многие безвестные крепостные архитекторы, живописцы, лепщики, резчики и
прочие мастера прикладного искусства.
В середине XVIII века стиль барокко в России имел ярко выраженные
самобытные особенности благодаря преемственности декоративных
композиционных приемов русского зодчества начала XVIII века. Нельзя не
подчеркнуть специфическую национальную особенность архитектуры барокко в
середине XVIII века – полихромия фасадов, стены которых окрашены в синие,
красные, желтые и зеленые цвета. Дополнением к этому служат пучки колонны,
пилястры, обрамленные окна. Характерной чертой архитектурных произведений
является то, что группы зданий или корпусов зачастую формируют замкнутый
архитектурный ансамбль, раскрывающийся лишь при проникновении внутрь его. В
дворцовых и церковных помещениях наряду с лепным живописным убранством
стен и потолков выполнялись многоцветные узорчатые полы из разных пород
дерева. Плафонная живопись создает иллюзию бесконечности поднимающегося
вверх зала, что подчеркивается парящими в небе фигурами разной
соразмерности, четко отделяющими и разную отдаленность их от зрителя. Стены
парадных помещений обрамлялись сложными профилированными позолоченными
тягами. Интересны приемы планировки залов. Во дворцах они
-10-
расположены по принципу, согласно которому двери проходных залов на общей
оси, причем их ширина иллюзорно увеличивается.
Императорские и усадебные дворцы создавались в единстве с садами и
парками, которым присуще регулярная планировочная система с прямолинейными
аллеями, подстриженной древесной растительностью и орнаментными цветниками.
В данном разделе особо следует отметить о творениях обер архитектора
Растрелли Франческо Бартоломео (1700-1771 гг.), творчество которого
достигло апогея в 1740-1750 гг. К основным произведениям относятся:
ансамбль Смольного монастыря в Петербурге; дворцы в Курляндии (Латвия), в
Рундаве и Митаве (Елгава); дворцы елизаветинских вельмож М.И.Воронцова и
С.Г.Строганова в Петербурге; императорские дворцы – Зимний в столице,
Большой (Екатерининский) в Царском Селе (Пушкине), Большой дворец в
Петергофе, Адреевская церковь и Мариинский дворец в Киеве. Все они
характеризуют стиль барокко середине XVIII века в России. Одновременно с
Ф.Б.Растрелли работал архитектор Чевакинский С.И. (1713-1770 гг.). Наиболее
замечательным творением Чевакинского С.И. сохранившимся до наших дней, было
проектирование и постройка громадного двухэтажного Никольского военно-
морского собора (1753-1762 гг.) в Петербурге. Учеником Чевакинского являлся
будущий архитектор В.И.Баженов.
Крупнейшим представителем Московского барокко середины XVIII века был
архитектор Ухтомский Д.В. (1719-1774 гг.). Его творчество развертывалось
под влиянием художественных воззрений и произведений Ф.Б.Растрелли, в
частности в Москве и Подмосковье: дворцов в кремле, Аннегофе и Перове. До
наших дней дошло лишь одно произведение Ухтомского – пятиярусная колокольня
в Троицко-Сергиевской лавре в Загорске.
III.) Предпосылки появления и развития классицизма.
В 1760-х годах в России произошла смена архитектурно-художественного
стиля. Декоративное барокко, достигшее своего апогея в творчестве
величайшего представителя этого направления – зодчего Ф.Б.Растрелли,
уступило место классицизму, быстро утвердившемуся в Петербурге и Москве, а
затем распространившемуся по всей стране. Классицизм (от лат.- образцовый)
– художественный стиль, развивающийся путем творческого заимствования форм,
композиций и образцов искусства античного мира и эпохи итальянского
возрождения.
Для архитектуры классицизма характерны геометрически правильные планы,
логичность и уравновешенность симметричных композиций, строгая гармония
пропорций и широкое использование ордерной тектонической системы.
Декоративный стиль барокко перестал соответствовать экономическим
возможностям круга заказчиков, все расширяющегося засчет мелкопоместных
дворян и купечества. Перестал он отвечать также изменившимся эстетическим
воззрениям.
Развитие архитектуры обусловлено экономическими и социальными
факторами. Экономика страны привела к образованию обширного внутреннего
рынка и активизации внешней торговли, что способствовало продуктивности
помещичьих хозяйств, ремесленного и промышленного производства. В
результате чего возникла необходимость возведения казенных и
-11-
частновладельческих сооружений, зачастую государственного значения. К ним
относились торговые постройки: гостиные дворы, рынки, ярмарочные комплексы,
контрактовые дома, лавки, разнообразные складские сооружения. А также
уникальные здания общественного характера – биржи и банки.
В городах стали строить много казенных административных зданий:
губернаторские дома, больницы, тюремные замки, казармы для военных
гарнизонов. Интенсивно развивались культура и просвещение, что вызвало
необходимость в строительстве многих зданий, учебных заведений, различных
академий, институтов – пансионатов для дворянских и мещанских детей,
театров и библиотек. Быстро росли города, прежде всего засчет жилой
застройки усадебного типа. В условиях огромного строительства,
разворачивавшегося в городах и помещичьих усадьбах, возросших строительных
нужд, архитектурные приемы и многодельные формы барокко, изысканно-сложные
и пышные, оказались неприемлемыми, так как декоративность этого стиля
требовала значительных материальных затрат и большого количества
квалифицированных мастеров различных специальностей. Исходя из сказанного,
возникла настоятельная необходимость в пересмотре основ зодчества. Таким
образом, глубокие внутригосударственные предпосылки материального и
идеологического характера обусловили кризис стиля барокко, его отмирание и
привели в России к поискам экономической и реалистичной архитектуре.
Поэтому именно классическая архитектура античности, целесообразная, простая
и ясная и вместе с тем выразительная, послужила эталоном красоты, стала
своего рода идеалом, основой формирующегося в России классицизма.
IV.) Архитектура раннего классицизма (1760-1780 гг.).
Для руководства повсеместной градостроительной деятельностью в декабре
1762 года было учреждена комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и
Москвы. Созданная для регулирования застройки обеих столиц, вскоре стала
руководить всем градостроительством в стане. Комиссия функционировала до
1796 года. За этот период ею последовательно руководили видные архитекторы:
А.В.Квасов (1763-1772 гг.); И.Е. Старов (1772-1774 гг.); И.Лем (1775-1796
гг.). Помимо урегулирования планировки Петербурга и Москвы комиссия за 34
года создала генеральные планы 24 городов (Архангельска, Астрахани, Твери,
Нижнего Новгорода, Казани,Новгорода, Ярославля, Костромы, Томска, Пскова,
Воронежа, Витебска и других). Главными градоформирующими факторами
считались водные и сухопутные магистрали, сложившиеся аминистративные и
торговые площади, четкие границы городов. Упорядочение городской планировки
на основе геометрически правильной прямоугольной системы. Застройка улиц и
площадей городов регламентировалась по высоте. Главные улицы и площади
должны были застраиваться образцовыми домами, поставленные вплотную друг к
другу. Это способствовало единству организации улиц. Архитектурный облик
домов определялся несколькими утвержденными образцовыми проектами фасадов.
Они отличались простотой архитектурных решений, их плоскости оживляли лишь
фигурные повторяющиеся обрамления оконных проемов.
В городах России жилая застройка имела обычно один-два этажа, лишь в
Петербурге этажность поднималась до трех-четырех. В данный период
-12-
А.В.Квасовым разработан проект благоустройства набережной реки Фонтанки.
Образование сквозных проездных набережных и предмостных площадей,
превратили Фонтанку в важную дугообразующую магистраль. Для Москвы в 1775
оду был составлен новый генеральный план, сохранявший радиально-кольцевую
структуру и наметивший систему площадей полукольцом охвативших Кремль и
Китай-город. Для рассмотрения и утверждения проектов частновладельческой
застройки в 1775-1778 гг. функционировал специальный Каменный приказ. В
1760 годах в русской архитектуре все заметней стали проявляться черты
классицизма. Самым ранним проявлением классицизма был проект
“Увеселительного дома” в Ораниенбауме (ныне не существует). Составленный
архитектором А.Ф.Кокориным и так называемый Ботный дом А.Ф.Виста (1761-1762
гг.) в Петропавловской крепости.
В этот период в России работали известные архитекторы: Ю.М,Фельтен и
К.М.Бланк, итальянец А.Ринальди, Француз Т.Б. Валлен-Деламонт. Рассматривая
данный период в хронологической последовательности возведения строений
следует отметить, что классические формы и ясные композиционные приемы все
больше вытесняли чрезмерную декоративность. Здесь необходимо рассмотреть
основные творения зодчих, сохранившиеся до наших дней. Антонио Ринальди
(1710-1794 гг.) – Китайский дворец (1762-1768 гг.) в Ораниенбауме. Интерьер
дворца свидетельствует о высоком художественном мастерстве зодчего.
Прихотливые очертания дворца гармонировали с окружающей парковой
композицией, с искусственным водоемом и красиво оформленной
растительностью. Среда парадных помещений одноэтажного дворца особенно
выделяются величавой красотой – Большой зал, Овальный зал, зал Муз.
Китайский кабинет с элементами убранства, Стеклярусный кабинет. Павильон
Катальной горки (1762-1774 гг.) хорошо сохранившийся трехэтажный павильон с
колоннадами обходных галерей на втором и третьем этаже. Павильон в
Ломоносове единственное сохранившееся напоминание о народных развлечениях.
Мраморный дворец (1768-1785 гг.) относится к уникальным явлениям Петербурга
и России, благодаря многоцветной облицовке фасадов. Трехэтажное здание
расположено на участке между Невой и Марсовом полем и имеет П-образную
композицию с крыльями, образующими довольно глубокий парадный двор. Дворец
в Гатчине (1766-1781 гг.) составляет трехэтажный с проходной галерей, внизу
основной корпус дополненный пятигранными шести ярусными видовыми башнями и
дугообразные двухэтажные крылья, охватывающие парадный двор. После передачи
дворца царевичу Павлу (1783 г.) был перестроен внутри и дополнен замкнутыми
каре по концам первоначальной композиции В.Ф.Бренна.
Страницы: 1, 2, 3, 4