностью или отчасти

фальсифицированы. Этот казус не должен бросать никакой тени на Максимова,

трудившегося над устройством и оборудованием Пещерного храма, и лиц,

подбиравших иконы. Научная экспертиза подлинности древней живописи была еще

в зачаточном состоянии, тогда как искусство подделок пышно расцвело,

спекулируя на безусловной святости образов для большинства людей того

времени (13,с.67).

Интерьер верхнего храма отличался величием архитектурных форм,

грандиозными размерами круглых столпов, высотой внутреннего объема и

хорошей освещенностью. Он имел четырехъярусный иконостас, выполненный по

проекту Покровского, высота иконостаса составляла 11 метров (Фот.9). Утварь

и мебель верхнего храма были изготовлены по древним образцам и создавали

удивительное впечатление цельности и единства, характерных для церковного

зодчества ХVII века.

Верхний храм был посвящен явлению иконы Божией Матери Федоровской, с

приделом во имя святого Алексия митрополита Московского и всея Руси

Чудотворца.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.