Рефераты. Анализ коммерческой деятельности банка на примере ООО "Хоум Кредит энд Финанс банк"

p align="left">Участники и пользователи (клиенты) платежных систем на базе карт для осуществления расчетно-кассовых операций и их отражения в бухгалтерском учете связаны системой банковских счетов. Счета открываются в балансах участников расчетов в соответствии с Правилами ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях. Для выполнения операций открываются счета клиентов в балансе эквайрера и эмитента, а также банковские счета кредитных организаций, выполняющих функции эквайрера и эмитента, в балансе расчетного агента. При совершении расчетно-кассовых операций клиентов используются средства, зачисленные на их банковский счет, или кредитный лимит (овердрафт).

Как правило, операции по расчетному или кассовому обслуживанию начинаются с процедуры авторизации, которая осуществляется через процессинговый центр. Авторизация - разрешение, предоставляемое эмитентом для проведения операции с использованием банковской карты и порождающее его обязательство по исполнению представленных документов, составленных с использованием банковской карты. При осуществлении расчетов между держателем карты и продавцом (мерчантом) различают онлайн-операции, перед выполнением которых происходит соединение с центральным компьютером в процессинговом центре для авторизации, и офлайн-транзакции, при выполнении которых между участниками и клиентами платежной системы нет непосредственной связи, поэтому авторизация и расчетная операция проводятся (оформляются) в кредитной организации - эквайрере позднее.

Структурная схема платежной системы на базе банковских карт приводится на рисунке 2.1. На схеме стрелками обозначаются процедуры инициирования расчетно-кассовых операций, "тонкие" линии отражают процедуры информационно-технологического взаимодействия по переводу средств, а "толстыми" линиями выделяются операции, связанные с открытием и обслуживанием банковских счетов. Следует обратить внимание на то, что эмиссия банковских карт, эквайринг платежных карт, выполнение функций расчетного агента и процессинг - это виды деятельности, которые могут выполняться в рамках одной кредитной организации ее подразделениями, а могут быть распределены между несколькими различными организациями.

Процесс совершения расчетов за предоставленные товары и услуги, а также получения наличных денежных средств предполагает выполнение нижеследующих процедур.

Процедура инициирования расчетной или кассовой операции начинается в момент использования банковской карты ее держателем в пункте выдачи наличных или в торгово-сервисном предприятии. На основании информации, записанной в памяти карты, идентифицирующей клиента, формируется и отправляется запрос авторизации в процессинговый центр. Процессинговый центр, получив авторизационный запрос, проверяет наличие карты в стоп-листах, по номеру карты определяет эмитента и пересылает ему запрос. Эмитент, получив авторизационный запрос, проверяет возможность клиента платить по карте, блокирует указанную в запросе сумму на карточном счете и дает подтверждение авторизации. В том случае, если проверки не дали положительного результата (например, требуемой суммы нет на счете, и лимит кредитования исчерпан), в процессинговый центр возвращается отказ авторизации с указанием причины. Процессинговый центр, получив ответ авторизации, пересылает его в пункт приема банковской карты. В случае положительного ответа на авторизационный запрос клиент получает наличные деньги или оплаченные товары и услуги.

Процедура обмена платежной информацией между участниками расчетов в общем виде выглядит следующим образом. Каждый из пунктов приема банковских карт в конце дня формирует журнал операций за день в виде файла финансового подтверждения проведенных операций с помощью банковских карт, который отсылается в процессинговый центр и эквайреру. Процессинговый центр, получив журнал сообщений, сортирует его и формирует реестр платежей, после чего необходимая его часть отправляется эмитенту, эквайреру, расчетному агенту.

Процедура расчета включает следующие операции. Расчетный агент отправляет эмитенту согласно реестру платежей требование по оплате. Эмитент, получив файлы финансового подтверждения в виде реестра платежей из процессингового центра и требование по оплате от расчетного банка, снимает блокировку с карточных счетов клиентов по тем картам, номера которых присутствовали в файле. Затем списывает указанные суммы с этих карточных счетов и перечисляет их расчетному агенту для зачисления на свой счет. Расчетный агент на основании полученного реестра платежей списывает средства со счета эмитента и зачисляет их на счет эквайрера. Затем расчетный агент отправляет эквайреру извещение о зачислении средств на его счет. Эквайрер зачисляет денежные средства на счет предприятия, через пункт приема банковских карт которого была осуществлена операция оплаты по карте. Эквайрер информирует торгово-сервисное предприятие об операциях по ее счету. Эмитент информирует клиента, держателя банковской карты, об операциях на карточном счете.

При совершении платежных процедур на каждую из организаций, участвующих в переводе средств, возлагаются определенные функции.

Функции расчетного агента:

- осуществление клиринговых расчетов с принципальными членами системы;

- подготовка и рассылка банкам-участникам выписок по счетам с указанием сумм и сроков погашения задолженности;

- бухгалтерский учет операций по счетам кредитных организаций.

Функции кредитной организации - эмитента:

- регистрация и ведение информации о держателях карт;

- ведение карт, персонализация, перевыпуск, блокировка операций и т.п.;

- открытие специальных карточных счетов клиентов, движением средств которых клиент управляет с помощью карт;

- предоставление денежных средств клиентам для расчетов по операциям, совершаемым с использованием расчетных карт, кредитных карт;

- сбор с клиентов денежных средств в безналичном порядке путем списания или перечисления указанных денежных средств с банковских счетов клиентов, а также наличными деньгами через кассу или банкомат;

- списание со счета клиента денежных средств в пользу продавца;

- взаимодействие с процессинговым центром;

- разбор конфликтных ситуаций в соответствии с установленными правилами платежной системы.

Функции кредитной организации - эквайрера:

- регистрация и ведение пунктов приема карт (терминалы в организациях торговли и сервиса, банкоматы) в своей учетной системе;

- регистрация пунктов приема банковских карт в процессинговом центре;

- ведение банковских счетов предприятий торговли и сервиса в соответствии с условиями договоров;

- начисление депозитных процентов, зачисление средств, поступающих от эмитента по операциям с картой, списание комиссии за обслуживание и т.п.;

- обслуживание банкоматов и других пунктов выдачи наличности;

- технологическое взаимодействие с процессинговым центром;

- разбор конфликтных ситуаций в соответствии с установленными правилами платежной системы.

Функции процессингового центра:

- маршрутизация авторизационных запросов от пунктов приема платежных карт к эмитентам;

- ведение стоп-листов с номерами платежных карт, операции по которым запрещены по различным причинам; осуществление проверки по стоп-листам всех проходящих через процессинговый центр операций;

- получение от эквайреров файлов финансовых подтверждений по совершенным операциям и пересылка их эмитентам и расчетному банку для организации взаиморасчетов;

- участие в разборе конфликтных ситуаций в соответствии с установленными правилами платежной системы;

- регистрация эмитентов и эквайреров.

За выполнение вышеуказанных функций расчетные и технологические организации получают финансовые вознаграждения, которые являются базой для получения ими прибыли. От качества предоставляемых организациями услуг во многом зависят устойчивость, безопасность и операционная надежность всей платежной системы.

При осуществлении расчетов за товары и услуги в случае возникновения проблем с их качеством предусмотрена операция "чарджбэк" (chargeback fee) - возврат платежа - сумма, которую снимают со счета продавца по требованию держателя платежной карты, если признана обоснованность претензий держателя карты. У продавца со счета списывают сумму платежа плюс плату за "чарджбэк".

Увеличение количества держателей банковских карт незамедлительно влечет расширение торгово-сервисных организаций, принимающих банковские карты к оплате. Вызвано такое расширение пожеланиями населения - держателей банковских карт. Это, в свою очередь, повышает легальный оборот денежных средств в торговле, поскольку расчеты с помощью банковских карт - это расчеты прозрачные и легальные, т.к. являются расчетами, осуществляемыми через банковские счета с участием банков. Тем самым при использовании расчетов с пластиковыми картами возникает реальная возможность увеличить легальный оборот денежных средств. Налоговый учет налогоплательщиков и предпринимателей как субъектов торговли станет более прозрачным с точки зрения налогового контроля, более контролируемым налоговым органом.

Применение платежных карт в России началось с 1990 г., когда крупнейшая международная компания VISA International начала принимать в свои члены (principal members) российские банки. Точкой отсчета масштабного развития банковских карт в России следует считать 2000 - 2001 гг., поскольку именно в этот период были заложены основы карточного бизнеса, развитие которого наблюдается в настоящее время. Как можно судить уже сейчас, с указанного момента рынок начал свое стремительное развитие и становление после кризиса 1998 г.

В то время в нашей стране карточки сложно было назвать полноценным инструментом безналичных расчетов - если до 2001 г. развитие происходило в основном за счет отдельных розничных клиентов, которые получали карты для поездок на отдых за границу, и небольшого объема выпускаемых зарплатных карт, то в 2001 г. начался этап массового внедрения карт через динамичные их продажи в рамках зарплатных проектов. Так, по данным ЦБ РФ, на конец первого квартала 2001 г. банками России было эмитировано 7,62 млн. карт, а на конец первого квартала 2005 г. - уже 38,41 млн. карт http://www.cbr.ru.. Эти цифры наглядно иллюстрируют популяризацию банковских карт в России и увеличение их количества в стране более чем в пять раз за четыре года.

Очевидно, что такое широкое распространение банковских карт в российской банковской практике требует адекватной правовой регламентации операций, осуществляемых с их использованием. Четкое нормативное регулирование данной сферы расчетов не только поможет защитить законные интересы всех участников правоотношений, возникающих при использовании банковских карт, но и будет способствовать дальнейшему внедрению их в повседневную жизнь.

В настоящее время основным и фактически единственным нормативным документом, устанавливающим порядок выдачи на территории Российской Федерации банковских карт кредитными организациями и особенности осуществления кредитными организациями операций с платежными картами является Положение Центрального банка Российской Федерации от 24 декабря 2004 г. N 266-П "Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт Положение Центрального Банка Российской Федерации от 24.12.2004 №266-П «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт» (в ред. Указания ЦБ РФ от 21.09.2006 №1725-У) // Вестник Банка России, №17, 30.03.2005." (далее - Положение N 266-П). Оно пришло на смену действовавшему ранее Положению ЦБ РФ от 9 апреля 1998 г. N 23-П "О порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемым с их использованием Положение Центрального Банка Российской Федерации от 09.04.1998 №23-П «О порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемым с их использованием» (в ред. Указания ЦБ РФ от 28.04.2004 №1426-У) // Вестник Банка России, №23., 15.04.1998 (документ утратил силу)." (далее - Положение N 23-П).

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.