Рефераты. Аудит банков

Аудит банков

23

СОДЕРЖАНИЕ

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ОБЛАСТИ БАНКОВСКОГО АУДИТА ...3

КОНТРОЛЬ ЗА ПРОВЕДЕНИЕМ БАНКОВСКОГО

АУДИТА И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ АУДИТОРСКИХ ФИРМ (АУДИТОРОВ) .....................................................................................................8

АДАПТАЦИИ ПРАВИЛ (СТАНДАРТОВ) АУДИТОРСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ В ОБЛАСТИ БАНКОВСКОГО АУДИТА ..............................................................................................................13

ПРОВЕДЕНИИ АУДИТА КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ БАНКОВСКИХ/КОНСОЛИДИРОВАННЫХ ГРУПП ...............................15

ЛИТЕРАТУРА ...................................................................................................20

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ОБЛАСТИ БАНКОВСКОГО АУДИТА

Центральный банк Российской Федерации рассмотрел информацию территориальных учреждений Банка России о результатах анализа аудиторских заключений о деятельности кредитных организаций за 1997 год, отчеты аудиторских фирм и самостоятельно работающих аудиторов, материалы, поступающие от территориальных учреждений Банка России для решения вопроса о возможности выдачи лицензии аудиторским фирмам (аудиторам), и отмечает определенную работу, проделанную в области надзора за деятельностью аудиторских фирм, повысившийся уровень подготовки заключений о качестве аудиторских проверок и работы территориальных учреждений Банка России с аудиторскими фирмами (аудиторами).

На основании заключений, представленных Главными управлениями и Национальными банками, ЦАЛАК Банка России в 1998 году продлил срок действия лицензий на осуществление банковского аудита 46 аудиторским фирмам (аудиторам). Наряду с этим с учетом выявленных нарушений сокращен испрашиваемый срок действия лицензий 27 аудиторским фирмам (аудиторам).

Аудит кредитных организаций осуществляется в соответствии с требованиями действующих законодательных и иных нормативных актов, Правил (стандартов) аудиторской деятельности, одобренных Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации.

В целях повышения качества банковского аудита Экспертный Комитет при Центральном банке Российской Федерации по банковскому аудиту 8 сентября 1998 года одобрил Правило (стандарт) N 1 аудиторской деятельности в области банковского аудита "Порядок составления аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской отчетности кредитной организации, подготовленной по итогам деятельности за год" и рекомендовал использовать его для составления аудиторских заключений.

С октября 1998 года в связи с вступлением в силу Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" изменился перечень документов, представляемых для получения лицензии, срок действия лицензии, размер платежей за ее получение и направление этих платежей. Документы, регулирующие лицензирование аудиторской деятельности, в том числе банковского аудита, применяются в части, не противоречащей указанному Федеральному закону.

Федеральный закон от 25.09.1998 N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" утратил силу с 11 февраля 2002 года в связи с принятием Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ.

Территориальным учреждениям Банка России при рассмотрении заявления аудиторской организации о получении (продлении срока действия) лицензии необходимо исходить из того, что в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" для получения лицензии на осуществление банковского аудита соискатель лицензии должен представить справку о постановке лицензиата на учет в налоговом органе и документ, подтверждающий внесение платы за рассмотрение заявления соискателя лицензии лицензирующим органом. Лицензия может быть выдана на срок не менее трех лет, при этом лицензия на срок менее чем три года выдается только по заявлению соискателя. При этом следует иметь в виду, что документ, подтверждающий внесение платы за рассмотрение заявления соискателя лицензии, может быть представлен после установления размера платы Правительством Российской Федерации.

При подготовке заключений о возможности продления срока действия лицензии территориальным учреждениям Банка России необходимо более требовательно подходить к оценке качества деятельности аудиторских фирм (аудиторов) и составленных ими заключений. О недостатках в этой работе свидетельствуют решения ЦАЛАК Банка России об отказе в выдаче лицензии (5 случаев) или сокращении срока действия лицензии, поддержанного соответствующими территориальными учреждениями (5 случаев), а также случаи повторного рассмотрения вопроса на заседаниях комиссии (7 случаев).

Представленные территориальными учреждениями Банка России отчеты зачастую носят формальный характер, не содержат анализа качества аудиторских заключений. Например, не всегда отмечаются случаи безоговорочного подтверждения аудиторскими фирмами достоверности бухгалтерской отчетности отдельных кредитных организаций, не сформировавших в полном объеме резервы на возможные потери по ссудам.

Положение об аудиторской деятельности в банковской системе Российской Федерации от 10.09.1997 N 64, утвержденное Приказом ЦБ РФ от 10.09.1997 N 02-391, признано недействительным, не влекущим правовых последствий с момента его издания, решением Верховного Суда РФ от 30.08.2000 N ГКПИ 00-447.

Некоторые территориальные учреждения Банка России, выявив нарушения при проведении аудиторских проверок, не в полной мере реализовали свои полномочия, предоставленные им Положением об аудиторской деятельности в банковской системе Российской Федерации от 10 сентября 1997 г. N 64 в отношении проведения с аудиторскими фирмами (аудиторами) деловых встреч (совещаний) по качеству и полноте проведенного аудита, ограничившись лишь направлением аудиторским фирмам (аудиторам) рекламационных писем.

Имеются случаи, когда территориальные учреждения Банка России не прорабатывают в должной мере с аудиторскими фирмами (аудиторами) замечания, сделанные по аудиторским заключениям. В результате этого замечания, которые могли быть сняты на уровне территориальных учреждений Банка России, снимаются при обсуждении на заседаниях ЦАЛАК.

О необходимости совершенствования работы в области надзора территориальных учреждений Банка России за деятельностью аудиторских организаций свидетельствуют допускаемые аудиторами недостатки. К ним прежде всего относится несоблюдение требований Банка России к организации аудиторских проверок и оформлению аудиторских заключений. В частности, во многих аудиторских заключениях в числе лиц, осуществляющих проверку, не были указаны аудиторы, что свидетельствует либо о нарушении требований к проведению аудиторской проверки, либо о небрежном составлении аудиторского заключения. Во вводной части аудиторского заключения должны быть указаны фамилия, имя, отчество и номер квалификационного аттестата на право осуществления аудиторской деятельности в области банковского аудита аудитора, осуществлявшего проверку.

Положение ЦБ РФ 23.12.1997 N 10-П признано утратившим силу с 26 мая 2003 года Указанием ЦБ РФ от 07.05.2003 N 1276-У.

Указанием ЦБ РФ от 14.04.2003 N 1270-У установлено, что мнение аудиторской организации оформляется в соответствии с Федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696, а также определен Порядок представления в составе публикуемой отчетности аудиторского заключения в Банк России.

В некоторых аудиторских заключениях не нашли отражение все вопросы, определенные Положением Банка России от 23 декабря 1997 г. N 10-П "О порядке составления и представления в Банк России аудиторского заключения по результатам проверки деятельности кредитной организации за год". Территориальные учреждения Банка России в таких случаях должны предлагать аудиторским фирмам доработать аудиторские заключения с учетом требований указанного Положения.

Кроме того, многие аудиторские фирмы не выполняют требования п. 45 Положения об аудиторской деятельности в банковской системе Российской Федерации от 10 сентября 1997 г. N 64, в соответствии с которым они обязаны в недельный срок сообщать Банку России об изменениях, произошедших в их регистрационных данных. В результате этого база данных утрачивает актуальность. На основании информации, поступившей в составе годовых отчетов аудиторских фирм (аудиторов), в реестр было внесено более 300 изменений в регистрационные документы 47 фирм, не представленных ими своевременно.

Положение об аудиторской деятельности в банковской системе Российской Федерации от 10.09.1997 N 64, утвержденное Приказом ЦБ РФ от 10.09.1997 N 02-391, признано недействительным, не влекущим правовых последствий с момента его издания, решением Верховного Суда РФ от 30.08.2000 N ГКПИ 00-447.

КОНТРОЛЬ ЗА ПРОВЕДЕНИЕМ БАНКОВСКОГО

АУДИТА И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ АУДИТОРСКИХ ФИРМ (АУДИТОРОВ)

Центральный банк Российской Федерации рассмотрел информацию территориальных учреждений Банка России о результатах анализа аудиторских заключений по итогам деятельности кредитных организаций за 1998 год и о работе с аудиторскими фирмами (аудиторами) в 1999 году, годовые отчеты аудиторских фирм и самостоятельно работающих аудиторов, а также материалы структурных подразделений Банка России и сообщает.

Во исполнение требований Федерального закона "О банках и банковской деятельности" обязательные аудиторские проверки по итогам деятельности за 1998 год провели 93% общего числа кредитных организаций, имевших лицензии на осуществление банковской деятельности, против 89,5% за предшествующий период. Подтвержденную аудиторскими фирмами (аудиторами) отчетность опубликовали в средствах массовой информации, как и в предыдущий период, 99% проаудированных кредитных организаций.

Следует отметить, что территориальными учреждениями Банка России проведена определенная работа в области контроля за аудиторскими фирмами (аудиторами), которая позволила повысить уровень подготовки материалов по анализу качества аудиторских заключений и работы с аудиторскими фирмами (аудиторами).

Вместе с тем результаты анализа аудиторских заключений свидетельствуют об имеющихся серьезных недостатках в работе аудиторских фирм по проведению аудиторских проверок и составлению аудиторских заключений.

По-прежнему наибольшее количество замечаний отмечено по фактам представления аудиторскими фирмами положительных заключений при недосоздании кредитными организациями резерва на возможные потери по ссудам. Без внесения необходимых изменений подтверждена достоверность отчетности ряда кредитных организаций, не обеспечивших создание резерва на возможные потери по ссудам в требуемых размерах. При этом у части из них формирование резерва до требуемого объема привело бы к отрицательному финансовому результату.

Имеют место случаи, когда при положительном (положительном с оговорками) аудиторском заключении и отсутствии выраженного сомнения о возможности продолжения деятельности кредитной организации в течение, как минимум, 12 месяцев у некоторых кредитных организаций лицензии на осуществление банковских операций были отозваны уже в период с февраля по июнь 1999 года.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.