Рефераты. Русская архитектура XVIII века

многие безвестные крепостные архитекторы, живописцы, лепщики, резчики и

прочие мастера прикладного искусства.

В середине XVIII века стиль барокко в России имел ярко выраженные

самобытные особенности благодаря преемственности декоративных

композиционных приемов русского зодчества начала XVIII века. Нельзя не

подчеркнуть специфическую национальную особенность архитектуры барокко в

середине XVIII века – полихромия фасадов, стены которых окрашены в синие,

красные, желтые и зеленые цвета. Дополнением к этому служат пучки колонны,

пилястры, обрамленные окна. Характерной чертой архитектурных произведений

является то, что группы зданий или корпусов зачастую формируют замкнутый

архитектурный ансамбль, раскрывающийся лишь при проникновении внутрь его. В

дворцовых и церковных помещениях наряду с лепным живописным убранством

стен и потолков выполнялись многоцветные узорчатые полы из разных пород

дерева. Плафонная живопись создает иллюзию бесконечности поднимающегося

вверх зала, что подчеркивается парящими в небе фигурами разной

соразмерности, четко отделяющими и разную отдаленность их от зрителя. Стены

парадных помещений обрамлялись сложными профилированными позолоченными

тягами. Интересны приемы планировки залов. Во дворцах они

-10-

расположены по принципу, согласно которому двери проходных залов на общей

оси, причем их ширина иллюзорно увеличивается.

Императорские и усадебные дворцы создавались в единстве с садами и

парками, которым присуще регулярная планировочная система с прямолинейными

аллеями, подстриженной древесной растительностью и орнаментными цветниками.

В данном разделе особо следует отметить о творениях обер архитектора

Растрелли Франческо Бартоломео (1700-1771 гг.), творчество которого

достигло апогея в 1740-1750 гг. К основным произведениям относятся:

ансамбль Смольного монастыря в Петербурге; дворцы в Курляндии (Латвия), в

Рундаве и Митаве (Елгава); дворцы елизаветинских вельмож М.И.Воронцова и

С.Г.Строганова в Петербурге; императорские дворцы – Зимний в столице,

Большой (Екатерининский) в Царском Селе (Пушкине), Большой дворец в

Петергофе, Адреевская церковь и Мариинский дворец в Киеве. Все они

характеризуют стиль барокко середине XVIII века в России. Одновременно с

Ф.Б.Растрелли работал архитектор Чевакинский С.И. (1713-1770 гг.). Наиболее

замечательным творением Чевакинского С.И. сохранившимся до наших дней, было

проектирование и постройка громадного двухэтажного Никольского военно-

морского собора (1753-1762 гг.) в Петербурге. Учеником Чевакинского являлся

будущий архитектор В.И.Баженов.

Крупнейшим представителем Московского барокко середины XVIII века был

архитектор Ухтомский Д.В. (1719-1774 гг.). Его творчество развертывалось

под влиянием художественных воззрений и произведений Ф.Б.Растрелли, в

частности в Москве и Подмосковье: дворцов в кремле, Аннегофе и Перове. До

наших дней дошло лишь одно произведение Ухтомского – пятиярусная колокольня

в Троицко-Сергиевской лавре в Загорске.

III.) Предпосылки появления и развития классицизма.

В 1760-х годах в России произошла смена архитектурно-художественного

стиля. Декоративное барокко, достигшее своего апогея в творчестве

величайшего представителя этого направления – зодчего Ф.Б.Растрелли,

уступило место классицизму, быстро утвердившемуся в Петербурге и Москве, а

затем распространившемуся по всей стране. Классицизм (от лат.- образцовый)

– художественный стиль, развивающийся путем творческого заимствования форм,

композиций и образцов искусства античного мира и эпохи итальянского

возрождения.

Для архитектуры классицизма характерны геометрически правильные планы,

логичность и уравновешенность симметричных композиций, строгая гармония

пропорций и широкое использование ордерной тектонической системы.

Декоративный стиль барокко перестал соответствовать экономическим

возможностям круга заказчиков, все расширяющегося засчет мелкопоместных

дворян и купечества. Перестал он отвечать также изменившимся эстетическим

воззрениям.

Развитие архитектуры обусловлено экономическими и социальными

факторами. Экономика страны привела к образованию обширного внутреннего

рынка и активизации внешней торговли, что способствовало продуктивности

помещичьих хозяйств, ремесленного и промышленного производства. В

результате чего возникла необходимость возведения казенных и

-11-

частновладельческих сооружений, зачастую государственного значения. К ним

относились торговые постройки: гостиные дворы, рынки, ярмарочные комплексы,

контрактовые дома, лавки, разнообразные складские сооружения. А также

уникальные здания общественного характера – биржи и банки.

В городах стали строить много казенных административных зданий:

губернаторские дома, больницы, тюремные замки, казармы для военных

гарнизонов. Интенсивно развивались культура и просвещение, что вызвало

необходимость в строительстве многих зданий, учебных заведений, различных

академий, институтов – пансионатов для дворянских и мещанских детей,

театров и библиотек. Быстро росли города, прежде всего засчет жилой

застройки усадебного типа. В условиях огромного строительства,

разворачивавшегося в городах и помещичьих усадьбах, возросших строительных

нужд, архитектурные приемы и многодельные формы барокко, изысканно-сложные

и пышные, оказались неприемлемыми, так как декоративность этого стиля

требовала значительных материальных затрат и большого количества

квалифицированных мастеров различных специальностей. Исходя из сказанного,

возникла настоятельная необходимость в пересмотре основ зодчества. Таким

образом, глубокие внутригосударственные предпосылки материального и

идеологического характера обусловили кризис стиля барокко, его отмирание и

привели в России к поискам экономической и реалистичной архитектуре.

Поэтому именно классическая архитектура античности, целесообразная, простая

и ясная и вместе с тем выразительная, послужила эталоном красоты, стала

своего рода идеалом, основой формирующегося в России классицизма.

IV.) Архитектура раннего классицизма (1760-1780 гг.).

Для руководства повсеместной градостроительной деятельностью в декабре

1762 года было учреждена комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и

Москвы. Созданная для регулирования застройки обеих столиц, вскоре стала

руководить всем градостроительством в стане. Комиссия функционировала до

1796 года. За этот период ею последовательно руководили видные архитекторы:

А.В.Квасов (1763-1772 гг.); И.Е. Старов (1772-1774 гг.); И.Лем (1775-1796

гг.). Помимо урегулирования планировки Петербурга и Москвы комиссия за 34

года создала генеральные планы 24 городов (Архангельска, Астрахани, Твери,

Нижнего Новгорода, Казани,Новгорода, Ярославля, Костромы, Томска, Пскова,

Воронежа, Витебска и других). Главными градоформирующими факторами

считались водные и сухопутные магистрали, сложившиеся аминистративные и

торговые площади, четкие границы городов. Упорядочение городской планировки

на основе геометрически правильной прямоугольной системы. Застройка улиц и

площадей городов регламентировалась по высоте. Главные улицы и площади

должны были застраиваться образцовыми домами, поставленные вплотную друг к

другу. Это способствовало единству организации улиц. Архитектурный облик

домов определялся несколькими утвержденными образцовыми проектами фасадов.

Они отличались простотой архитектурных решений, их плоскости оживляли лишь

фигурные повторяющиеся обрамления оконных проемов.

В городах России жилая застройка имела обычно один-два этажа, лишь в

Петербурге этажность поднималась до трех-четырех. В данный период

-12-

А.В.Квасовым разработан проект благоустройства набережной реки Фонтанки.

Образование сквозных проездных набережных и предмостных площадей,

превратили Фонтанку в важную дугообразующую магистраль. Для Москвы в 1775

оду был составлен новый генеральный план, сохранявший радиально-кольцевую

структуру и наметивший систему площадей полукольцом охвативших Кремль и

Китай-город. Для рассмотрения и утверждения проектов частновладельческой

застройки в 1775-1778 гг. функционировал специальный Каменный приказ. В

1760 годах в русской архитектуре все заметней стали проявляться черты

классицизма. Самым ранним проявлением классицизма был проект

“Увеселительного дома” в Ораниенбауме (ныне не существует). Составленный

архитектором А.Ф.Кокориным и так называемый Ботный дом А.Ф.Виста (1761-1762

гг.) в Петропавловской крепости.

В этот период в России работали известные архитекторы: Ю.М,Фельтен и

К.М.Бланк, итальянец А.Ринальди, Француз Т.Б. Валлен-Деламонт. Рассматривая

данный период в хронологической последовательности возведения строений

следует отметить, что классические формы и ясные композиционные приемы все

больше вытесняли чрезмерную декоративность. Здесь необходимо рассмотреть

основные творения зодчих, сохранившиеся до наших дней. Антонио Ринальди

(1710-1794 гг.) – Китайский дворец (1762-1768 гг.) в Ораниенбауме. Интерьер

дворца свидетельствует о высоком художественном мастерстве зодчего.

Прихотливые очертания дворца гармонировали с окружающей парковой

композицией, с искусственным водоемом и красиво оформленной

растительностью. Среда парадных помещений одноэтажного дворца особенно

выделяются величавой красотой – Большой зал, Овальный зал, зал Муз.

Китайский кабинет с элементами убранства, Стеклярусный кабинет. Павильон

Катальной горки (1762-1774 гг.) хорошо сохранившийся трехэтажный павильон с

колоннадами обходных галерей на втором и третьем этаже. Павильон в

Ломоносове единственное сохранившееся напоминание о народных развлечениях.

Мраморный дворец (1768-1785 гг.) относится к уникальным явлениям Петербурга

и России, благодаря многоцветной облицовке фасадов. Трехэтажное здание

расположено на участке между Невой и Марсовом полем и имеет П-образную

композицию с крыльями, образующими довольно глубокий парадный двор. Дворец

в Гатчине (1766-1781 гг.) составляет трехэтажный с проходной галерей, внизу

основной корпус дополненный пятигранными шести ярусными видовыми башнями и

дугообразные двухэтажные крылья, охватывающие парадный двор. После передачи

дворца царевичу Павлу (1783 г.) был перестроен внутри и дополнен замкнутыми

каре по концам первоначальной композиции В.Ф.Бренна.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.