По некоторым параметрам синдицированные кредиты предпочтительнее облигационных займов. Эффективная процентная ставка по кредитам ниже, чем доходность облигаций. Кроме того, раскрытие информации о заемщике происходит в том объеме, в каком это было согласовано между банками-кредиторами и банком-заемщиком. Выпуск долговых ценных бумаг предполагает более полное раскрытие информации об эмитенте. Привлечение синдицированного кредита требует предоставления существенно меньшего количества документов.
Российские банки неохотно используют такой механизм финансирования как кредиты Банка России. Основным сдерживающим моментом является, безусловно, достаточно высокая ставка привлечения средств (10,25%) Большинство средних и крупных банков имеют возможность привлекать долговое финансирование под меньшие проценты. К рефинансированию ЦБ банки прибегают лишь в исключительных случаях недостатка ликвидности. Основным спросом в связи с этим пользуются именно внутридневные кредиты и операции прямого РЕПО (на 1 день). Более долгосрочные инструменты практически не используются. В то же время, позицию регулятора понять можно. Роль Центрального банка заключается в том, чтобы выполнять функции "кредитора в последней инстанции", он не должен составлять конкуренцию другим источникам финансирования и тем самым искажать рыночные стимулы. В связи с этим критика Центрального Банка в завышении процентных ставок представляется не вполне обоснованной.
Межбанковское кредитование также как и финансирование ЦБ носит краткосрочный характер. Большинство кредитов укладываются в однодневный срок, максимум месяц. Однако банки пока еще неохотно открывают лимита на своих контрагентов в результате чего данный механизм не может представлять собой существенного финансового ресурса. Его основное предназначение в настоящее время -- "корректировка" баланса и нормативных показателей для соответствия требованиям регулятора.
Депозиты пока являются основным инструментом привлечения финансирования для российских банков (см. Приложение С). Коммерческим банкам в условиях конкурентной борьбы на рынке кредитных ресурсов необходимо постоянно заботиться как о количественном, так и о качественном улучшении своих депозитов. Деятельность коммерческого банка при этом заключается в следующем:
· депозитные операции должны содействовать получению прибыли или создавать условия для получения прибыли в будущем;
· депозитные операции должны быть разнообразными и вестись с различными субъектами;
· особое внимание в процессе организации депозитных операций следует уделять срочным вкладам;
· должна обеспечиваться взаимосвязь и согласованность между депозитными и кредитными операциями по срокам и суммам депозитов и кредитных вложений;
· организуя депозитные и кредитные операции, банк должен стремиться к минимизации своих свободных ресурсов;
· банку следует принимать меры к развитию банковских услуг, способствующих привлечению депозитов.
За последние два года доля средств клиентов в пассивах российских банков выросла на 5 п.п.: с 53,6% до 59,7%. Этот рост обусловлен, в первую очередь, увеличением доли депозитов юридических лиц. Доля депозитов физических лиц и средств предприятий и организаций практически не изменилась. Представленные данные свидетельствуют о том, что пока еще преждевременно говорить о снижении роли депозитов как источника средств для банков.
Оценивая более продолжительный период (в 5-6 лет) можно говорить о повышении роли депозитов. Доля депозитов физических лиц в пассивах банковского сектора в настоящее время демонстрирует положительную тенденцию.
У крупных банков, больше возможностей привлекать ресурсы по разумным процентным ставкам, но депозиты всё равно остаются важным источником формирования ресурсной базы. В среднесрочной перспективе благодаря экономическому росту все банки будут остро нуждаться в привлечении средств и депозиты останутся важным источником финансовых ресурсов. Тенденция перехода на другие источники ресурсов, характерная для Европы, до нас еще не скоро доберется. Пока спред между ставками привлечения и ставками кредитования на российском рынке достаточно высокий, и это позволяет банкам получать хорошую процентную маржу.
Выбор того или иного источника финансирования зависит, прежде всего, от целей привлечения средств. Банк должен следить за тем, чтобы соблюдался, до определенной степени, паритет привлеченных и размещенных средств по срочности и стоимости привлечения. Стоимость привлечения средств банком, как и корпоративным заемщиком, будет существенно различаться для различных банков и зависеть от целого ряда факторов. Одним из важнейших факторов является рейтинг кредитоспособности (надежности), присвоенный банку рейтинговыми агентствами. Другим фактором является структура собственности кредитной организации и ее транспарентность. Также многое зависит от уровня развития банка и его стратегии. В частности, если банк планирует расширение масштабов деятельности (например, экспансию в регионы страны), то банк может привлечь акционерный капитал. На Западе это является нормальными "правилами игры". В западных странах средства от IPO принято направлять именно на развитие бизнеса, а не "замораживать" на чьих-либо счетах. Ведь потенциальные акционеры готовы платить высокую цену за банк только в том случае, если они четко видят перспективы развития его деятельности.
В то же время средства облигационных займов можно направлять на кредитование и т.п. Некоторые международные организации (МФК, МБРР) открывают специальные целевые кредитные линии российским банкам, кредитующим малый и средний бизнес. К сожалению, пока не все банки четко осознали, что перед тем как привлекать средства необходимо иметь четкое представление о том, куда они будут направлены. Банку будет проще найти общий язык с потенциальными акционерами (заемщиками) в том случае, если он предоставляет информацию об объектах вложения привлеченных ресурсов.
Другим важным фактором является размер банка. Банки, не входящие в топ-50 российских банков и не занимающие при этом лидирующих позиций в каком-либо определенном сегменте рынка (будь то потребительское кредитование, либо факторинговые операции или системы денежных переводов) сильно ограничены в инструментах привлечения средств. Для них практически закрыта дорога на IPO и облигационные займы обойдутся слишком дорого. Не стоит забывать и тот факт, что привлечением ресурсов в объемах менее 50 млн. долл. (через облигационный заем, либо IPO) практически не предоставляет интереса ни для зарубежных, ни (даже) для российских организаторов. Да и у потенциальных инвесторов/кредиторов интереса к подобным кредитам (или пакетам акций) может не возникнуть. Как правило, в настоящее время банки привлекают через данные механизмы суммы от 100 млн. долл. и выше. Поэтому для подобных банков не остается выбора относительно источников привлечения средств: депозиты физических и юридических лиц, средства собственников банка, выпуск векселей, кредиты Банка России и рынок межбанковского кредитования.
Заключение
Итак, пассивные операции банка - это такие операции, в результате которых происходит увеличение денежных средств, находящихся на пассивных счетах и которые отражаются по пассивной стороне банковского баланса. Пассив баланса складывается из долговых обязательств банка (задолженности по привлеченным и заемным средствам) и капитала (собственных средств). При этом доля собственных средств в общей сумме пассивов составляю всего 12 - 20%, а доля обязательств банка - до 90%. Следовательно, в современных условиях банки стремятся как можно больше привлечь денежных средств с помощью депозитов, займов (у ЦБ РФ и на межбанковском рынке), а также эмиссии ценных бумаг. Однако основную долю занимают депозиты физических и юридических лиц, они остаются главным источником формирования денежных средств банка.
Таким образом, на сегодняшний день банки стремятся учесть при формировании политики в области привлечения ресурсов все факторы, которые могут оказать воздействие на ресурсную базу; они используют различные методы управления привлеченными ресурсами, стремятся обеспечить адекватность качественных характеристик предлагаемых услуг (условий привлечения) целям вложения клиентов (для проведения расчетов, сбережения, накопления, получение доходов и т.п.); расширяют ассортимент предлагаемых банковских и комплексных услуг; при этом главным приоритетом становится приоритет формирования имиджа высокотехнологичного и удобного банка, предлагающего широкий спектр услуг и высокое качество обслуживания.
Не смотря на все это, главной проблемой в банковской системе остается проблема привлечения «длинных денег», которые очень необходимы для развития той же ипотеки.
Список литературы
1. Федеральный закон от 02.12.1990 №395-1 (ред. от 17.05.2007) «О банках и банковской деятельности»
2. Инструкция ЦБ РФ от 14.01.2004 №109-И (ред. от 14.05.2007) «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций».
3. Инструкция ЦБ РФ от 10.03.2006 №128-И (ред. от 10.03.2007) «О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории РФ».
4. Борисова А.Б. Большой экономический словарь. Издание 2-е переработанное и дополненное. - М.: Книжный мир, 2006. - 860 с.
5. Деньги. Кредит. Банки.: учебник для вузов / А.Ю. Казак, М.С. Марамыгин, Е.Н. Прокофьева, Е.Г. Шатковская, О.А. Солодова, Т.Д. Сиколенко; под ред. проф. А.Ю. Казака, проф. М.С. Марамыгина. - Екатеринбург: Издательство АМБ, 2006.-688с, 37 рис., 57 табл. + Прил. - (Современные финансы и банковское дело).
6. Деньги, кредит, банки: учебник / колл. авт.; под ред. засл. деят. науки РФ, д-ра экон. наук, проф. О.И. Лаврушина. - 4-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2006.-560 с.
7. Банковское дело: Учебник 4-е изд., перераб. и доп. / Под ред. проф. В.И. Колесникова, проф. Л.П. Кроливецкой. - М.: Финансы и статистика 2002. -464.
8. Финансы, денежное обращение и кредит: Учеб. пособие / Под ред. А.Ю. Казака. Екатеринбург: РИФ «Солярис», 2001.
9. Банки и небанковские кредитные организации и их операции: Учебник / Под ред. Е.Ф. Жукова. М.: ВЗФЭИ, 2004.
10. Воронин В.П., Федосова С.П. Деньги, кредит, банки: Учеб. Пособие. М.: ЮРАЙТ. 2002.
11. Деньги, кредит, банки: Учебник / Под ред. Е.Ф. Жукова. М.: ЮНИТИ, 2003.
12. Финансы и кредит: Учебник / Под ред. М.В. Романовского и Г.Н. Белоглазовой. М.: ЮРАЙТ, 2003.
13. Л.Х.-М. Хашиева Методы управления привлеченными ресурсами коммерческого банка: классификация, характеристика и основные тенденции развития // Финансы и кредит. 2005. №28 (196).
14. Ивантер А. Как создать капитал // Эксперт. - 2005. №1/2 - С. 60-63.
15. Васильева Н.Ф. Методика комплексного анализа привлеченных средств банка // Банковские услуги. - 2006. №8 - С. 10-19.
16. Оленин А.Е. Договор банковского вклада: правовая основа, виды, порядок начисления процентов // Аудиторские ведомости. - 2005- №1 - С.57-67.
17. Романова М.В., Суворова С.А. Привлечение корпоративных клиентов на обслуживание в банк с учетом налогообложения // налоговый вестник. -2005. №7 - С. 93-97.
18. Сатарова Н.А. Банковский счет: открытие и закрытие по новым правилам // Право и экономика. - 2007. №1- С.57-61.
19. www.cbr.ru
20. www.bankir.ru
21. www.lia.net.economics.ru
22. www.banki.ru
23. www.bibliotekar.ru
24. www.raexpert.ru
25. www.hi-edu.ru
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6