Рефераты. Русская архитектура XVIII века

красные, светло-коричневые или зеленые, а лопатки, пилястры, наличники,

русты на углах – белые ). Для привлечения в Петербург каменщиков Петр I в

1714 году издал указ, запрещающий по всей России, кроме столицы,

строительство из камня и кирпича. Особенности архитектурного стиля можно

четко проследить при рассмотрении сохранившихся архитектурных произведений

того времени, таких как “Монплезир” и “Эрмитаж” в Петегофе, здания

Кунсткамеры и Двенадцати коллегий в Петербурге и.т.п.

По указанию Петра I Доменико Трезини ( 1670-1734 ) впервые в русской

архитектуре разработал в 1714 году образцовые проекты жилых домов,

предназначенных для застройщиков разного достатка: одноэтажные небольшие

для беднейшего населения, побольше для знатных. Французский архитектор

Ж.Б.Леблон ( 1679-1719 ) разрабатывал проект двухэтажного дома “ для

именитых “.” Образцовый проект “ напоминает хорошо сохранившийся летний

дворец Петра I, который был построен Д.Трезини в 1710-1714 годах в летнем

саду.

При всей простоте “ образцовых “ проектов жилых домов все они

отличаются характером фасадов с ритмично размещенными проемами,

обрамленными наличниками сдержанных очертаний и фигурными воротами сбоку. В

отличие от средневековой застройки русских городов, где жилые строения

стояли за заборами в глубине участков, все дома в столице должны были

выходить фасадами на красные линии* улиц и набережных, формируя фронт их

застройки и тем самым придавая городу организованный вид. Это

градостроительное новшество нашло отражение и в застройке Москвы. Наряду с

жилыми домами в Петербурге и его пригородах строились дворцы с

представительными фасадами и обширными, богато украшенными парадными

помещениями.

_____________________

* Условная граница в градостроительстве, отделяющая проезжую часть улицы от

территории застройки

-7-

В сочетание с архитектурой начинает применяться декоративная скульптура, а

в интерьерах – живописное убранство. Создаются загородные и пригородные

резиденции с садами. Крупнейшими сохранившимися до наших дней общественными

зданиями, созданными Д.Трезини, является Петропавловский собор и здание

Двенадцати коллегий. Из-под свода Петровских ворот четко вырисовывается

Петропавловский собор (1712-1733). Динамичный силуэт колокольни собора,

увенчанный высоким золоченым шпилем и флюгером в виде ангела, поднимается

из-за стен крепости на 122 метра, став одной из наиболее выразительных

доминант в панораме города на Неве. Собор ознаменовал полное отступление от

композиционной традиционности русского храмостроения. Собор для России был

явлением новаторским. По своему плану и виду он не похож на православные,

крестово-купольные пятиглавые или шатровые церкви. Собор представляет

прямоугольное, удлиненное с запада на восток здание. Внутреннее

пространство собора расчленяют мощные пилоны* на три почти равных и

одинаковых по высоте (16 метров) пролета. Такой тип называется зальным, в

отличие от храмов, у которых при том же плане средний пролет выше и часто

шире боковых. Плановая и силуэтная композиция собора исходили из структуры

прибалтийских лютеранских храмов зального типа с башней-колокольней,

завершенной шпилем. Именно он должен был стать символом утверждения России

в устье Невы и символом созидательной силы русского народа. Шпиле видное

завершение церковных колоколен для петровского Петербурга было типичным

явлением, определяющим силуэтный характер застройки города в первой трети

XVIII века. Следует отметить и внутреннее убранство – деревянный резной

позолоченный иконостас в стиле барокко. Иконостас выполнен под руководством

зодчего и художника И.П.Зарудного (1722-1727 гг.) артелью московских

мастеров.

На Васильевском острове формировался политический центр столицы и по

проекту Д.Трезини возводится здание двенадцати коллегий (10 коллегий –

органы государственного управления; сената и синода). Трехэтажное здание

протяженностью 400 метров, состоит из двенадцати одинаковых корпусов с

раздельными крышами и портиками, соединенные торцами. Все корпуса

объединяет открытая аркада** с длинным коридором на втором этаже. По

традиции петровского времени здание было окрашено в два цвета: кирпично-

красный и белый. Первоначальная отделка интерьеров в виде лепного убранства

сохранилось только в Петровском зале. Архитектурной ценностью того времени

следует отметить дворец А.Д.Меньшикова (1710-1720 гг.). Трехъярусная

ордерная система фасада с поярусными ритмичными рядами пилястр исходила из

художественных принципов архитектуры итальянского Возрождения. Самым

замечательным архитектурным наследием являются парадные комнаты,

облицованные голландскими изразцами и парадная лестница с колоннами и

пилястрами барочного ордера.

______________

*Пилон (от греч. pylon,букв.-ворота, вход),массивные столбы, служащие

опорой перекрытий либо стоящие по сторонам входов или въездов.

**Аркада (франц. arcade), ряд одинаковых арок, опирающихся на колонны или

столбы .

-8-

Применение ордеров в архитектуре Петербурга было продолжением традиций,

воплощенных во многих сооружениях Москвы более раннего времени. Особенное

место в панораме берегов Невы занимает оригинальный силуэт здания

Кунсткамеры. Два крыла трехэтажного здания на цокольном этаже объединяет

четырехъярусная башня. Углы ризалитов* и переломов стен башни в сочетании с

двуцветной окраской фасада придают зданию нарядный вид. В силуэте башни

отчетливо проявляется преемственность традиционных ступенчатых

многоярусных строений Москвы начала XVIII века. После пожара при

восстановлении фасад был упрощен.

В 1710 году Петр I издал указ, обязывающий вести застройку южного

берега Финского залива. Возводятся дворцово-парковые ансамбли в Петергофе.

К 1725 году возвели двухэтажный Нагорный дворец. В дальнейшем дворец

подвергся перестройке и был расширен в середине XVIII века. Архитектором

Растрелли.

В этот же период у самого залива был выстроен небольшой дворец, состоящий

из нескольких помещений для Петра I и парадного зала – дворец Монплезир.

Были построены павильон для уединения “Эрмитаж” и небольшой двухэтажный

дворец “Марли”.

Помимо Петербурга велось строительство в Москве и других городах Российской

империи. Вследствии пожара в Москве в 1699 году было запрещено возводить

деревянные постройки на пожарищах.

Вместе с тем формальное художественное сближение архитектуры каменных

зданий Москвы с западноевропейским зодчеством, начавшееся в конце XVII века

стало еще более заметным в начале XVIII века. Примером этому могут служить:

дворец Ф.Я.Лефорта на Яузе (1697-1699 гг.); Старый Монетный Двор (1697 г.);

церковь Успения на Покровке (1695-1699 гг.); церковь Знамения в Дубровицах

(1690-1704 гг.). Это свидетельствует о том, что отечественные зодчие знали

ордерную тектоническую систему и могли искусно сочетать ордерные и иные

элементы с русскими традиционными приемами. Примером такого сочетания может

служить Лефортовский дворец в Немецкой слободе, выстроенный одним из

московских архитекторов. Фасады дворцы разделены мерным ритмом пилястр

большого коринфского ордена. По сторонам въездной арки их ритм меняется, и

они формируют пилястровый портик с фронтоном. Плановая система в тоже время

представляет собой композицию замкнутого каре, принятую на Руси для

торговых и иных дворов.

В XVIII веке ордерная система стала обычным декоративным приемом для

придания разнообразным сооружениям нарядного облика.

Об этом свидетельствует художественное решение главного въезда во двор

Арсенала (1702-1736 гг.) в Кремле, которое представляет собой искусную

трансформацию ордеров в сочетании с обилием декоративных рельефных деталей.

Замечательным по архитектуре и художественному значению в московском

зодчестве является церковь Архангела Гавриила (1701- 1707 гг.), созданная

архитектором И.П.Зарудным (1670-1727 гг.). Архитектор проявил великолепное

мастерство в использовании систем ордеров. Несущая часть объемов церкви

разработана с применением большого ордера, с которым сочетаются элегантные

композиции портиков у входа из двух легких колонн

________

*Ризалит (от итал. risalita – выступ), часть здания, выступающая за осн.

линию фасада; обычно расположены симметрично по отн. к центральной оси

фасада.

-9-

коринфоргского ордера поддерживающих декоративно разработанный антаблемент

с балюстрадой. Ордер в здании выражает тектонику экспозиции.

Новое направление в церковном зодчестве Москвы, ярко выраженное в

архитектуре церкви Архангела Гавриила (Меньшикова башня), заключающееся в

гармоничном сочетании традиционной русской объемно–пространственной

композиции с формальными элементами нового стиля, оставило в Москве

интересный образец - церковь Иоанна Воина (1709-1713) на Якиманке.

Из Петербурга в Москву были направлены архитекторы И.A.Mордвинов и

И.Ф.Мичурин (1700-1763).Они занимались составлением планов Кремля, Китай-

города и частично Белого города в связи с переездом царского двора в Москву

и строительством по берегам Яузы дворцов придворной знати. Мичуриным в 1734-

1739 был составлен план Москвы, представляющий значительный

градостроительный документ Москвы XVIII века. В нем была запечатлена

застройка города того времени. Продолжали развиваться другие города России.

Интересным примером долговечности национальных архитектурных традиций в

провинции является Петропавловский собор в Казани (1726 г).

II.) Архитектура барокко середины XVIII века.

В описываемый период В.Н.Татищев и М.B.Ломоносов закладывали основы

отечественной исторической науки. Русская наука и культура высокого, не

уступающего европейскому, уровня. Благодаря этому в 1755 году в России

открылся первый университет, а в Петербурге Академия Художеств, сыгравшая

большую роль в развитии искусства и архитектуры классицизма.

Россия в середине XVIII века стала одной из самых развитых

европейских стран. Все это обуславливало торжественно-декоративный облик

дворцов и храмов- основных типов монументальных зданий в России в этот

период. К самым выдающимся архитекторам того времени относятся воспитанники

И.K.Kоробова-С.И.Чевакинский и Д.В.Ухтомский. Крупнейшим архитектором

середины XVIII ввека является Ф.Б.Pасстрелли. Одновременно с ним творили

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.