Рефераты. Банковский надзор (международный опыт)

Банковский надзор (международный опыт)

Министерство образования РФ

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н.И ЛОБАЧЕВСКОГО

ФИНАНСОВЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра “Банки и Банковское дело”

Допускается к защите

зав. Кафедрой

-----------___________________

к. э. н.

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

БАНКОВСКИЙ НАДЗОР (МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ)

Выполнила студентка

гр. 13Ф59 СФО____________________________

Руководитель

________________________________________

Рецензент

главный бухгалтер______________________

Н.Новгород, 2005

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.

Глава 1.Банковская система как объект банковского надзора

1.1 Центральные и коммерческие банки

(как обьект банковского надзора)

1.2 Статус центральных банков.

Глава 2. Организация банковского надзора (зарубежный опыт)

Часть 1 Системы банковского надзора зарубежных стран

2.1.1 Система банковского надзора в США

2.1.2 Система банковского надзора в Великобритании

2.1.3 Банковский надзор в Италии

2.1.4 Банковский надзор в Нидерландах

2.1.5 Банковский надзор во Франции

Часть 2 Этапы банковского надзора

2.2.1 Лицензирование банков.

2.2.2 Проверка отчетности,предоставляемой банками

2.2.3 Инспектирование (ревизия) на местах

2.2.4 Контроль за соблюдением банками требований

надзорных органов.

Глава 3 Банковский надзор в России

Часть 1 Правовые основы банковского надзора в России

Часть 2 Проблемы и перспективы банковского надзора

3.2.1 Требования к совершенствованию банковского

надзора в России.

3.2.2 Развитие банковской системы (оптимизация структуры)

3.2.3 Основные направления совершенствования нормативной базы банковского надзора

3.2.4 Основные направления работы с проблемными банками

3.2.5 Принципы воздействия на проблемные банки

3.2.6 Применение к кредитным организациям мер регулирования

3.2.7 Взаимодействие Банка России при организации надзора

с государственными и международными организациями

Заключение

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Надзор - форма деятельности различных государственных органов по обеспечению законности.

Банковский надзор-это надзор в банковской сфере. Организация банковского надзора основывается на национальной законодательной базе и рекомендациях международных банковских комитетов. Система банковского надзора обычно включает:

· типы банковских учреждений,подлежащих надзору;

· процедуру выдачи лицензий на совершение банковских операций;

· стандарты бухгалтерского учета,банковской и статистической отчетности;

· порядок аннулирования лицензий на банковскую деятельность или ограничения банковских операций;

· обязательность аудиторских проверок;

· порядок назначения временной администрации по управлению банком;

· объявление банков неплатежеспособными.

Организационная структура банковского надзора характеризуется значительным разнообразием. В таких странах, как Великобритания, Италия, Нидерланды надзор за деятельностью коммерческих банков осуществляют национальные центральные банки. В Канаде и Швейцарии органы надзора отделены от центральных банков. В Германии, США и Японии существует смешанная система ,при которой центральные банки разделяют обязанности по надзору с государственными органами. В отечественной практике надзор за деятельностью коммерческих банков и кредитных учреждений выполняет Центральный банк Российской Федерации, который имеет три подразделения, выполняющие функции надзора:

Контрольно-ревизионное управление, осуществляющее ревизии главных

территориальных управлений Центрального банка;

Департамент банковского надзора;

Управление инспектирования коммерческих банков.

Свои полномочия органы надзора могут выполнять в процессе выдачи лицензий на банковскую деятельность;принятия решения об ограничении круга выполняемых операций;осуществления контроля за действующим банком.

Можно выделить следующие виды контроля за деятельностью коммерческих банков: государственный, ведомственный и независимый контроль.

Государственный контроль за деятельностью коммерческих банков выражается действующей системой банковского законодательства. Все банки функционируют в рамках принятых законодательными органами законов, регламентирующих деятельность Центрального банка, коммерческих банков и кредитных учреждений.

Ведомственный контроль включает надзор за деятельностью коммерческих банков со стороны Центрального банка страны. Задачи, цели и границы ведомственного контроля определены соответствующими законодательными актами.

Независимый контроль - это контроль, осуществляемый независимыми вневедомственными организациями, т.е. аудиторскими фирмами.

Целью данной дипломной работы является выявление проблем и перспектив развития банковского надзора в России и анализ опыта других стран в этой области.

Глава 1.Банковская система как объект банковского надзора.

1.1 Центральные и коммерческие банки

В современных банковских системах развитых стран существует два основных типа банков - коммерческие и центральные. К группе коммерческих банков в разных развитых странах относится целый ряд институтов с различной структурой и разным отношением собственности. Не одинаково трактуется в разных странах и само понятие "коммерческие банки".

Главным их отличием от центральных является права эмиссии банкнот.

Среди коммерческих банков различают два типа - универсальные и специальные банки. Универсальные банки осуществляют все или почти все виды банковских операций: предоставление как краткосрочных, так и долгосрочных кредитов; операции с ценными бумагами, прием вкладов всех видов, оказание всевозможных услуг и т.п.

Специальный банк, напротив, специализируется на одном или немногих видах банковских операций.

В отдельных странах банковское законодательство препятствует или просто запрещает банкам осуществлять широкий круг операций. ем не менее прибыли банков от отдельных специальных операций могут быть настолько велики, что деятельность в других сферах становится необязательной.

Преобладание одного типа банков в кредитной системе той или иной страны следует понимать как тенденцию. В отдельных странах, где господствуют, например, универсальные банки, существуют многочисленные специальные банки. И наоборот, в странах с доминированием специальных банков особенно в последние годы все больше проявляется тенденция к универсализации. Это происходит как в результате либерализации банковского законодательства в отдельных странах, так и в результате обхода банками существующих законов. Примером может служить практика создания самостоятельных специальных банков, которые практически принадлежат крупным банком и расширяют диапазон банковских операций последних. К странам, где преобладает принцип специализации банков, относятся Великобритания, Франция, США, Италия и с оговоркой Япония.

Принцип универсализации доминирует в Швейцарии, Германии и Австрии. Однако во многих развитых странах отражаемые статистикой различия двух этих типов банков становятся все более расплывчатыми и спорными, так как даже в тех странах, где согласно статистике господствуют специальные банки, фактически многие из них уже превратились в универсальные. В любых преградах, выставляемых государственными властями на пути универсализации, находятся лазейки. В США - это банковские холдинги. Аналогичные примеры существуют и в других

странах. Коммерческие банки, в целом, можно разделить, как показано на рисунке 1.

На ранней стадии развития стран банки второго типа назывались эмиссионными. Между тем функции эмиссионных банков к настоящему времени значительно расширились. В теории и практике стало употребляться понятие центральные банки. В условиях государственно-монополистического регулирования экономики центральные банки во всех развитых странах играют значительную роль, так как эти банки держат в руках ее важнейшие нити. Если к началу XX столетия эмиссионные банки были частными,то накануне второй мировой войны начался процесс их национализации. В 1938 г. государственным стал банк Канады, в 1939 г.-Немецкий Рейхсбанк, в 1942 г.- банк Японии, в 1946 г.- банк Англии и Франции.

В Германии центральный банк как государственный был создан в 1957 г.Ранее в таком качестве выступал Банк немецких земель. В Австрии центральный банк с 1955 г. является акционерным обществом, 50% участия в нем имеет государство, а остальной капитал принадлежит частным и государственным учреждениям. Банк Швейцарии - также акционерное общество, главным акционером которого являются власти кантонов, кантональные банки и другие государственные институты, а также свыше 5 тыс. частных акционеров. Членами американского центрального банка являются около 6000 различных банков. В Австрии, Швейцарии и США влияние государства на политику центрального банка регулируется законами.

Из того факта, что во многих развитых странах центральные банки являются государственными, не следует, что государство может безгранично влиять на их политику. Сила этого влияния в разных странах различна. Положение центральных банков в целом двояко. С одной стороны,

в важнейших областях экономики и политики они "работают" вместе с правительством,с другой - в вопросах тактики и отдельных областях экономической политики между ними существуют подчас большие разногласия .Эти разногласия иногда носят принципиальный характер.

Центральные банки независимо от того, государственные они или нет, как правило, юридически самостоятельны и не подчиняются государству. Политика центральных банков всегда была камнем преткновения для государства ,монополий и профсоюзов. Так, ориентирующиеся на экспорт монополии выступают за снижение курса валюты их стран. Представители ссудного капитала заинтересованы в стабильности покупательной силы денег. Промышленные предприниматели поддерживают политику "дешевых денег", так как дешевые кредиты стимулируют и позволяют расширять их инвестиции. Профсоюзы выступают за денежную политику, обеспечивающую полную занятость. Государство стремится проводить политику, помогающую устранить дефицит платежного баланса. Все эти и другие противоречия в свою очередь отражаются на политике центральных банков. Приоритет в политике отдается интересам той или другой стороны в зависимости от конкретной расстановки сил. Эта противоречивость целей экономической политики получила в литературе название"магического четырехугольника", углами которого являются экономический рост, полная занятость, стабильность стоимости денег и сбалансированность платежного баланса. Как показывают исследования, в современных условиях одновременное достижение этих целей невозможно.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.