. Конечно, это были уже не те союзные специализированные банки, охватывающие капиталы всех подчиненных им структур, от них прежде всего отделились некоторые республиканские кредитные учреждения, а внутри России зна-чительная часть региональных банков стали автономными. И тем не менее капиталы самых крупных шести банковских гигантов г. Москвы были почти в 1,4 раза больше капитала других банков, входящих в число 50 крупных банков бывшего Союза.
Разумеется, деятельность бывших специализированных банков с новыми названиями на первых порах была далека от деятельности подлинных коммерческих банков, по-прежнему им не хватало опыта, знаний, уровень автоматизации был незначительным. К данным банкам, как и прежде, была "прикована" нерентабельная клиентура, их эконо-мическая поддержка со стороны государства была не отработана; коммерческие банки, обслуживая данную клиентуру, выполняя невыгодные для себя операции, по существу оставались банками, слабыми в коммерческом отношении. И тем не менее сформировавшуюся сеть кредитных учреждении уже нельзя было назвать прежними банками. Несмотря на медленный процесс изменения к лучшему, коммерциализация банковской деятельности как важнейшая задача банковской реформы на ее втором этапе постепен-но находила свои формы реализации. Торговля ресурсами, межбанковские кредиты, платность ресурсов, получаемых в порядке временного заимствования от Центрального банка, работа на собственных и привлеченных ресурсах неизбежно приводили к новой экономической ситуации, заставляющей банки менять стиль и методы своей деятельно-сти.
В 1991 г. продолжался процесс разгосударствления банковской системы. Хотя в скрытой форме многие из банков продолжали оставаться государственными, ибо их капитал складывался из ресурсов прежних отраслевых министерств, государственных объединений, государственных предприятий и банков, тем не менее постепенно по мере акционирования экономических агентов они все более приобретали акционерные черты. Этот процесс еще более оживился в конце 1991 г., когда ряд банков объявил о выпуске своих акций. Акционерами банка, таким образом, становились не только юри-дические, но и физические лица. Акционирование банковской системы получило им-пульс для развития, оно стало более демократичным, а сами банки приступили, нако-нец, в более массовом порядке к выпуску и продаже своих акций.
Новое продолжение реформа банковской системы получила в результате распада Советского Союза и образования Содружества Независимых Государств. Ликвидация государственных союзных структур (министерств, ведомств, комитетов) неизбежно привела к упразднению Государственного банка СССР, автономности эмиссионных банков суверенных республик. Госбанк СССР прекратил свое существование, эмисси-онное дело перешло полностью к Центральному банку РСФСР. России предстояло войти в третий период банковской реформы, направленной на координацию денежной политики, преодоление инфляции, подготовку денежных реформ и укрепление позиций коммерческих банков.
Таким образом, банковская реформа, начавшаяся с середины 1987 г., привела к принципиальным коренным преобразованиям банковской системы и превращению ее в структуру нового типа. За годы реформы произошли следующие преобразования:
1) ликвидация государственной монополии на банковское дело. После долгого пере-рыва право на создание банков получили различные экономические агенты - юриди-ческие и физические лица;
2) переход к формированию двухуровневой банковской системы, принятой в мире, при которой на первом уровне сосредоточивается эмиссионное дело (ЦБ России), на втором - функционируют коммерческие банки, обслуживающие потребности предпри-ятий и населения;
3) перевод деятельности банков на законодательную основу: выходят законы, опре-деляющие задачи и регламентирующие деятельность как Центрального банка России, так и коммерческих банков. Эмиссионный банк выводится при этом из подчинения исполнительной власти и передается в ведение законодательной власти;
4) децентрализация управления банковской сферой. Вместо Государственного банка СССР с его централизованной системой управления кредитными ресурсами, а затем правлений специализированных банков (Промстройбанка СССР, Агропромбанка СССР и Жилсоцбанка СССР) с вертикальной схемой управления создана сеть коммерческих банков, выступающих в качестве самостоятельных юридических лиц;
5) акционирование банковского капитала, формирование банков на базе многооб-разных типов собственности, в том числе частного капитала. Разгосударствление собст-венности на банковский капитал породило сеть кредитных учреждении, адекватную типам собственности в стране;
6) коммерциализация банковского дела. Главным принципом деятельности коммер-ческого банка становится получение прибыли, развитие рыночной мотивации в работе кредитных учреждений, сферы услуг и качества обслуживания клиентов;
7) изменения в рыночных структурах, сопутствующих банковскому бизнесу. Наряду с банками в стране начали активно функционировать биржи, появились всевозможные посреднические организации, аудиторские фирмы и страховые компании, к лучшему менялась система кредитования предприятий. Сложившаяся в то время банковская система России вместе с тем имела еще недостроенное "здание". Можно сказать, что пока был создан определенный каркас нового банковского комплекса, впереди пред-стояла значительная работа по модернизации содержания, стиля и методов банковского обслуживания, были необходимы значительные усилия по стабилизации денежного обращения, повышению роли кредитной системы в развитии экономики.
Можно утверждать, что в течение 1992-1995 гг. происходил бурный экстенсивный рост банковской системы России. В 1996 г. началась и продолжается в настоящее вре-мя стадия качественной ее эволюции.
2. Современная структура банковской системы России
В России начали действовать самые разнообразные банки. Их можно классифици-ровать прежде всего по признаку собственности. Хотя монополия государства на бан-ковское дело была ликвидирована, тем не менее она сохранилась в системах Централь-ного банка, Сберегательного банка, Внешторгбанка, Промстройбанка и других банков, где признак государственности с позиции собственности на банковский капитал явля-ется основополагающим. Исходным в деятельности таких банков является ее подчинен-ность государственным национальным интересам.
На базе государственной собственности функционируют и другие банки, учредите-лями которых явились отраслевые министерства и ведомства. Среди них Нефтехим-банк, Нефтегазстройбанк, Рыбхозбанк, Связь-банк, Химбанк, Автобанк, Аэрофлот, Коопбанк Центросоюза и др. Особенность данных банков состоит в том, что их стар-товый капитал не являлся единственным капиталом, скорее всего, он выступал как акционерный капитал, поскольку мог включать другие части, относящиеся к другим формам собственности. Это, однако, не мешает данным банкам оставаться в опреде-ленной степени государственными, содействовать развитию предприятий соответст-вующей отрасли народного хозяйства.
Наиболее распространенной формой собственности в современном банковском деле России является акционерная форма. Акционерами коммерческого банка обычно вы-ступают как юридические, так и физические лица. Уставный капитал таких банков неодинаков. Для коммерческих банков, действующих в качестве обществ с ограничен-ной ответственностью либо акционерных обществ закрытого типа, минимальный размер уставного капитала в те годы был определен в сумме 5,0 млн. руб., для коммерче-ских банков, действующих в виде акционерных обществ открытого типа, - в сумме 25,0 млн. руб. Количество коммерческих банков быстро возрастает.
Данные, характеризующие некоторые стороны деятельности коммерческих банков, приведены в табл. 1.
Таблица 1
Основные показатели деятельности коммерческих банков России
Динамика численности банков до 1995 г. свидетельствует об их неуклонном росте. Если на начало 1989 г. в целом по СССР насчитывалось всего 43 коммерческих банка, на начало 1990 г. - 224, то к началу 1991 г. их было уже 1357, а на 1 января 1995 г. было зарегистрировано 2517 коммерческих банков и 5486 филиалов. Мировая банков-ская история не знает аналога тому, что произошло в России. За кратчайший с точки зрения истории срок (с 1988 по 1995 г.) возникло более 2500 самостоятельных банков. В США для создания 1000 банков потребовалось около 80 лет См.: Банковская система России. Настольная книга банкира. Кн. 1. М.: ТОО «Инжиниринго-консалтинговая компания "ДЕКА"», 1995. С. 71.. По числу банков в расчете на 1 млн. граждан Россия обогнала Англию и Японию, существенно уступая Германии и США. Кстати, в Америке, которая сравнима с Россией по территориаль-ным параметрам, насчитывается 13,5 тыс. банков, имеющих 50 тыс. филиалов. При этом сами американцы считают свою банковскую систему оптимальной.
Одновременно происходили крупные структурные изменения в системе коммерче-ских банков: уменьшалось число банков с небольшим объявленным уставным фондом (до 500 млн. руб.) и, напротив, увеличивалось число банков с крупным уставным фон-дом. Так, доля банков с уставным капиталом от 5 млрд. до 20 млрд. руб. составила на 1 декабря 1997 г. 35,4%. Уставный фонд 272 банков (15,8%) превышал 20 млрд. руб., в том числе у 189 банков (11%) он превышал 30 млрд. руб. Наблюдается, таким образом, процесс стратификации (расслоения) коммерческих банков, когда выделяется, с одной стороны, небольшая группа мощных банков, а с другой, - узкая прослойка средних банков и большое количество малых банков с недостаточным капиталом. Именно не-большие банки в определенном смысле цементировали экономику России, особенно в отдаленных ее регионах, куда не дотягиваются "руки" крупных кредитных предприятий. Крупные банки имеют 400 филиалов (без учета филиалов Сбербанка), а админи-стративных районов в Российской Федерации - около 2 тыс. Ясно, что только малые и средние банки могут заполнить пустующие ниши, стать финансовой опорой развиваю-щегося на периферии малого бизнеса.
Одной из характерных особенностей банковской системы России является неравно-мерность размещения банковских учреждений (банков и их филиалов) по территории страны. Прежде всего, заметна их концентрация в Москве, где на начало 1998 г. из 1697 кредитных организаций было сосредоточено 706, или более 40% всех коммерче-ских банков страны. На Центральный экономический район в целом приходится 48,5% коммерческих банков. Лидером по количеству коммерческих банков является также Северный Кавказ, в 10 раз опережающий находящийся в аутсайдерах Центрально-черноземный район Финансы России: Статистический сборник. М.: Госкомстат России, 1998. С. 204-205..
На другом полюсе по числу коммерческих банков находятся прежде всего почти все автономные округа Крайнего Севера. Менее чем по 10 коммерческих банков зарегист-рировано в ряде областей европейской части России.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5