Рефераты. Исследование движения центра масс межпланетных космических аппаратов

абсолютной системы координат:

xл = rл(cos(лcos(л - cos(лsin(лsin(л)

yл = rл(cos(лsin(л + cos(лsin(лcos(л)

zл = rлsin(лsin(л

rл = 3,844(108 м - среднее расстояние от Земли до Луны

Таким образом, проекции возмущающего ускорения на оси абсолютной системы

координат:

axл = - (лx/((((xл!-x)2+(yл-y)2+(zл-z)2))3

ayл = - (лy/((((xл!-x)2+(yл-y)2+(zл-z)2))3

azл = - (лz/((((xл!-x)2+(yл-y)2+(zл-z)2))3

Уравнения возмущенного движения при действии корректирующего ускорения

имеют вид:

[pic]

или

d2x/dt2 = - ((z/r2)x + axu + axa + axc + axл + axк

d2y/dt2 = - ((z/r2)y + ayu + aya + ayc + ayл + ayк

d2z/dt2 = - ((z/r2)z + azu + aza + azc + azл + azк

2.4.3. РАСЧЕТ ПАРАМЕТРОВ ТЕКУЩЕЙ ОРБИТЫ КА

Полученная система уравнений движения ЦМ КА интегрируется методом Рунге-

Кутта 5-го порядка с переменным шагом. Начальные условия x0, y0, z0, Vx0,

Vy0, Vz0 - в абсолютной системе координат, соответствуют начальной точке

вывода при учете ошибок выведения. После интегрирования мы получаем вектор

состояния КА (x, y, z, Vx, Vy, Vz) в любой момент времени.

По вектору состояния можно рассчитать параметры орбиты. соответствующие

этому вектору состояния.

а) Фокальный параметр - р.

р = C2/(z, где С - интеграл площадей.

C = r ( V, |C| = C = ((Cx2+Cy2+Cz2)

Cx = yVz - zVy

Cy = zVx - xVz - проекции на оси абсолютной СК

Cz = xVy - yVx

б) Эксцентриситет - е.

e = f/(z, где f - вектор Лапласа

f = V ( C - (zr/r, |f| = f = ((fx2+fy2+fz2)

fx = VyCz - VzCy - (zx/r

fy = VzCx - VxCz - (zy/r - проекции на оси абсолютной СК

fz = VxCy - VyCx - (zz/r

в) Большая полуось орбиты.

a = p/(1 - e2)

г) Наклонение орбиты - i.

Cx = Csin(i)sin(

Cy = - Csin(i)cos(

Cz = Ccos(i)

можно найти наклонение i = arccos(Cz/C)

д) Долгота восходящего узла - (.

Из предыдущей системы можно найти

sin( = Cx/Csin(i)

cos( = - Cy/Csin(i)

Так как наклонение орбиты изменяется несильно в районе i = 97,6(, мы

имеем право делить на sin(i).

Если sin( => 0, ( = arccos (-Cy/Csin(i))

Если sin( < 0, ( = 360 - arccos (-Cy/Csin(i))

е) Аргумент перицентра - (.

fx = f(cos(cos( - sin(sin(cos(i))

fy = f(cos(sin( + sin(cos(cos(i))

fz = fsin(sin(i)

Отсюда найдем

cos( = fxcos(/f + fysin(/f

sin( = fz/fsin(i)

Если sin( > 0, ( = arccos (fxcos(/f + fysin(/f)

Если sin( < 0, ( = 360 - arccos (fxcos(/f + fysin(/f)

ж) Период обращения - Т.

T = 2(((a3/(z)

Графики изменения элементов орбиты при действии всех, рассмотренных выше,

возмущающих ускорений в течение 2-х периодов (Т = 5765 с) приведены на рис.

1-12.

Графики изменения во времени возмущающих ускорений приведены на рис. 13-

18.

2.5. ПРОВЕДЕНИЕ КОРРЕКЦИИ ТРАЕКТОРИИ МКА

Существующие ограничения на точки старта РН и зоны падения отработавших

ступеней РН, а также ошибки выведения не позволяют сразу же после пуска

реализовать рабочую орбиту. Кроме того, эволюция параметров орбит под

действием возмущающих ускорений в процессе полета МКА приводит к отклонению

параметров орбиты КА от требуемых значений. Для компенсации воздействия

указанных факторов осуществляется коррекция орбиты с помощью корректирующей

двигательной установки (КДУ), которая располагается на борту МКА.

В данной работе проведена разработка алгоритма коррекции, моделирование

процесса коррекции и расчет топлива, необходимого для проведения коррекции.

Из-за различных причин возникновения отклонений элементов орбиты

проводится:

- коррекция приведения - ликвидация ошибок выведения и приведение

фактической орбиты к номинальной с заданной точностью.

- коррекция поддержания - ликвидация отклонений параметров орбиты от

номинальных, возникающих из-за действия возмущающих ускорений в процессе

полета.

Для того, чтобы орбита отвечала заданным требованиям, отклонения

параметров задаются следующим образом:

- максимальное отклонение наклонения орбиты (i = 0,1(

- предельное суточное смещение КА по долготе (( = 0,1(

Следовательно, максимальное отклонение периода орбиты (T = 1,6 сек.

Алгоритм коррекции следующий:

1) Коррекция приведения.

2) Коррекция поддержания.

2.5.1. КОРРЕКЦИЯ ПРИВЕДЕНИЯ

После окончания процесса выведения МКА, проводятся внешне-траекторные

измерения (ВТИ). Эти измерения обеспечивают, по баллистическим расчетам,

знание вектора состояния с требуемой точностью через 2 суток. После этого

начинается коррекция приведения.

Предложена следующая схема проведения коррекции:

а) Коррекция периода.

б) Коррекция наклонения.

Корректирующий импульс прикладывается в апсидальных точках, либо на линии

узлов в течение 20 сек и происходит исправление одного параметра орбиты.

Таким образом используется однопараметрическая, непрерывная коррекция.

а) Коррекция периода.

Осуществляется в два этапа:

- коррекция перицентра

- коррекция апоцентра

Сначала осуществляется коррекция перицентра - приведение текущего

расстояния до перицентра r( к номинальному радиусу rн = 6952137 м. После

измерения вектора состояния рассчитываются параметры орбиты. Далее

определяется нужный корректирующий импульс (Vк. Направление импульса

(тормозящий или разгоняющий) зависит от взаимного расположения перицентра

орбиты и радиуса номинальной орбиты. Для этого вычисляется (r( = r( - rн.

Возможны ситуации:

1) (r( < 0 - прикладывается разгоняющий импульс

2) (r( > 0 - прикладывается тормозящий импульс

КА долетает до апоцентра и в апоцентре прикладывается корректирующий

импульс. Время работы КДУ - 20 сек.

Так как время работы КДУ ограничено, а (Vк может быть большим,

следовательно, далее рассчитывается максимальный импульс скорости (Vmax за

20 сек работы двигателя:

(Vmax = Pt/m = 25(20/597 = 0,8375 м/с

Если (Vк > (Vmax в апоцентре прикладывается импульс (Vк = (Vmax. В

результате этого r( немного корректируется. На следующем витке опять

рассчитывается (Vк, и если на этот раз (Vк < (Vmax, в апоцентре

прикладывается импульс (Vк. КДУ включается не на полную мощность P =

((Vк/(Vmax)Pmax.

Время включения = 20 сек.

Это происходит до тех пор, пока не приблизится к r( с заданной

точностью.

После того, как скорректирован перицентр, начинается коррекция апоцентра.

Рассчитываются параметры орбиты и нужный корректирующий импульс, такой,

чтобы r( = rн = 6952137 м. Направление корректирующего импульса также

зависит от величин r( и rн.

Вычисляется (r( = r( - rн.

Возможна ситуация:

(r( > 0 - в перицентре прикладывается тормозящий импульс.

КА долетает до перицентра и в перицентре прикладывается корректирующий

импульс. Время работы КДУ - 20 сек.

Так как время работы КДУ ограничено, а (Vк может быть большим,

следовательно, далее рассчитывается максимальный импульс скорости (Vmax за

20 сек работы двигателя:

(Vmax = Pt/m = 25(20/597 = 0,8375 м/с

Если (Vк > (Vmax, в перицентре прикладывается импульс (Vк = (Vmax. В

результате этого немного корректируется r(. На следующем витке опять

рассчитывается (Vк, и если на этот раз (Vк < (Vmax, в перицентре

прикладывается импульс (Vк. КДУ включается не на полную мощность P =

((Vк/(Vmax)Pmax.

Время включения = 20 сек.

Это происходит до тех пор, пока r( не приблизится к rн с заданной

точностью.

Таким образом осуществляется коррекция перехода.

б) Коррекция наклонения.

После коррекции периода проводятся внешне-траекторные измерения и

получают вектор состояния КА. Если снова необходима коррекция периода ее

проводят еще раз и снова измеряют вектор состояния КА.

Далее проводится коррекция наклонения по такой же схеме. Коррекция

производится в точке пересечения орбиты КА с линией узлов.

После того, как рассчитаны корректирующие импульсы скорости, по формулам

перехода проекции вектора на оси абсолютной системы координат. Далее

рассчитывается корректирующее ускорение и подставляется в уравнения

движения центра масс КА. После этого уравнения интегрируются методом Рунге-

Кутта 5-го порядка с переменным шагом.

Графики изменения элементов орбиты в процессе коррекции приведения

приведены на рис.19-30.

2.5.2. РАСЧЕТ ПОТРЕБНОГО ТОПЛИВА

Масса топлива, необходимого для проведения коррекции траектории

рассчитывается по формуле Циолковского:

m = m0(1 - e-(Vк/W)

m0 = 597 кг - начальная масса МКА (кг)

W = 2200 м/с - скорость истечения газов из сопла двигателя.

Результаты проведения коррекции приведения:

| |tн, с |tк, с |(t, |(Vк, |Имп. |m, кг|

| | | |с |м/c | | |

|Коррекция периода |176242 |262592 |300 |12,1 |15 |3,26 |

|Коррекция |273984 |432298 |580 |24,11|29 |6,48 |

|наклонения | | | | | | |

2.5.3.КОРРЕКЦИЯ ПОДДЕРЖАНИЯ

Основная задача МКА - проведение съемки определенных районов Земли по

крайней мере один раз в сутки, т.е. трасса КА должна проходить над заданным

районом каждые сутки.

Требования для проведения коррекции:

- предельное суточное смещение орбиты по долготе (i = 0,1(

- предельное отклонение наклонения (( = 0,1(.

В пересчете отклонения (( на отклонение по периоду получим:

(T = 1,597 сек. - максимальное отклонение по периоду.

При помощи программы моделирования было просчитано 3 месяца и получено,

что средний период изменился на 3,2 сек, а наклонение - на 0,001(.

Таким образом, коррекцию периода надо делать примерно 1 раз в 1,5 мес.

Нужный импульс скорости - 1 м/с за время активного существования - 5 лет

- коррекцию периода надо провести 40 раз, (V = 40 м/с, масса топлива = 10,8

кг.

За 5 лет (i = 0,02( - коррекцию наклонения проводить не надо.

Графики изменения элементов орбиты за 3 месяца приведены на рис.31-42.

2.6. ДВИЖЕНИЕ МКА ОТНОСИТЕЛЬНО ЦЕНТРА МАСС

2.6.1. УРАВНЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ ОТНОСИТЕЛЬНО ЦМ КА

При рассмотрении движения относительно ЦМ КА используют уравнения Эйлера:

Jx(x + (Jz-Jy)(y(z = Mxy + Mxв

Jy(y + (Jx-Jz)(x(z = Myy + Myв

Jz(z + (Jy-Jx)(y(x = Mzy + Mzв

где Jx, Jy, Jz - главные моменты инерции,

My - управляющий момент,

Mв - возмущающий момент.

Так как угловые скорости КА малы, следовательно, можно пренебречь

произведением угловых скоростей, значит, уравнения Эйлера имеют вид:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.