красные, светло-коричневые или зеленые, а лопатки, пилястры, наличники,
русты на углах – белые ). Для привлечения в Петербург каменщиков Петр I в
1714 году издал указ, запрещающий по всей России, кроме столицы,
строительство из камня и кирпича. Особенности архитектурного стиля можно
четко проследить при рассмотрении сохранившихся архитектурных произведений
того времени, таких как “Монплезир” и “Эрмитаж” в Петегофе, здания
Кунсткамеры и Двенадцати коллегий в Петербурге и.т.п.
По указанию Петра I Доменико Трезини ( 1670-1734 ) впервые в русской
архитектуре разработал в 1714 году образцовые проекты жилых домов,
предназначенных для застройщиков разного достатка: одноэтажные небольшие
для беднейшего населения, побольше для знатных. Французский архитектор
Ж.Б.Леблон ( 1679-1719 ) разрабатывал проект двухэтажного дома “ для
именитых “.” Образцовый проект “ напоминает хорошо сохранившийся летний
дворец Петра I, который был построен Д.Трезини в 1710-1714 годах в летнем
саду.
При всей простоте “ образцовых “ проектов жилых домов все они
отличаются характером фасадов с ритмично размещенными проемами,
обрамленными наличниками сдержанных очертаний и фигурными воротами сбоку. В
отличие от средневековой застройки русских городов, где жилые строения
стояли за заборами в глубине участков, все дома в столице должны были
выходить фасадами на красные линии* улиц и набережных, формируя фронт их
застройки и тем самым придавая городу организованный вид. Это
градостроительное новшество нашло отражение и в застройке Москвы. Наряду с
жилыми домами в Петербурге и его пригородах строились дворцы с
представительными фасадами и обширными, богато украшенными парадными
помещениями.
_____________________
* Условная граница в градостроительстве, отделяющая проезжую часть улицы от
территории застройки
-7-
В сочетание с архитектурой начинает применяться декоративная скульптура, а
в интерьерах – живописное убранство. Создаются загородные и пригородные
резиденции с садами. Крупнейшими сохранившимися до наших дней общественными
зданиями, созданными Д.Трезини, является Петропавловский собор и здание
Двенадцати коллегий. Из-под свода Петровских ворот четко вырисовывается
Петропавловский собор (1712-1733). Динамичный силуэт колокольни собора,
увенчанный высоким золоченым шпилем и флюгером в виде ангела, поднимается
из-за стен крепости на 122 метра, став одной из наиболее выразительных
доминант в панораме города на Неве. Собор ознаменовал полное отступление от
композиционной традиционности русского храмостроения. Собор для России был
явлением новаторским. По своему плану и виду он не похож на православные,
крестово-купольные пятиглавые или шатровые церкви. Собор представляет
прямоугольное, удлиненное с запада на восток здание. Внутреннее
пространство собора расчленяют мощные пилоны* на три почти равных и
одинаковых по высоте (16 метров) пролета. Такой тип называется зальным, в
отличие от храмов, у которых при том же плане средний пролет выше и часто
шире боковых. Плановая и силуэтная композиция собора исходили из структуры
прибалтийских лютеранских храмов зального типа с башней-колокольней,
завершенной шпилем. Именно он должен был стать символом утверждения России
в устье Невы и символом созидательной силы русского народа. Шпиле видное
завершение церковных колоколен для петровского Петербурга было типичным
явлением, определяющим силуэтный характер застройки города в первой трети
XVIII века. Следует отметить и внутреннее убранство – деревянный резной
позолоченный иконостас в стиле барокко. Иконостас выполнен под руководством
зодчего и художника И.П.Зарудного (1722-1727 гг.) артелью московских
мастеров.
На Васильевском острове формировался политический центр столицы и по
проекту Д.Трезини возводится здание двенадцати коллегий (10 коллегий –
органы государственного управления; сената и синода). Трехэтажное здание
протяженностью 400 метров, состоит из двенадцати одинаковых корпусов с
раздельными крышами и портиками, соединенные торцами. Все корпуса
объединяет открытая аркада** с длинным коридором на втором этаже. По
традиции петровского времени здание было окрашено в два цвета: кирпично-
красный и белый. Первоначальная отделка интерьеров в виде лепного убранства
сохранилось только в Петровском зале. Архитектурной ценностью того времени
следует отметить дворец А.Д.Меньшикова (1710-1720 гг.). Трехъярусная
ордерная система фасада с поярусными ритмичными рядами пилястр исходила из
художественных принципов архитектуры итальянского Возрождения. Самым
замечательным архитектурным наследием являются парадные комнаты,
облицованные голландскими изразцами и парадная лестница с колоннами и
пилястрами барочного ордера.
______________
*Пилон (от греч. pylon,букв.-ворота, вход),массивные столбы, служащие
опорой перекрытий либо стоящие по сторонам входов или въездов.
**Аркада (франц. arcade), ряд одинаковых арок, опирающихся на колонны или
столбы .
-8-
Применение ордеров в архитектуре Петербурга было продолжением традиций,
воплощенных во многих сооружениях Москвы более раннего времени. Особенное
место в панораме берегов Невы занимает оригинальный силуэт здания
Кунсткамеры. Два крыла трехэтажного здания на цокольном этаже объединяет
четырехъярусная башня. Углы ризалитов* и переломов стен башни в сочетании с
двуцветной окраской фасада придают зданию нарядный вид. В силуэте башни
отчетливо проявляется преемственность традиционных ступенчатых
многоярусных строений Москвы начала XVIII века. После пожара при
восстановлении фасад был упрощен.
В 1710 году Петр I издал указ, обязывающий вести застройку южного
берега Финского залива. Возводятся дворцово-парковые ансамбли в Петергофе.
К 1725 году возвели двухэтажный Нагорный дворец. В дальнейшем дворец
подвергся перестройке и был расширен в середине XVIII века. Архитектором
Растрелли.
В этот же период у самого залива был выстроен небольшой дворец, состоящий
из нескольких помещений для Петра I и парадного зала – дворец Монплезир.
Были построены павильон для уединения “Эрмитаж” и небольшой двухэтажный
дворец “Марли”.
Помимо Петербурга велось строительство в Москве и других городах Российской
империи. Вследствии пожара в Москве в 1699 году было запрещено возводить
деревянные постройки на пожарищах.
Вместе с тем формальное художественное сближение архитектуры каменных
зданий Москвы с западноевропейским зодчеством, начавшееся в конце XVII века
стало еще более заметным в начале XVIII века. Примером этому могут служить:
дворец Ф.Я.Лефорта на Яузе (1697-1699 гг.); Старый Монетный Двор (1697 г.);
церковь Успения на Покровке (1695-1699 гг.); церковь Знамения в Дубровицах
(1690-1704 гг.). Это свидетельствует о том, что отечественные зодчие знали
ордерную тектоническую систему и могли искусно сочетать ордерные и иные
элементы с русскими традиционными приемами. Примером такого сочетания может
служить Лефортовский дворец в Немецкой слободе, выстроенный одним из
московских архитекторов. Фасады дворцы разделены мерным ритмом пилястр
большого коринфского ордена. По сторонам въездной арки их ритм меняется, и
они формируют пилястровый портик с фронтоном. Плановая система в тоже время
представляет собой композицию замкнутого каре, принятую на Руси для
торговых и иных дворов.
В XVIII веке ордерная система стала обычным декоративным приемом для
придания разнообразным сооружениям нарядного облика.
Об этом свидетельствует художественное решение главного въезда во двор
Арсенала (1702-1736 гг.) в Кремле, которое представляет собой искусную
трансформацию ордеров в сочетании с обилием декоративных рельефных деталей.
Замечательным по архитектуре и художественному значению в московском
зодчестве является церковь Архангела Гавриила (1701- 1707 гг.), созданная
архитектором И.П.Зарудным (1670-1727 гг.). Архитектор проявил великолепное
мастерство в использовании систем ордеров. Несущая часть объемов церкви
разработана с применением большого ордера, с которым сочетаются элегантные
композиции портиков у входа из двух легких колонн
________
*Ризалит (от итал. risalita – выступ), часть здания, выступающая за осн.
линию фасада; обычно расположены симметрично по отн. к центральной оси
фасада.
-9-
коринфоргского ордера поддерживающих декоративно разработанный антаблемент
с балюстрадой. Ордер в здании выражает тектонику экспозиции.
Новое направление в церковном зодчестве Москвы, ярко выраженное в
архитектуре церкви Архангела Гавриила (Меньшикова башня), заключающееся в
гармоничном сочетании традиционной русской объемно–пространственной
композиции с формальными элементами нового стиля, оставило в Москве
интересный образец - церковь Иоанна Воина (1709-1713) на Якиманке.
Из Петербурга в Москву были направлены архитекторы И.A.Mордвинов и
И.Ф.Мичурин (1700-1763).Они занимались составлением планов Кремля, Китай-
города и частично Белого города в связи с переездом царского двора в Москву
и строительством по берегам Яузы дворцов придворной знати. Мичуриным в 1734-
1739 был составлен план Москвы, представляющий значительный
градостроительный документ Москвы XVIII века. В нем была запечатлена
застройка города того времени. Продолжали развиваться другие города России.
Интересным примером долговечности национальных архитектурных традиций в
провинции является Петропавловский собор в Казани (1726 г).
II.) Архитектура барокко середины XVIII века.
В описываемый период В.Н.Татищев и М.B.Ломоносов закладывали основы
отечественной исторической науки. Русская наука и культура высокого, не
уступающего европейскому, уровня. Благодаря этому в 1755 году в России
открылся первый университет, а в Петербурге Академия Художеств, сыгравшая
большую роль в развитии искусства и архитектуры классицизма.
Россия в середине XVIII века стала одной из самых развитых
европейских стран. Все это обуславливало торжественно-декоративный облик
дворцов и храмов- основных типов монументальных зданий в России в этот
период. К самым выдающимся архитекторам того времени относятся воспитанники
И.K.Kоробова-С.И.Чевакинский и Д.В.Ухтомский. Крупнейшим архитектором
середины XVIII ввека является Ф.Б.Pасстрелли. Одновременно с ним творили
Страницы: 1, 2, 3, 4