Долгосрочные финансовые вложения, основные средства и прочее имущество сосредоточены в пятом классе Плана счетов в соответствии с международным бухгалтерским принципом разграничения текущих и долгосрочных активов. В этом классе отражены активные группы счетов долевого участия банка и его инвестиции в других банках, небанковских финансовых организациях и прочих структурах; учитываются нематериальные активы, основные средства и товарно-материальные ценности; отражается имущество, переданное банку в погашение задолженности. Пассивные счета данного класса - резервы под обесценение долевых участий банка и вложений в дочерние юридические лица, износ активов, собственных и арендуемых основных средств, малоценных и быстроизнашивающихся предметов. Завершает пятый класс группа активно-пассивных счетов реализации (выбытия) имущества.
Наиболее сложная структура присуща шестому классу Плана счетов, так как в нем аккумулируются многообразные прочие операции банка. Так, в этом классе отражаются результаты всех межфилиальных отношений. Например, активные субкорреспондентские счета филиала в банке и пассивные субкорреспондентские счета филиалов, полученные и предоставленные им кредитные ресурсы, расчеты филиалов по операциям с иностранной валютой, чеками и т.п.
Шестой класс включает также клиринговые и промежуточные счета второго порядка. Как любое юридическое лицо коммерческий банк ведет учет прочих дебиторов и кредиторов, доходов и расходов будущих периодов.
Предпоследняя из рассматриваемых групп счетов второго порядка - группа "Предстоящие доходы и расходы". Она объединяет активные счета расходов к выплате и пассивные счета доходов к получению по межбанковским операциям, операциям с клиентами, по ценным бумагам банка с фиксированным доходом и прочим операциям. Предстоящие доходы это доходы, право на получение которых возникло в данном отчетном периоде, а реальное поступление данных средств будет в последующих отчетных периодах. Предстоящими расходами называются расходы, по которым в данном отчетном периоде возникли обязательства, включая обязательства, уплата по которым будет произведена в последующие отчетные периоды.
Завершающей группой счетов шестого класса являются активно-пассивные счета по валютной позиции банка. Эти технические счета используются для учета сумм приобретенной и проданной иностранной валюты как в иностранной валюте (счет валютной позиции), так и в рублевом эквиваленте ее себестоимости (счет рублевого эквивалента). При изменении Национальным банком Республики Беларусь курса рубля по отношению к иностранным валютам на счетах данной группы отражается переоценка валютных статей.
Название седьмого класса Плана счетов "Резервы на риски и платежи. Собственный капитал банка" свидетельствует о его структуре и содержании. Небольшая группа счетов резервов на риски и платежи включает резервы на социальные выплаты, ремонт основных средств, резервы по выданным гарантиям, поручительствам и др.
Размер собственного капитала банка растет по мере увеличения вложений и доходов, уменьшается в результате изъятий и издержек банковской деятельности.
Восьмой класс Плана счетов объединяет пассивные счета процентных, комиссионных и других видов банковских доходов, которые классифицируются по операциям в разрезе контрагентов банка. Следует помнить, что в процессе получения дохода банки несут определенные затраты, приводящие к изменению объемов и структуры активов и пассивов банка.
Многие расходы банка, отражаемые в девятом классе, по своему экономическому содержанию зеркально противоположны доходам. Например, доходы и расходы от продажи и покупки межбанковских кредитов. Соответственно в целях сопоставительного анализа (например, объемов процентных доходов и расходов) активные счета, на которых ведется учет издержек, сгруппированы так же, как и счета восьмого класса.
Отдельные банковские операции не признаются как активы или обязательства и находят свое отражение на внебалансовых статьях (десятый класс Плана счетов). Счета этого класса предназначены для учета выданных и полученных гарантий и обязательств по кредитным, валютным операциям, операциям с ценными бумагами и других, а также для учета опционных соглашений и прочим обязательствам по финансовым инструментам, которые не входят в балансовый отчет, и количественного учета ценностей и документов, находящихся в собственности банка или в его доверительном управлении. Определенная часть внебалансовых статей несет в себе значительную степень риска (например, хеджирование активов или обязательств в балансовом отчете).
Учет по внебалансовым счетам осуществляется в период между моментами заключения и совершения платежа по операциям с соблюдением принципа "день сделки".
3. Открытие и ведение в банке текущих, ссудных и других счетов клиентов
Операционный день банка состоит из времени по работе с клиентами и службами банка и времени на завершение обработки информации с формированием ежедневного баланса, который должен быть получен не позднее начала следующего операционного дня. Время начала и завершения операционного дня устанавливается на основании приказа (распоряжения) руководителя банка.
Продолжительность банковского дня устанавливается приказом (распоряжением) руководителя банка и представляет собой период времени, в течение которого осуществляется прием от клиентов и служб банка расчетно-кассовых документов.
В соответствии с п. 53 «Правил организации бухгалтерского учета и отчетности в банках РБ» от 31.10.2001. № 288 распоряжением Председателя Правления ЗАО «Минский Транзитный Банк» установлено:
операционный день с 8-30 до 17-30 часов, в последний день рабочей недели (накануне выходного) с 8-30 до 16-15 часов;
банковский день (период времени, в течение которого осуществляется прием от клиентов и служб банка расчетно-кассовых документов) для клиентов с 9-00 до 16-00, в соответствии с графиком обслуживания клиентов, для служб банка с 9-00 до 17-00, в соответствии с графиком документооборота.
В соответствии с п. 53 «Правил организации бухгалтерского учета и отчетности в банках РБ» от 31.10.2001. № 288 распоряжением Председателя Правления ЗАО «Минский Транзитный Банк» утвержден следующий график обслуживания клиентов (таблица 1).
Таблица 1. График обслуживания клиентов ЗАО «Минский Транзитный Банк»
Наименование операций
Сроки прохождения документов
1
2
1. Начало работы с клиентами
9-00
2. Прием, проверка расчетных документов клиентов и проведение расчетов текущей датой валютирования:
- в белорусских рублях
- в российских рублях
- в долларах США
- в евро
- по другим валютам следующей датой валютирования
9-00 15-30
до 14-30
до 16-00
до 12-00
3.Оформление и оплата ответственным исполнителем документов из картотек 99812, 99814
до 10-00
4. Прием от клиентов заявок на получение наличных денежных средств накануне дня выплаты
5. Прием и оплата денежных чеков в белорусских рублях и поручение на снятие наличной иностранной валюты согласно предварительным заявкам
Основные группы документов, порядок их проверки, подписания, формирования, хранения.
Все операции банка (расчетные, кассовые, кредитные и др.) совершаются на основании расчетно-кассовых документов. Расчетно-кассовые документы поступают в банк от клиентов, от других банков, а также составляются в банках и содержат необходимую информацию о характере операций, позволяющую проверить их законность и осуществлять банковский контроль.
Расчетно-кассовые документы по характеру отражаемых операций подразделяются на:
- кассовые;
- мемориальные;
- внебалансовые.
Кассовые документы используются при оформлении операций по ведению кассовых операций в банках Республики Беларусь. Мемориальными документами оформляются безналичные операции банка и его клиентов.
К мемориальным документам (бумажным или электронным) относятся расчетные документы, мемориальные ордера. С помощью мемориальных документов оформляются операции банка и клиентов по безналичному перечислению средств, а также внутрибанковские операции.
Внебалансовыми документами оформляются все операции по внебалансовым счетам. К внебалансовым документам относятся приходные и расходные внебалансовые ордера.
При оформлении расчетно-кассовых документов должны соблюдаться следующие требования:
- при составлении расчетно-кассовых документов используются формы документов, составленные с использованием технических средств;
- расчетные документы (бумажные или электронные) должны оформляться в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Национального банка по осуществлению безналичных расчетов;
- документы по кассовым операциям должны соответствовать требованиям нормативных правовых актов Национального банка по ведению кассовых операций в банках;
- для осуществления валютных операций представляются документы, предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами Национального банка;
- денежные чеки и первые экземпляры расчетных документов, представляемые в банк клиентами, должны иметь подписи уполномоченных лиц и оттиск его печати, соответствующие карточке с образцами подписей и оттиска печати;
- исправления в расчетно-кассовых документах не допускаются;
- расчетно-кассовые документы составляются в количестве экземпляров, достаточном для совершения бухгалтерских записей по всем затронутым данной операцией лицевым счетам.
Банк вправе отказать клиенту в приеме расчетно-кассовых документов, если данные документы оформлены с нарушением требований законодательства Республики Беларусь либо когда удостоверение прав распоряжения счетом вызывает у банка сомнение.
Электронные мемориальные документы удостоверяются электронной цифровой подписью соответствующих работников.
Право единоличной или контрольной подписи работникам банка на расчетно-кассовых документах оформляется приказом (распоряжением) руководителя банка, где указаны: фамилия, имя, отчество должностного лица; наименование должности; характер предоставленного права подписи. На основании данного приказа (распоряжения) оформляются образцы подписей. Образцы подписей заверяются подписями руководителя банка и главного бухгалтера банка и печатью банка. Право единоличной подписи на расчетно-кассовых документах предоставляется ответственным исполнителям. Право контрольной подписи на расчетно-кассовых документах, подлежащих дополнительному контролю, имеют все ответственные исполнители, на которых возложено оформление операций в банке, а также по должности руководители и главные бухгалтеры банков, их заместители. Образцами подписей работников банка с указанием характера подписи (единоличная или контрольная) снабжаются все работники, проверяющие и отражающие документы в бухгалтерском учете. Контролеры должны пользоваться своими экземплярами образцов подписей работников банка, а также образцов подписей и оттисков печатей на документах, представляемых клиентами.
Страницы: 1, 2, 3, 4