строительную площадку, требованиям рабочих чертежей, технических условий и
стандартов.
Операционный контроль должен осуществляться после завершения
производственных операций или строительных процессов и обеспечивать
своевременное выявление дефектов и причин их возникновения, а также
своевременное принятие мер по их устранению и предупреждению.
При операционным контроле должен проверяться:
. соблюдение заданной в проектах производства работ технологии
выполнения строительных процессов;
. соответствие выполняемых работ рабочим чертежам, строительным нормам
и правилам производства работ и стандартам.
Операционный контроль должен выполняться производителями работ и
мастерами, а самоконтроль ( исполнителями работ. К операционному контролю
надлежит также привлекать строительные лаборатории и геодезические службы.
Основными рабочими документами при операционном контроле качества должны
служить схемы операционного контроля, разрабатываемые в составе проектов
производства работ.
Схема операционного контроля должна содержать:
. эскизы конструкций с указанием допускаемых отклонений в размерах и
требуемой точности измерений, а также сведения по требуемым
характеристикам качества материалов;
. перечень операций или процессов, качество выполнения которых должен
проверять производитель работ (мастер);
. перечень операций или процессов, контролируемых с участием
строительной лаборатории и геодезической службы;
. перечень скрытых работ, подлежащих освидетельствованную с
составление акта.
Приемочный контроль должен производиться для проверки и оценки
качества законченных строительством предприятий, зданий и сооружений или их
частей, а также скрытых работ и отдельных ответственных конструкций.
Все скрытые работы подлежат приемке с составлением актов из
освидетельствованная. Акт освидетельствования скрытых работ должен
составляться на завершенный процесс, выполненный самостоятельным
подразделением исполнителей. Составление актов освидетельствования скрытых
работ в случаях, когда последующие работы должны начинаться после
длительного перерыва, следует осуществлять непосредственно перед
производством последующих работ.
Отдельные ответственные конструкции по мере их готовности подлежат
приемки в процессе строительства с составлением акта промежуточной приемки
этих конструкций.
Перечень ответственных конструкций, подлежащих промежуточной приемке,
устанавливается проектом.
Кроме производственного контроля в строительно-монтажных организациях
(входного, операционного, приемочного) за качеством строительства
осуществляется контроль со стороны государственных и ведомственных органов
контроля и надзора, действующих на основании специальных положений о них
(пожарный, санитарно-технический, горно-технический и др.).
В строительных организациях должны разрабатываться организационные,
технические и экономические мероприятия, направленные на обеспечение
контроля качества строительства. В этих мероприятиях должны быть, в
четности, предусмотрены вопросы создания строительных лабораторий,
геодезических служб, повышения квалификации и мастерства исполнителей.
На всех стадиях строительства с целью проверки эффективности ранее
выполненного производственного контроля выборочно осуществляться
инспекционный контроль. Он осуществляется специальными службами, если они
имеются в составе строительной организации, либо специально создаваемыми
для этой цели комиссиями. По результатам производственного и инспекционного
контроля качества СМР разрабатываются мероприятия по устранению выявленных
дефектов, при этом учитываются требования авторского надзора проектных
организаций и органов государственного надзора.
1.6 Оценка качества строительной продукции.
Современный период характеризуется значительным количеством
предложений по оценке уровня качества продукции. Заслуживают внимания
предложения о внедрении альтернативной оценки (“годен-негоден”). По
существу постановки вопроса эта идея реализуется при внедрении Саратовской
системы управления качеством, ориентирующей на сдачу продукции с первого
предъявления ( “ноль-дефектов”. Принципы оценки Саратовской системы
получили широкое распространение не только в промышленности, но и в
строительстве, особенно при производстве материалов и конструкций,
выполнении строительно-монтажных работ.
Однако нельзя сказать, что применение системы оценки качества по
альтернативному признаку обусловливает “ноль-дефектов”, поскольку
бездефектное изготовление продукции можно представить лишь теоретически. Не
случайным является тот факт, что основная идея Саратовской системы с самого
начала не была реализована полностью, наблюдались возвраты продукции.
Таким образом, внедрять альтернативную систему оценки можно лишь в том
случае, когда достигнут высокий уровень качества продукции, а для этого
должны быть созданы необходимые и достаточные предпосылки: высокий
технический уровень производства, сложенная работа всех участников
строительного процесса, четкая инженерная производственно-технологическая
комплектация, высокая квалификация работников и совершенный хозяйственный
механизм управления.
Экономические интересы строителей и государства требуют учета не
только высокого качества строительной продукции, но и дополнительных затрат
при достижении этого же уровня качества. Такой подход к оценке уровня
качества строительной продукции особенно актуален в условиях рыночных
отношений.
Основной недостаток методов оценки уровня качества, применяемых в
настоящее время в строительстве, состоит в том, что все они базируются на
чисто инженерном подходе и понятию качества продукции как совокупности
свойств, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные
потребности в соответствии с ее назначением. Все это создает трудности при
подсчете экономического эффекта от внедрения мероприятий, направленных на
повышение качества продукции. Не создается и реальная база для
экономического стимулирования труда работников.
Проведенные исследования позволяют сделать вывод о том, что
объективность оценки качества продукции повышается, если в ней сочетаются
одновременно инженерный и экономический подходы.
Введенная после отмены балльной альтернативная система оценки не
способствовала повышению качествах сдаваемых в эксплуатацию объектов.
Анализ показывает, что в эксплуатацию сдаются объекты различного качества.
При этом подрядные организации, сдающие объекты с уровнем качества,
превышающим соответствующий и даже ниже нормативного, стимулируются
одинаково. В соответствии с условиями альтернативной оценки приемка
объектов не должна производиться, если уровень качества строительной
продукции не соответствует требованиям норм. Однако в силу ряда объективных
и субъективных причин, это требование не выполняется.
Оценка должна быть объективной и получена расчетным путем на основе
информации, поступающей от независимой контролирующей службы. Критерием
оценки должна быть степень соответствия показателей качества выполненных
работ и продукции требованиям норм. Любые отклонения от требований норм
приводят к дополнительным затратам, перерасходу материально-технических
ресурсов. Поэтому оценка качества должна иметь экономическое содержание и
отражать потери из-за недополнительного качества. Эта важнейшая
характеристика оценки должна быть учтена при определении значимости
показателей качества. Критерием значимости показателей качества являются
трудозатраты на устранение дефектов в процессе производства работ, а также
размер возможного ущерба на стадии эксплуатации строительной продукции.
Для объективной оценки качества строительной продукции необходимо
создавать службу контроля качества, к функциям которой относятся
осуществление всех видов контроля и сбор информации для оценки качества,
поступающей в процессе операционного контроля. В результате можно управлять
процессом формирования показателей качества, то есть определять причину
возникновения отклонений от технологических режимов, место и время их
возникновения и выявлять конкретных виновников появления дефектов.
Глава 2 Анализ современного состояния управления
качеством строительства.
2.1 Функции комплексной системы управления качеством
строительной продукции (КСУКСП).
Содержание управления качеством конечной продукции строительства
раскрывается через его функции. В функциональном аспекте систему управления
качеством можно представить как совокупность функций управления качеством,
выполняемых в проектных, строительных, эксплуатирующих организациях, а
также на предприятиях стройиндустрии на разных организационных уровнях с
целью установления, обеспечения и поддержания уровня качества строительной
продукции.
КСУКСП предусматривает выполнение на разных этапах цикла качества
следующих основных функций: планирования, организации, координации,
контроля, стимулирования, учета, анализа, оценки и аттестации. Каждую из
перечисленных функций управления следует рассматривать как процесс и как
результат.
Как процесс каждая функция комплексной системы управления качеством
строительной продукции есть определенный специализированный вид
управленческой деятельности, с помощью которого осуществляется
целенаправленное воздействие на условия и факторы, влияющие на качества
продукции. В этом смысле каждая функция системы управления качеством должна
выполняться по технологии, которая сводится к определению комплекса
составляющих ее операций, соблюдению строгой последовательности методов и
приемов их выполнения и требований к обработке информации как к
специфическому предмету управленческого труда. Каждая из функций системы
управления качеством должна соответствовать объекту, от которого исходит
задача, подлежащая решению.
Основой для выявления функций, связанных с управлением качеством, их
группировки по определенным признакам, а также принятия правильных решений
служит обоснованная формулировка задач управления качеством. Это связано с
наличием причинно-следственных связей между задачами управления ( функциями
управления ( решениями. Естественно, выполнению каждой функции должен
соответствовать свой результат.
Функция планирования охватывает широкий круг вопросов, и, в частности,
планирование научно-исследовательских и экспериментальных работ, повышение
уровня качества проектных решений, строительно-монтажных работ, материалом,
изделий и конструкций, технологических процессов, труда исполнителей,
организационно-технических мероприятий, конечной строительной продукции и
работ, связанных с поддержанием уровня ее качества на стадии эксплуатации.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7