Из всех икон необходимо выделить Федоровскую икону Божией Матери, в
честь которой был освящен главный престол собора. Чудотворная Федоровская
Икона Богородицы известна с начала ХII в. и списки ее широко распространены
на Руси.
В 1613 г. в Костроме в Ипатьевском монастыре Великая старица инокиня
Марфа – мать первого царя династии Романовых – Михаила Федоровича,
благословила на царствование своего сына перед Федоровской иконой Божией
Матери и поручила его ее заступничеству. С тех пор эта икона особо почитаем
всеми Романовыми.
Один из списков этой иконы находился в Федоровском соборе. Эту древнюю
икону 13 марта 1910 года преподнесла Императору Николаю II московская
депутатция в память пятнадцатилетия его царствования.
Над устройством Пещерного храма потрудился помощник строителя собора
архитектор В. Н. Максимов, под руководством Члена Государственного Совета
князя А. А. Ширинского-Шихматова, который много помог советами при созда-
Фот.9 Иконостас в верхнем храме Федоровского
Государева Собора. До 1917 г.
Фот.10 Иконостас в верхнем храме Федоровского Государева Собора. 1999
г.
нии временной церкви.
В книге воспоминаний князя Н. Д. Жевахова находим, что « князь А. А.
Ширинский-Шихматов принадлежал к числу тех немногих выдающихся церковных и
государственных деятелей, которые, учитывая все чрезвычайное значение
церковно-государственного единства в эпоху царя Алексея Михайловича,
старались вернуть церковно-государственную жизнь в ее прежнее русское
русло. Глубокий знаток церковной истории, князь властною рукою срывал с
церковной жизни все пристававшие к ней на протяжении веков чуждые ей
наслоения, восстановляя подлинный облик ее в эпоху Св.Руси и встречая с
этой стороны полную поддержку у благостного Государя Императора Николая
Александровича, прямого продолжателя дела Царя Алексея Михайловича (8,с.274-
278).
Как говорилось, Пещерный храм был устроен путем перенесения всего
убранства временной церкви с сохранением престола во имя Преподобного
Серафима Саровского Чудотворца.
Пещерный храм был освящен 27 ноября 1912 г. (ст.ст.) по Высочайшему
повелению Просвященным Серафимом епископом Кишиневским, который был одним
из ревнителей о прославлении Саровского угодника, в присутствии всей
Императорской семьи.
По свидетельству очевидцев, отсутствие наружного света, сводчатые
низкие потолки (высота около 3.6 м.) с пересекающимися арками,
многочисленные углубления в стенах, заменившие окна, столь удобные для
размещения в них икон, отсутствие внешнего шума, мерцание лампад,
освещающие древние образа- все это отвлекало от мирской суеты и
способствовало созданию в Серафимовском храме молитвенной обстановки,
которая всегда составляла особую прелесть пещерных храмов, сохранившихся в
наших древних монастырях и храмах.
Все стены от пола до потолка были обтянуты темной материей, панели
украшены синей набойкой с темнокрасными цветами древнерусского рисунка.
Потолки – покрыты фресковым орнаментом в характере Ярославской церкви
Иоанна Предтечи ХVII в. с преобладанием светло-золотистой охры. Для росписи
применялись новые минеральные краски, которыми на стенах сеней были
написаны изображения рая и ада, а на потолке – тверди небесной. Полы
покрывали темнокрасные ковры с широкой зеленой дорожкой.
Стены алтаря сплошь обтянуты светло-золотистой парчей без рисунка. По
золоту алтарной стены ярко выделялся престол с художественно оформленной
дарохранительницей, семисвечником, крестом древнего вида и запрестольными
иконами.
Торжественную красоту алтаря дополнял стройный полукруг небольших икон
- рядниц в слабо вызолоченных окладах, поставленных на выступ восточной
стены алтаря. В связи с небольшой высотой храма иконостас состоял из одного
яруса местных подлинно древних икон, дополненных рядом образов, обращенных
к иконе Господа Вседержателя в молитвенном положении.
Особенно сильное впечатление производили древние иконы, украшенные
«басмой», т.е. изящными слабо вызолоченными листами тонкого серебра с
оттиснутыми на них рисунками, которые покрывали поля на иконах и, озаряемые
огнями мерцающих лампад, давали мягкий отблеск на лики образов. Эти иконы
более всего придавали благолепие храму и питали молитвенное чувство
богомольца.
Высокими достоинствами отличались древние иконы в иконостасе Господа
Вседержателя и Тихвинской иконы Божией Матери старых московских писем,
святителя Николая Чудотворца ХVI в. с приписанным житием, исполненным вновь
по древним новгородским подлинникам иконописцем Н.С.Емельяновым; икона
Благовещания «устюжского северного письма», выполненная Строгоновскими
мастерами в Устюге, а также образ Святой Троицы ХVII в. и редкая
Федоровская икона Божией Матери. Иконы были украшены драгоценными камнями,
жемчугом, на многих из них имелись венцы (нимбы).
Особую красоту храму придавал восстановленный в Пещерной церкви обычай
украшать иконы драгоценными пеленами, шитым шелком, золотом, «изнизанными»
жемчугом. Они специально приобретались в древних русских городах, в семьях,
сохранивших эти старинные украшения от предков.
Много вкуса и понимания уделили строители распределению лампад,
подсвечников, паникадил и других источников света. По северной и южной
стенам были подвешены ряды лампад, средняя из них (большая по размеру)
подчеркивала середину полукруга. Ближе к стене располагался второй ряд
лампад. Разнообразной формы подсвечники со свечами из желтого небеленого
воска сочетались с окраской стен, платов, икон.
Обилие лампад и восковых желтых свечей, возжигаемых в Пещерном храме,
вполне согласно с преданиями о любви Преподобного Серафима Саровского к
лампадам и свечам, которые в великом множестве всегда горели и мели у него
особое значение. Он сам это объяснял так: «Меня многие люди просят
помолиться о них и приносят свеч и елей. Когда я читаю свое правило, то и
поминаю их сначала единожды, а т.к. их много и я не могу повторить их всем
на каждом месте правила, где следует, то я и ставлю эти свечи за них в
жертву Богу, по одной свече, а большие – за несколько человек и говорю:
«Господи, помяни всех тех людей, рабов Твоих, за их же души возжег Тебе ад,
убогие сии свечи и кадила».
В этом храме напоминали о Серафиме Саровском: ковчег с частицами мощей
Серафима Саровского, множество икон.
Очень искусно была выполнена мебель, которую делали для верхнего и
нижнего храмов резчики по дереву Троице-Сергиевского посада.
На правом клиросе против южных дверей алтаря находилось особое кресло,
показывающее Царское место. Рядом располагалась комната Их Величеств, она
примыкала к южной части храма, представляла из себя продолговатую комнату,
являясь как бы продолжением соми. Комната была украшена иконами, шитыми
пеленами и крестами; из нее прекрасно виден алтарь и здесь можно было
уединившись, не будучи никому видимым, присутствовать на богослужении.
Из царской комнаты одна дверь ведет на особый Царский выход из
Пещерного храма, а другая, рядом, - в небольшой коридор, который загибаясь
приводит в дьяконнк, а от сюда в самый алтарь. В этом коридоре в центре
изгиба, ведущего в дьяконик, находилась молельня Императрицы. Как писалось
выше, эта молельня сообщалась лестницей с молельней Императрицы при
Федоровском соборе (34,с.33-72).
Формы, которые Максимов придал интерьеру Пещерного храма, очень
понравились царской чете, и Николай II писал в последствии в письме к
Александре Федоровне: «наша уютная пещерная церковь» (13,с.54).
Во время пребывания семьи Императора в Царском Селе Федоровский Собор
являлся приходом семьи, посещавшей храм в праздничные и воскресные дни,
Пещерный же храм принимал Августейших богомольцев в дни говения.
Эти дни говения хорошо запомнились Августейшей семье. Так, Великая
княжна Мария Николаевна в письме от Тобольска 17 февраля 1918 г.(ст.ст.)
писала: «Вспоминаем с грустью Федоровский Собор. Помните, как все мы говели
в нижнем (Пещерном) храме, особо нами любимом. Там всегда бывало какое-то
чудесное настроение …» (30,с.251).
Для служителей собора по эскизам В.М.Васнецова было изготовлено
специальное одеяние, похожее на стрелецкий кафтан (Фот. 11 и Фот. 12).
В.М.Васнецов также создал эскизы для певчих собора и эскизы облачений
клира.
Максимов подписал сдаточную (техническую) опись церкви при передаче ее
в ведомство дворцового коменданта 5 марта 1913 г. Однако в бумагах, прямо
говорящих об авторстве Федоровского храма, имя Максимова не упоминается,
считался автором тот, кто подписал проект (13,с.54-55).
По окончании в октябре 1913 года всех строительных работ, возник вопрос
о настенной росписи всего собора, предусмотренной проектом Покровского. По
указанию Николая II роспись Федоровского собора должна была быть выполнена
по образцам церкви Иоанна Предтечи на «Толчках» в Ярославле и Храма
Воскресения в Ростовском Кремле. Учрежден специальный комитет, под
председательством К.Ширинского-Шихматова, в составе: ктитора Д.Н.Ломана,
представителей дворцового управления гр.Бобринского (археолога), академика
архитектуры Покровского В.А. и др. В связи с этим члены комитета выезжали в
Ярославль и Ростов (21). Царю был представлен в Александровском дворце
обширный изобразительный материал по этим храмам в виде цветных фотографий,
копий живописи и т.п. Все представленные материалы были одобрены. Роспись
Пещерного храма была выполнена художниками-живописцами И.Щербаковым,
Н.Пашковым при участии В.М.Васнецова. Художником Емельяновым были начаты
пробы росписи Верхнего храма собора, но вследствие сырости стен и
начавшейся в 1914 году войны эти работы пришлось остановить.
По свидетельству Ю.Д.Ломана, сына Д.Н.Ломана, росписи верхнего храма
собора были выполнены на 4-х столпах на высоту человеческого роста (17),
что видно на фот.9.
В газете «Царское дело» (СПб, 7 марта 1914 г. (ст.ст.), № 10)
сообщается, что собору присваивается звание «Федоровский Государев Собор»
(без указания точной даты). В выпуске «Федоровский Государев Собор» за
август 1996 г. приводится дата 26 января 1914 г., в справке Медерского
говорится, что звание присвоено в 1913 году.
Полная стоимость собора 1 млн.150 тыс. руб., строился он на
добровольные пожертвования купечества и промышленников, вклад Императорской
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8