Рефераты. Аудит банков

p align="left">Такое положение отчасти связано с тем, что в заключениях многих аудиторских фирм лишь констатируются отдельные положения по проверяемым вопросам, не приводится анализ качества управления кредитной организацией, в том числе не дается оценка проводимой кредитной политики и управления кредитными рисками, состояния внутреннего контроля и организации контроля за деятельностью филиалов. Более того, несмотря на требования законодательства и нормативных актов Банка России, во многих аудиторских заключениях вообще не отражены вопросы формирования и оценки состояния службы внутреннего контроля в кредитных организациях.

В ряде случаев недостаточно полно отражена информация о соответствии осуществляемых кредитными организациями операций выданным им Банком России лицензиям (разрешениям). В частности, осуществление операций по привлечению вкладов физических лиц, с иностранной валютой и с ценными бумагами при отсутствии у кредитных организаций соответствующих лицензий (разрешений) на проведение таких операций, в ряде аудиторских заключений не отмечено как нарушение.

При публикации отчетности отдельных кредитных организаций в средствах массовой информации допускаются случаи небрежного отношения к оформлению публикуемых форм отчетности и, в частности, на опубликованных отчетах о прибылях и убытках или балансах отдельных кредитных организаций отсутствовала запись о подтверждении их достоверности и другие.

В результате опубликованная отчетность отдельных кредитных организаций не отражает реального финансового состояния и вводит в заблуждение потребителей банковских услуг.

Положение об аудиторской деятельности в банковской системе Российской Федерации от 10.09.1997 N 64, утвержденное Приказом ЦБ РФ от 10.09.1997 N 02-391, признано недействительным, не влекущим правовых последствий с момента его издания, решением Верховного Суда РФ от 30.08.2000 N ГКПИ 00-447.

Не все аудиторские фирмы выполняют требование Банка России об обязательном участии в проверке аудитора, имеющего действующий квалификационный аттестат на проведение банковского аудита, а также о своевременном сообщении в Банк России информации об изменениях в регистрационных данных для их внесения в Государственный реестр аудиторских фирм и аудиторов, получивших лицензию, что в соответствии с пунктом 45 "Положения об аудиторской деятельности в банковской системе Российской Федерации" от 10 сентября 1997 года N 64 рассматривается как представление недостоверных сведений.

Продолжают иметь место недостатки в работе территориальных учреждений Банка России по контролю за проведением банковского аудита и деятельностью аудиторских фирм.

Отчеты отдельных территориальных учреждений Банка России носят неконкретный характер и не содержат подробной информации о наличии (отсутствии) претензий к работе отдельных аудиторских фирм, выявленных по результатам анализа подготовленных ими аудиторских заключений.

В ряде случаев территориальные учреждения Банка России, в нарушение действующего порядка (пп. 65, 67 "Положения об аудиторской деятельности в банковской системе Российской Федерации" от 10 сентября 1997 года N 64), не направляют территориальным учреждениям по месту регистрации аудиторских фирм, проводивших в регионе аудит кредитных организаций, сведения о выявленных фактах неквалифицированного проведения аудита, а также предложения о возможных путях устранения нарушений (для подготовки годового отчета).

Имеют место отдельные случаи безответственного подхода территориальных учреждений Банка России к вопросу рассмотрения аудиторских заключений, что подтверждается представлением в Банк России территориальными учреждениями копий аудиторских заключений без подписи руководителя аудиторской фирмы (аудитора) и печати. При этом необходимо отметить, что согласно п. 4.8 Положения Банка России от 23 декабря 1997 года N 10-П "О порядке составления и представления в Банк России аудиторского заключения по результатам проверки деятельности кредитной организации за год", "отсутствие печати и подписи аудитора свидетельствует о неподтверждении достоверности представленной аудитору отчетности"..

Положение ЦБ РФ 23.12.1997 N 10-П признано утратившим силу с 26 мая 2003 года Указанием ЦБ РФ от 07.05.2003 N 1276-У.

Указанием ЦБ РФ от 14.04.2003 N 1270-У установлено, что мнение аудиторской организации оформляется в соответствии с Федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696, а также определен Порядок представления в составе публикуемой отчетности аудиторского заключения в Банк России.

Недопустимыми являются факты, когда отдельные территориальные учреждения Банка России оставляют без должного внимания выводы аудиторских фирм (аудиторов) о невозможности продолжения кредитными организациями деятельности в течение, как минимум, 12 месяцев, своевременно не проводят анализ и проверки деятельности этих организаций, не требуют разработки ими планов финансового оздоровления и, как следствие, необоснованно затягивают решение вопроса о направлении в Банк России ходатайства об отзыве лицензии, что в ряде случаев может привести к ущемлению интересов вкладчиков и кредиторов кредитных организаций.

Не уделяется должного внимания контролю за соблюдением аудиторскими фирмами требований, исключающих возможность проведения аудиторских проверок, изложенных в п. 11 Временных правил аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 года N 2263, а также за выполнением требований Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" (ст. 59) о необходимости изменения организационно - правовой формы собственности.

Одновременно в целях организации работы по проведению аудита кредитных организаций по итогам их деятельности за 1999 год сообщаем, что действие письма Банка России от 4 ноября 1998 года N 311-Т (с учетом письма Банка России от 29 июля 1999 года N 222-Т) распространяется на все аудиторские фирмы (аудиторов), проводившие аудит кредитных организаций по итогам их деятельности за 1997 год, срок действия лицензий на осуществление банковского аудита которых истек, а также на фирмы (аудиторов), проводившие аудит кредитных организаций за 1998 год и срок действия лицензий которых истек в 1999 году.

АДАПТАЦИИ ПРАВИЛ (СТАНДАРТОВ) АУДИТОРСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ В ОБЛАСТИ БАНКОВСКОГО АУДИТА

Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации разрабатывает Правила (стандарты) аудиторской деятельности (далее по тексту - Стандарты аудита). Данные Стандарты аудита применяются при проведении аудита бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Стандарты аудита содержат основные принципы аудиторской деятельности в Российской Федерации и важнейшие процедуры, которые надлежит выполнять аудиторским организациям и аудиторам, работающим самостоятельно в качестве индивидуальных предпринимателей (далее по тексту - аудиторы) при проведении аудиторских проверок.

Учитывая ряд особенностей деятельности кредитных организаций, а также особых требований Банка России к аудиту бухгалтерской отчетности кредитных организаций, возникает необходимость в адаптации Стандартов аудита для применения в банковском аудите.

Экспертный комитет при Центральном банке Российской Федерации по банковскому аудиту (далее по тексту - Экспертный комитет) подготавливает руководство по практическому применению Стандартов аудита для проведения аудиторских проверок в кредитных организациях. Экспертный комитет подготовит также руководство по практическому применению Стандартов аудита при проведении аудита прочей информации и выполнении сопутствующих услуг.

При разработке указанного руководства Экспертный комитет, как правило, не будет разрабатывать новых стандартов, отличных от Стандартов аудита. Экспертный комитет подготовит соответствующее руководство по применению Стандартов аудита в форме пояснительного и прочего материала.

В тех случаях, когда Экспертный комитет посчитает, что применение конкретного Стандарта аудита требует отказа от применения некоторых его положений или проведения дополнительных процедур, Экспертный комитет разработает и одобрит Дополнение к Стандарту аудита в форме документа "Особенности применения Стандарта аудита "наименование" в области банковского аудита".

В тех случаях, когда действующее законодательство и нормативные акты устанавливают правила, для применения которых целесообразно применение специальных стандартов, Экспертный комитет разработает и одобрит такие стандарты.

При подготовке руководства, Дополнений к Стандартам аудита и специальных стандартов Экспертный комитет будет в целом руководствоваться международными аудиторскими стандартами.

Для понимания и применения основных принципов и процедур, а также использования соответствующего руководства аудитору необходимо рассмотреть полный текст Стандартов аудита, включая пояснительный и прочий материал.

При наличии исключительных обстоятельств аудитор вправе на основании собственных суждений отклониться от Стандартов аудита, Дополнений к Стандартам аудита и руководства по применению Стандартов аудита с целью более эффективного достижения цели проведения аудита. В случае возникновения подобной ситуации аудитору следует быть готовым к оправданию своих действий, повлекших отклонение от Стандартов аудита. Аудитор обязан отметить данные факты в рабочей документации.

Стандарты аудита необходимо применять только в отношении вопросов, имеющих существенное значение.

Стандарты аудита используются при аудите Банка России и кредитных организаций в той степени, в которой они применимы для такого аудита в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

ПРОВЕДЕНИИ АУДИТА КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ БАНКОВСКИХ/КОНСОЛИДИРОВАННЫХ ГРУПП

При проведении аудита кредитных организаций (банковских/консолидированных групп) и подготовке аудиторского заключения по финансовой (бухгалтерской) отчетности кредитных организаций (банковских/консолидированных групп) необходимо руководствоваться федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 года N 696 "Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности".

По итогам деятельности кредитных организаций за год аудиторские организации проводят аудиторскую проверку с целью выражения мнения о достоверности следующих публикуемых форм годового отчета, кредитных организаций: бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, данных о движении денежных средств, а также информации об уровне достаточности капитала, величине резервов на покрытие сомнительных ссуд и иных активов, составленных в соответствии с Указанием Банка России от 14 апреля 2003 года N 1270-У "О публикуемой отчетности кредитных организаций и банковских/консолидированных групп".

Указание ЦБ РФ от 13.12.2001 N 1069-У утратило силу в связи с изданием Указания ЦБ РФ от 23.12.2004 N 1535-У. О порядке составления кредитными организациями годового бухгалтерского отчета см. Указание ЦБ РФ от 17.12.2004 N 1530-У.

Для обеспечения возможности выразить мнение о достоверности публикуемых форм годового отчета кредитных организаций аудиторские организации вправе требовать от аудируемых лиц представления форм годового отчета, перечисленных в пункте 1.1 Указания Банка России от 13 декабря 2001 года N 1069-У "О годовом отчете кредитной организации".

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.