Рефераты. Царское село, его архитектура

Из всех икон необходимо выделить Федоровскую икону Божией Матери, в

честь которой был освящен главный престол собора. Чудотворная Федоровская

Икона Богородицы известна с начала ХII в. и списки ее широко распространены

на Руси.

В 1613 г. в Костроме в Ипатьевском монастыре Великая старица инокиня

Марфа – мать первого царя династии Романовых – Михаила Федоровича,

благословила на царствование своего сына перед Федоровской иконой Божией

Матери и поручила его ее заступничеству. С тех пор эта икона особо почитаем

всеми Романовыми.

Один из списков этой иконы находился в Федоровском соборе. Эту древнюю

икону 13 марта 1910 года преподнесла Императору Николаю II московская

депутатция в память пятнадцатилетия его царствования.

Над устройством Пещерного храма потрудился помощник строителя собора

архитектор В. Н. Максимов, под руководством Члена Государственного Совета

князя А. А. Ширинского-Шихматова, который много помог советами при созда-

Фот.9 Иконостас в верхнем храме Федоровского

Государева Собора. До 1917 г.

Фот.10 Иконостас в верхнем храме Федоровского Государева Собора. 1999

г.

нии временной церкви.

В книге воспоминаний князя Н. Д. Жевахова находим, что « князь А. А.

Ширинский-Шихматов принадлежал к числу тех немногих выдающихся церковных и

государственных деятелей, которые, учитывая все чрезвычайное значение

церковно-государственного единства в эпоху царя Алексея Михайловича,

старались вернуть церковно-государственную жизнь в ее прежнее русское

русло. Глубокий знаток церковной истории, князь властною рукою срывал с

церковной жизни все пристававшие к ней на протяжении веков чуждые ей

наслоения, восстановляя подлинный облик ее в эпоху Св.Руси и встречая с

этой стороны полную поддержку у благостного Государя Императора Николая

Александровича, прямого продолжателя дела Царя Алексея Михайловича (8,с.274-

278).

Как говорилось, Пещерный храм был устроен путем перенесения всего

убранства временной церкви с сохранением престола во имя Преподобного

Серафима Саровского Чудотворца.

Пещерный храм был освящен 27 ноября 1912 г. (ст.ст.) по Высочайшему

повелению Просвященным Серафимом епископом Кишиневским, который был одним

из ревнителей о прославлении Саровского угодника, в присутствии всей

Императорской семьи.

По свидетельству очевидцев, отсутствие наружного света, сводчатые

низкие потолки (высота около 3.6 м.) с пересекающимися арками,

многочисленные углубления в стенах, заменившие окна, столь удобные для

размещения в них икон, отсутствие внешнего шума, мерцание лампад,

освещающие древние образа- все это отвлекало от мирской суеты и

способствовало созданию в Серафимовском храме молитвенной обстановки,

которая всегда составляла особую прелесть пещерных храмов, сохранившихся в

наших древних монастырях и храмах.

Все стены от пола до потолка были обтянуты темной материей, панели

украшены синей набойкой с темнокрасными цветами древнерусского рисунка.

Потолки – покрыты фресковым орнаментом в характере Ярославской церкви

Иоанна Предтечи ХVII в. с преобладанием светло-золотистой охры. Для росписи

применялись новые минеральные краски, которыми на стенах сеней были

написаны изображения рая и ада, а на потолке – тверди небесной. Полы

покрывали темнокрасные ковры с широкой зеленой дорожкой.

Стены алтаря сплошь обтянуты светло-золотистой парчей без рисунка. По

золоту алтарной стены ярко выделялся престол с художественно оформленной

дарохранительницей, семисвечником, крестом древнего вида и запрестольными

иконами.

Торжественную красоту алтаря дополнял стройный полукруг небольших икон

- рядниц в слабо вызолоченных окладах, поставленных на выступ восточной

стены алтаря. В связи с небольшой высотой храма иконостас состоял из одного

яруса местных подлинно древних икон, дополненных рядом образов, обращенных

к иконе Господа Вседержателя в молитвенном положении.

Особенно сильное впечатление производили древние иконы, украшенные

«басмой», т.е. изящными слабо вызолоченными листами тонкого серебра с

оттиснутыми на них рисунками, которые покрывали поля на иконах и, озаряемые

огнями мерцающих лампад, давали мягкий отблеск на лики образов. Эти иконы

более всего придавали благолепие храму и питали молитвенное чувство

богомольца.

Высокими достоинствами отличались древние иконы в иконостасе Господа

Вседержателя и Тихвинской иконы Божией Матери старых московских писем,

святителя Николая Чудотворца ХVI в. с приписанным житием, исполненным вновь

по древним новгородским подлинникам иконописцем Н.С.Емельяновым; икона

Благовещания «устюжского северного письма», выполненная Строгоновскими

мастерами в Устюге, а также образ Святой Троицы ХVII в. и редкая

Федоровская икона Божией Матери. Иконы были украшены драгоценными камнями,

жемчугом, на многих из них имелись венцы (нимбы).

Особую красоту храму придавал восстановленный в Пещерной церкви обычай

украшать иконы драгоценными пеленами, шитым шелком, золотом, «изнизанными»

жемчугом. Они специально приобретались в древних русских городах, в семьях,

сохранивших эти старинные украшения от предков.

Много вкуса и понимания уделили строители распределению лампад,

подсвечников, паникадил и других источников света. По северной и южной

стенам были подвешены ряды лампад, средняя из них (большая по размеру)

подчеркивала середину полукруга. Ближе к стене располагался второй ряд

лампад. Разнообразной формы подсвечники со свечами из желтого небеленого

воска сочетались с окраской стен, платов, икон.

Обилие лампад и восковых желтых свечей, возжигаемых в Пещерном храме,

вполне согласно с преданиями о любви Преподобного Серафима Саровского к

лампадам и свечам, которые в великом множестве всегда горели и мели у него

особое значение. Он сам это объяснял так: «Меня многие люди просят

помолиться о них и приносят свеч и елей. Когда я читаю свое правило, то и

поминаю их сначала единожды, а т.к. их много и я не могу повторить их всем

на каждом месте правила, где следует, то я и ставлю эти свечи за них в

жертву Богу, по одной свече, а большие – за несколько человек и говорю:

«Господи, помяни всех тех людей, рабов Твоих, за их же души возжег Тебе ад,

убогие сии свечи и кадила».

В этом храме напоминали о Серафиме Саровском: ковчег с частицами мощей

Серафима Саровского, множество икон.

Очень искусно была выполнена мебель, которую делали для верхнего и

нижнего храмов резчики по дереву Троице-Сергиевского посада.

На правом клиросе против южных дверей алтаря находилось особое кресло,

показывающее Царское место. Рядом располагалась комната Их Величеств, она

примыкала к южной части храма, представляла из себя продолговатую комнату,

являясь как бы продолжением соми. Комната была украшена иконами, шитыми

пеленами и крестами; из нее прекрасно виден алтарь и здесь можно было

уединившись, не будучи никому видимым, присутствовать на богослужении.

Из царской комнаты одна дверь ведет на особый Царский выход из

Пещерного храма, а другая, рядом, - в небольшой коридор, который загибаясь

приводит в дьяконнк, а от сюда в самый алтарь. В этом коридоре в центре

изгиба, ведущего в дьяконик, находилась молельня Императрицы. Как писалось

выше, эта молельня сообщалась лестницей с молельней Императрицы при

Федоровском соборе (34,с.33-72).

Формы, которые Максимов придал интерьеру Пещерного храма, очень

понравились царской чете, и Николай II писал в последствии в письме к

Александре Федоровне: «наша уютная пещерная церковь» (13,с.54).

Во время пребывания семьи Императора в Царском Селе Федоровский Собор

являлся приходом семьи, посещавшей храм в праздничные и воскресные дни,

Пещерный же храм принимал Августейших богомольцев в дни говения.

Эти дни говения хорошо запомнились Августейшей семье. Так, Великая

княжна Мария Николаевна в письме от Тобольска 17 февраля 1918 г.(ст.ст.)

писала: «Вспоминаем с грустью Федоровский Собор. Помните, как все мы говели

в нижнем (Пещерном) храме, особо нами любимом. Там всегда бывало какое-то

чудесное настроение …» (30,с.251).

Для служителей собора по эскизам В.М.Васнецова было изготовлено

специальное одеяние, похожее на стрелецкий кафтан (Фот. 11 и Фот. 12).

В.М.Васнецов также создал эскизы для певчих собора и эскизы облачений

клира.

Максимов подписал сдаточную (техническую) опись церкви при передаче ее

в ведомство дворцового коменданта 5 марта 1913 г. Однако в бумагах, прямо

говорящих об авторстве Федоровского храма, имя Максимова не упоминается,

считался автором тот, кто подписал проект (13,с.54-55).

По окончании в октябре 1913 года всех строительных работ, возник вопрос

о настенной росписи всего собора, предусмотренной проектом Покровского. По

указанию Николая II роспись Федоровского собора должна была быть выполнена

по образцам церкви Иоанна Предтечи на «Толчках» в Ярославле и Храма

Воскресения в Ростовском Кремле. Учрежден специальный комитет, под

председательством К.Ширинского-Шихматова, в составе: ктитора Д.Н.Ломана,

представителей дворцового управления гр.Бобринского (археолога), академика

архитектуры Покровского В.А. и др. В связи с этим члены комитета выезжали в

Ярославль и Ростов (21). Царю был представлен в Александровском дворце

обширный изобразительный материал по этим храмам в виде цветных фотографий,

копий живописи и т.п. Все представленные материалы были одобрены. Роспись

Пещерного храма была выполнена художниками-живописцами И.Щербаковым,

Н.Пашковым при участии В.М.Васнецова. Художником Емельяновым были начаты

пробы росписи Верхнего храма собора, но вследствие сырости стен и

начавшейся в 1914 году войны эти работы пришлось остановить.

По свидетельству Ю.Д.Ломана, сына Д.Н.Ломана, росписи верхнего храма

собора были выполнены на 4-х столпах на высоту человеческого роста (17),

что видно на фот.9.

В газете «Царское дело» (СПб, 7 марта 1914 г. (ст.ст.), № 10)

сообщается, что собору присваивается звание «Федоровский Государев Собор»

(без указания точной даты). В выпуске «Федоровский Государев Собор» за

август 1996 г. приводится дата 26 января 1914 г., в справке Медерского

говорится, что звание присвоено в 1913 году.

Полная стоимость собора 1 млн.150 тыс. руб., строился он на

добровольные пожертвования купечества и промышленников, вклад Императорской

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.