Рефераты. Банки и банковские операции

а основании анализа информации о предлагаемых российскими банками депозитных услуг можно судить о некоторых нетрадиционных подходах в их деятельность с учетом того, что за последние годы ассортимент депозитных услуг значительно расширился и продолжает расширяться и банки стремятся максимально учесть потребности различных категорий вкладчиков: отсюда детские вклады, пенсионные, для VIP-клиентов и т.п.):

1. учет психологического фактора: предложение вкладов с подчеркиванием в названии влияющего стимула («Стабильный», «Оптимальный», «Доходный», «Престижный», «Выгодный», «Удобный», «Привилегированный» и другие вклады);

2. увязка отдельных видов вкладов социальными и материальными потребностями вкладчиков («Образовательный», «Медицинский», «Жилищный», «Отпускной», «Мой автомобиль» и другие вклады);

3. творческий подход к определению названия вклада (например, вклады «Зимняя сказка», «Быстрый доход», «Золотой ларец», «Золотой вариант» и т.д.);

4. сохранение на ряду с новыми традиционных названий вкладов с расчетом на консервативных вкладчиков («Срочный», «Сберегательный», «Накопительный» и т.д.);

5. для отдельных банков характерно увязывать название различных видов вкладов с названием банка (вклады «Импэкс-инвестор», «Импэкс-финансист», «Диалог-Престиж», «Русский Стандарт-Депозит» и т.д.);

6. предложение особого вида вклада в связи с годовщиной деятельности банка: во-первых, подчеркивается деятельность срока функционирования, во-вторых, в связи с годовщиной по данному вкладу предлагаются более выигрышные для вкладчика условия (например, вклад «К десятилетию банка» и т.п.);

7. в пределах одного вида вклада предлагаются различные условия. Как правило, это касается минимальной суммы и срока вклада: чем выше минимальная сумма вклада, тем выше проценты;

В целом банки активно ищут пути для дальнейшей диверсификации ресурсов.

Кроме того, еще одной важной современной тенденцией является развитие технологии гибких депозитных счетов, когда в одном счете сочетаются преимущества счетов до востребования и срочных счетов. По таким счетам устанавливается, как правило, сравнительно небольшая сумма первоначального срочного вклада и предоставляется возможность неограниченных дополнительных взносов и снятий в любое время средств сверх основной суммы вклада.

Анализу банковских процентов уделяется особое внимание, поскольку проценты - это основной источник операционных доходов банка (проценты полученные) и основной источник операционных расходов банка (проценты уплаченные). С одной стороны, банк заинтересован в том, чтобы платить более низкий процент, с другой - он должен устанавливать «конкурентоспособный» процент, чтобы привлечь клиентов, для которых основной критерий - доходность вклада.

Следующая группа методов управления привлеченными ресурсами непосредственно связана с клиентами, их изучением, диагностикой, стимулированием. Сюда входят: формирование картотеки клиентов, мониторинг рынка банковских услуг, рекламирование банковских продуктов, формирование имиджа, обеспечение высокого качества обслуживания, формирование комплексных услуг.

Каждый банк имеет определенную базу данных, где хранится информация о его клиентах. Естественно, что в век стремительного прогресса эти базы имеют электронную основу. Подобные базы данных по сути представляют собой картотеку клиентов. Формирование картотеки клиентов имеет для банка особое значение, поскольку каждый клиент - это особая история и ситуация. По каждому клиенту должны отражаться все входящие данные (личные данные, дата обращения в банк и т.п.), перечень оказываемых и оказанных услуг, условия оказания услуг (могут быть специфичными для конкретного клиента), движение средств по открытым счетам (в зависимости от характера счета) и т.п.

Большое значение для улучшения банком своих конкурентных позиций имеет оценка мотивации клиентов при выборе банка. Некоторые банки в целях определения мотивов, побуждающих клиентов открывать счета, проводят анкетирование на этапе открытия и закрытия счета. Как показывают исследования, для корпоративных клиентов важным является имидж банка, предоставление полного комплекса услуг, открытость банка для общения с клиентом, высокая скорость проведения платежей и т.п. Немаловажную роль играют рекомендации других клиентов. Основной причиной закрытия счета является предложение банками-конкурентами более привлекательных условий обслуживания (более низкие тарифы на расчетно-кассовое обслуживание, упрощенная процедура выдачи кредита и т.п.).

Мониторинг рынка банковских услуг на постоянной основе необходим для отслеживания изменение спроса потребителей банковских услуг и гибкого реагирования на «прописки» конкурентов по «перехвату» и «переманиванию» клиентов. И то и другое ориентировано на поддержание конкурентной позиции банка. Разумеется, каждый банк заинтересован в усилении своей рыночной позиции, вплоть до монополизации отдельных сегментов. Однако в условиях, когда рынок поделен между банками, актуальность приобретает сохранение занятых рыночных позиций или поиск новых ниш. Даже рынок обанкротившихся банков в условиях сильной конкуренции нелегко захватить. Это требует от банка быстрой реакции и готовности ответить на действия конкурентов. Кроме того, особенностью современного рынка банковских услуг является «прозрачность». Достаточно банку совершить ошибку или понизить качество услуг, он начинает терять клиентов.

Особую роль банки отводят рекламированию своих услуг в целях стимулирование притока средств. Большей частью рекламы банковских услуг основываются на внушении доверия к банку, подчеркивая его надежность, длительность существования, какие-то конкурентные преимущества («только мы предлагаем…», «только у нас вы сможете…» и т.п.), место в рейтинге (например, что банк входит в десятку крупнейших банков (в Приложениях В и С предложены крупнейшие банки г. Екатеринбурга и России) и т.п.), удобство обслуживания и др.

Однако крупные банки рекламируют и отдельные виды услуг, более того конкретные вклады (например, в зимний период рекламируются вклады «Новогодний», «Рождественский» и т.п.).

Несомненно грамотная рекламная политика сегодня необходима банкам и призвана помочь в поиске новых клиентов.

Формирование имиджа также требует определенных затрат денег и сил, однако, как в случае с рекламой, это оправданные расходы. Для вкладчика традиционно было главным наличие имиджа надежного банка. Сегодня, когда государство позаботилось об обеспечении интересов вкладчиков, создав систему гарантирования вкладов, важность надежности банка для вкладчиков, а следовательно, рискованности вклада, несколько «отступила» на задний план. Поэтому сегодня для банков является более актуальным формирование имиджа высокотехнологичного и удобного банка, предлагающего широкий спектр услуг и высокое качество обслуживания.

Дизайн офисов, отличное обслуживание являются сегодня необходимым атрибутом конкурентоспособности банка. Текущие условия рынка требуют от банка не только качественного оказания услуг, но и заставляют постоянно совершенствовать технологию обслуживания для достижения максимального удобства клиентов.

Используемые современными банками способы оказания услуг условно можно разделить на традиционные и дистанционные. Дистанционное обслуживание предполагает обслуживание клиента на расстоянии путем использования различных каналов передачи информации. Обслуживание клиентов на дому или на рабочем месте, так называемый home banking, является сегодня одной из наиболее перспективных форм предоставления банковских услуг физическим лицам. Благодаря такой форме взаимоотношений с банком клиент получает возможность управлять открытыми ему счетами (текущими, депозитными и т.д.), осуществлять расчеты, контролировать движение средств на счетах и т.д., не выходя из дома.

В последнее время в обиход стало входить выражение «пакетирование услуг», которое, по сути, характеризует комплексные услуги. Некоторые российские коммерческие банки, к примеру, предлагают своим клиентам пакет услуг, включающий открытие срочного депозитного счета, оплату коммунальных услуг и других счетов, заказ авиабилетов со специальной скидкой. Несомненно, предоставление комплексных услуг имеет большие перспективы, поскольку выгодна как для банка, так и для клиентов.

3. Современное состояние банковского сектора. Проблема привлечения «длинных денег»

В последние годы отечественная банковская система интенсивно развивается, поддерживая высокую кредитную активность. Но масштабы последней пока явно недостаточны, чтобы обеспечить структурную перестройку российской экономики. Во--первых, круг компаний, имеющих возможность регулярно удовлетворять свои инвестиционные потребности за счет банковских кредитов и облигационных займов, весьма узок, а объемы, сроки и условия кредитования, предлагаемые банками, никак не могут устроить клиентов -- как корпоративных, так и частных.

Причины известны: высокий уровень рисков, а самое главное -- дефицит устойчивых пассивов. Это остается одной из основных нерешенных проблем большинства наших банков, ограничивающей их возможности по предоставлению «длинных» кредитов.

В последнее время тема рефинансирования российских банков вызывает оживленные дискуссии в печати. Рост российской экономики требует адекватной финансовой поддержки со стороны банковского сектора как предприятиям и организациям, так и частным лицам. На первый план выступает проблема привлечения дешевых ресурсов для российских кредитных организаций.

Банки, ориентированные на активное развитие и расширение своей деятельности в настоящее время сталкиваются с необходимостью привлечения значительных ресурсов. Расширение возможностей по кредитованию населения и предприятий в условиях роста российской экономики побуждает российские кредитные институты к активному поиску источников финансирования. Кредитные организации стараются не упустить своих позиций и активно развиваться. Данная тенденция характерна для всех российских кредитных институтов, начиная от крупных столичных банков, заканчивая небольшими региональными банками.

Крупные банки (Внешторгбанк, Газпромбанк) и средние (Международный банк Санкт-Петербурга, Юниаструм банк) присматриваются к такому виду финансирования как IPO. Участники рынка ожидают привлечь значительные средства через данный инструмент финансирования. IPO имеет ряд принципиальных преимуществ перед другими формами привлечения ресурсов. В частности, привлечение акционерного капитала позволяет улучшить баланс банка, повысить значения коэффициентов достаточности капитала. Центральный банк РФ в прошлом году призвал отечественные кредитные организации к активному выходу на IPO. Банк России стал беспокоиться о необходимости повышения капитализации российских банков в связи с заметным снижением средних показателей достаточности капитала в 2005 году с 19% до 16% и приближением его к значению норматива (10%).

Однако несмотря на все преимущества следует учитывать, что в действительности к инструменту IPO смогут прибегнуть лишь немногие банки. К ним относятся наиболее крупные кредитные институты с государственным участием, а также крупные банки с прозрачной структурой собственников и понятным, диверсифицированным бизнесом. Несмотря на избыток ликвидности на фондовом рынке следует понимать, что стоимость банка в силу (специфики активов) оценить зачастую сложнее, чем стоимость нефтяной компании. Хорошую перспективу при выходе на фондовый рынок имеют банки, занимающие лидирующие позиции на каком-либо сегменте рынка финансовых услуг. за счет понятной и прозрачной структуры операций каждого из банков.

IPO, разумеется, является не единственной формой привлечения банками финансирования. Хорошей альтернативой размещению акционерного капитала может стать привлечение синдицированного кредитования и облигационных займов. Эти формы долгового финансирования активно использовались российскими банками в последние 5-10 лет. Облигационные займы и синдицированные кредиты являются более дешевым средством привлечения ресурсов, чем размещение акций. При выпуске облигаций банку необходимо предоставить инвесторам конкретную информацию о направлении вложений полученных средств. В российской практике облигационные средства привлекались на развитие факторинговой деятельности (Банк "Национальная факторинговая компания"), ипотечное кредитование (Банк Жилищного Финансирования), потребительское кредитование (Банк "Русский Стандарт"), на финансирование программ агропромышленному комплексу (Татфондбанк) и т.п. В последнее время банки стали все активнее использовать облигации как инструмент заимствования.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.