Рефераты. Анализ деятельности банка "Минский Транзитный Банк"

p align="left">Главный бухгалтер или лицо, им уполномоченное, обеспечивают своевременное внесение изменений в образцы подписей работников банка. Один комплект образцов подписей работников банка находится у главного бухгалтера для учета лиц, которым предоставлено право той или иной подписи на расчетно-кассовых документах. Должностное лицо банка, подписавшее документ, несет ответственность за правильность совершаемой по этому документу бухгалтерской операции в банке. Подписями ответственных исполнителей оформляются экземпляры документов, которые предназначены для хранения в банке в качестве оправдательных документов по совершенным операциям, а также экземпляры, подлежащие приложению к выпискам по счетам клиентов и отправляемые по межбанковским расчетам в другие банки.

Кассовые расходные операции, выполняемые ответственными исполнителями, контролируются централизованно контролером. Контроль кассовых расходных операций организован так, чтобы была исключена возможность:

- оплаты неправильно оформленных документов, оплаты чеков с подписями и оттисками печати, не соответствующими заявленным образцам, и чеков, выписанных из чековой книжки, не принадлежащей данному клиенту;

- поступления в кассу чеков и других кассовых расходных документов, минуя соответствующих ответственных исполнителей и контролера банка;

- внесения исправлений и дописок в кассовые документы и журналы.

Мемориальные документы в бумажном виде хранятся подшитыми за каждый рабочий день в отдельных папках. Формирование их производится ответственным исполнителем, на которого возложены эти функции.

Кассовые журналы по приходу и расходу кассы в документы дня не подшиваются, а хранятся отдельно.

Подборка мемориальных документов для брошюрования осуществляется по пачкам, формируемым для передачи и обработки информации. В папки с мемориальными документами помещаются их первые экземпляры либо бумажные копии электронных мемориальных документов, оформленные в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Национального банка.

Хранение электронных мемориальных документов осуществляется за каждый банковский день в отдельных файлах при выполнении требований законодательства Республики Беларусь в сфере обращения электронных документов.

Структура и содержание файлов должны соответствовать требованиям по формированию мемориальных документов в бумажном виде.

При этом в папку с мемориальными документами в бумажном виде за текущий день помещаются справки, подписанные ответственным исполнителем и главным бухгалтером или лицом, им уполномоченным, о суммах документов в разрезе балансовых счетов по дебету и кредиту, хранящихся в файлах с электронными мемориальными документами, а также наименования данных файлов.

Документы, подлежащие более длительному хранению, помещаются в отдельные папки.

Электронные мемориальные документы длительного и отдельного хранения помещаются в отдельные файлы. При этом в общие файлы электронных мемориальных документов вместо документов за эти дни помещаются справки, подписанные ответственным исполнителем и главным бухгалтером или лицом, им уполномоченным, о суммах документов в разрезе балансовых счетов по дебету и кредиту, находящихся в отдельных файлах электронных мемориальных документов, а также наименования данных файлов.

Документы по внутрибанковским операциям брошюруются за каждый операционный день в порядке возрастания номеров балансовых счетов по дебету, затем в порядке возрастания номеров балансовых счетов по кредиту. По внутрибанковским операциям, проведенным в корреспонденции со счетом кассы, помещаются документы, послужившие основанием для составления кассовых документов (заявления, ведомости на выплату заработной платы, счета и т.д.).

Внебалансовые документы (кроме кассовых) подбираются и брошюруются вместе с мемориальными документами и помещаются в папку в порядке возрастания номеров внебалансовых счетов сначала по приходу, затем по расходу каждого счета. Приходные и расходные внебалансовые ордера, затрагивающие более одного счета, помещаются после всех ордеров.

Документооборот по кассовым и безналичным операциям.

Документооборот и контроль по кассовым расходным операциям осуществляются в следующем порядке. Ответственный исполнитель, принявший денежный чек или другой расходный денежный документ:

- убеждается в законности операции и возможности ее совершения по состоянию счета;

- проверяет оформление документа в соответствии с правилами совершения данной операции;

- сличает подписи и оттиск печати клиента на денежном чеке, а также номер денежного чека с номером, записанным в карточке образцов подписей и оттиска печати по счету чекодателя;

- подписывает документ;

- выдает получателю денег контрольную марку от денежного чека или отрывной талон от расходного кассового ордера для предъявления в кассу;

- направляет документ ответственному исполнителю, на которого возложен контроль кассовых расходных операций.

Контролер проверяет:

- правильность заполнения денежного чека или расходного кассового ордера;

- соответствие подписей и печати клиента образцам, представленным банку, соответствие номера представленного денежного чека номерам, указанным в карточке с образцами подписей и оттиска печати;

- наличие на оборотной стороне денежного чека разрешительной подписи на оплату денежного чека ответственного исполнителя и соответствие данной подписи образцам подписей работников банка, подписи получателя денег;

- подписывает документ;

- регистрирует документ в кассовом журнале по расходу;

- передает документ в кассу.

Порядок направления контролером кассовых расходных документов в кассу для оплаты (за подписью кассира в разносной книге или кассовом журнале) устанавливается главным бухгалтером банка.

В конце операционного дня производится сверка кассовых оборотов, приведенных в справке кассира, с записями в кассовом журнале контролера. Сверка оформляется подписями кассира в кассовом журнале и контролера на справке кассира.

Документооборот по приходным кассовым операциям организован так, чтобы выдача квитанций клиентам и зачисление сумм на их счета производились только после фактического поступления денег в кассу.

При приеме денег заполняется приходный кассовый документ и передается контролеру, который, проверив правильность заполнения документа, подписывает его, делает запись в кассовом журнале по приходу и передает документ в кассу за подписью кассира в разносной книге или кассовом журнале.

В конце операционного дня производится сверка кассовых оборотов, приведенных в справке кассира, с записями в кассовом журнале контролера. Сверка оформляется подписями кассира в кассовом журнале и контролера на справке кассира.

При совершении безналичных банковских операций должны соблюдаться основные правила документооборота и контроля.

Ответственный исполнитель, ведущий дебетуемый счет, принимает документы к исполнению после проверки правильности оформления документов, в том числе по платежным поручениям и денежным чекам - соответствия подписи и оттиска печати заявленным образцам подписи и оттиска печати, и возможности списания суммы со счета. В удостоверение этой проверки ответственный исполнитель подписывает документ и его копию (копии), предварительно убедившись в их тождестве.

В банке информация, предназначенная для обработки, должна проходить проверку на правильность оформления расчетно-кассовых документов и наличие необходимых подписей.

В ЗАО «Минский Транзитный Банк» юридическим лицам открываются следующие виды счетов: текущий (расчетный) счет в иностранных валютах и в белорусских рублях, субсчет в белорусских рублях, субсчет в иностранных валютах, временный счет.

Документы, необходимые для открытия счетов предприятиям и предпринимателям:

1) заявление на открытие счета по форме;

2) копия документа о государственной регистрации (перерегистрации) предприятия, предпринимателя (свидетельство о государственной регистрации, выписка из решения местного исполнительного и распорядительного органа, Министерства юстиции Республики Беларусь и т.д.). Указанные копии должны быть удостоверены нотариально или регистрирующим органом;

3) копию учредительного документа, установленного законодательством Республики Беларусь для владельца счета, удостоверенную нотариально или регистрирующим органом. При открытии текущего счета представляются два экземпляра копий учредительных документов, установленных законодательством для владельца счета, при этом на одном из них должен быть проставлен штамп регистрирующего органа, а другой удостоверен нотариально либо регистрирующим органом. Уполномоченный работник банка делает отметку об открытии текущего счета с указанием его номера, даты открытия и порядка функционирования (наименования счета) на обоих экземплярах, после чего один экземпляр, на котором проставлен штамп регистрирующего органа, возвращается владельцу счета, а второй - остается в банке в деле по оформлению счета;

4) дубликат извещения о присвоении УНН. Дубликат необходим при открытии (переоформлении) счетов. Открытие нескольких счетов в банке по одному дубликату извещения о присвоении УНН, открытие счетов по копиям, ксерокопиям дубликата извещения о присвоении УНН не допускается. Не допускается внесение каких-либо изменений в дубликат извещения о присвоении УНН при открытии счета. Дубликат извещения о присвоении УНН действителен до закрытия счета в банке;

5) справка органов Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь о регистрации в качестве плательщика обязательных страховых взносов и иных платежей в органах Фонда.

6) карточка с образцами подписей и оттиска печати предпринимателя, должностных лиц предприятия, имеющих право распоряжаться счетом, подлинность которых удостоверена нотариально либо вышестоящим органом и оттиском его печати. При проведении расчетов с использованием электронных расчетных документов представляется карточка открытого ключа проверки подписи, удостоверенная подписью (подписями) и печатью владельца (владельцев) личного ключа подписи;

7) справки Белорусского республиканского унитарного страхового предприятия «Белгосстрах» (по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (Декрет Президента РБ от 30.07.2003 №18, Постановление СМ РБ от 10.10.2003 №1294));

8) справка Министерства по налогам и сборам (о том, что организация включена в ГРН РБ и содержащая сведения о руководителе и главном бухгалтере организации);

9) ксерокопии паспортов руководителя и главного бухгалтера (две последние страницы и страница с пропиской).

Документы по открытию счета клиента проверяются лицом, наделенным данным правом в банке, на соответствие нормативным правовым актам Национального банка Республики Беларусь и иным актам законодательства Республики Беларусь и передаются руководителю банка или лицу, им уполномоченному, для решения вопроса об открытии счета. После получения разрешения на открытие счета документы представляются главному бухгалтеру, который производит открытие счета, регистрацию счета и передает карточки с образцами подписей и оттиска печати соответствующим работникам банка.

Счета регистрируются в книге регистрации открытых лицевых счетов, которая должна содержать следующие реквизиты: дату открытия счета; наименование счета; номер лицевого счета; дату закрытия счета; поле для примечаний.

Книга подлежит нумерации, шнуровке, скреплению подписями руководителя и главного бухгалтера банка или подписями лиц, ими уполномоченных, а также оттиском печати банка. Книга регистрации открытых лицевых счетов ведется на машинном носителе информации.

Необходимые документы по открытию счетов хранятся в отдельном деле для каждого клиента. Не допускаются изъятие документов из таких дел (за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Беларусь), а также исправления в них. В это же дело помещается вся переписка, связанная с юридическим оформлением счетов. Каждому делу присваивается номер, соответствующий номеру счета клиента. Сохранность дел обеспечивает главный бухгалтер или лицо, им уполномоченное.

Действующие карточки с образцами подписей и оттиска печати хранятся у ответственного исполнителя и контролера.

На основании представленных документов, необходимых для открытия текущего (расчетного) счета, составляется договор текущего (расчетного) счета, в соответствии с которым одна сторона (банк) обязуется открыть другой стороне (владельцу счета) текущий (расчетный) счет для хранения денежных средств, зачисления на этот счет денежных средств, поступающих в пользу владельца счета, а владелец счета предоставляет банку право использовать временно свободные денежные средства, находящиеся на счете, с уплатой ему процентов, а также уплачивает банку вознаграждение за оказываемые ему банком услуги. При заключении договора клиенту предлагается на выбор тарифный план. В банке разработано 3 тарифных плана: «Международный», «Кассовый», «Стандартный».

Списание денежных средств, находящихся на текущем (расчетном) банковском счете без поручения (распоряжения) владельца счета допускается в случаях, предусмотренных законодательством РБ или договором. По текущему (расчетному) банковскому счету банк осуществляет следующие операции:

- зачисление поступивших на имя владельца счета денежных средств;

- перечисление со счета денежных средств иным лицам и банку;

- выдачу наличных денежных средств;

- иные операции, предусмотренные законодательством РБ или договором текущего (расчетного) банковского счета.

Банк обязан осуществлять операции по текущему (расчетному) банковскому счету в течении одного банковского дня, если иной срок не предусмотрен законодательством РБ или договором.

Кредитовый перевод.

Кредитовый перевод - банковский перевод, инициатором которого является плательщик. Кредитовый перевод осуществляется на основании представляемых в банк-отправитель платежных инструкций. Платежные инструкции при осуществлении кредитового перевода могут оформляться расчетными документами (платежным поручением, платежным требованием-поручением) или иными документами, предусмотренными нормативными правовыми актами Национального банка Республики Беларусь.

Платежные поручения применяются при осуществлении международных и внутренних банковских переводов денежных средств.

Платежные требования-поручения применяются для осуществления кредитовых переводов денежных средств в случае, если стороны по переводу являются клиентами уполномоченных банков. ЗАО «Минский Транзитный Банк» расчеты платежными требованиями-поручениями не осуществляет.

Платежное поручение - платежная инструкция, согласно которой банк-отправитель по поручению плательщика осуществляет перевод денежных средств в банк-получатель лицу, указанному в поручении (бенефициару).

Платежное поручение представляется в банк-отправитель в количестве экземпляров, определяемом банком-отправителем, но не менее двух экземпляров, за исключением случаев, указанных в настоящей Инструкции. Первый экземпляр платежного поручения заверяется оттиском печати и подписями должностных лиц плательщика согласно заявленным в банк образцам подписей и оттиска печати.

В случае осуществления внутреннего банковского перевода в белорусских рублях через систему расчетов, которая не позволяет передавать все обязательные реквизиты, клиент представляет в банк три экземпляра платежного поручения. Третий экземпляр платежного поручения после исполнения банком-отправителем платежного поручения направляется в банк-получатель для выдачи бенефициару.

Платежное требование-поручение является платежной инструкцией, содержащей требование бенефициара к плательщику оплатить стоимость поставленного по договору товара, провести платежи по другим операциям на основании направленных ему (минуя обслуживающий банк) расчетных, отгрузочных и иных документов, предусмотренных договором.

Платежное требование-поручение представляется бенефициаром непосредственно плательщику, минуя обслуживающие их банки.

Дебетовый перевод.

Дебетовый перевод - банковский перевод, инициатором которого является бенефициар. При осуществлении дебетового перевода платежные инструкции оформляются расчетными документами (платежным требованием), чеком или другими документами, предусмотренными законодательством Республики Беларусь.

Платежные требования применяются при осуществлении банковских переводов денежных средств, банком-отправителем и банком-получателем по которым являются уполномоченные банки, за исключением случаев, предусмотренных настоящей Инструкцией, международными договорами.

Платежное требование является платежной инструкцией, содержащей требование получателя денежных средств (бенефициара) к плательщику об уплате определенной суммы через банк.

Использование платежного требования для осуществления безналичных расчетов в форме банковского перевода оговаривается в договоре между бенефициаром и плательщиком, за исключением случаев, установленных законодательными актами НБ РБ.

Порядок проведения операций с расчетными документами, помещенными в картотеку.

В картотеку к внебалансовому счету 99814 "Расчетные документы, не оплаченные в срок" (далее - картотека) подлежат приему:

- платежные поручения (требования-поручения) при наличии договора между банком-отправителем и клиентом, предусматривающего возможность приема к исполнению платежных поручений (требований-поручений), в случае отсутствия (недостаточности) средств для их оплаты на текущем счете плательщика;

- платежные требования, оформленные для осуществления переводов белорусских рублей (в том числе оформленные на основании исполнительных документов) и не оплаченные (оплаченные частично) с текущего счета клиента ввиду отсутствия (недостаточности) средств;

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.