Рефераты. Банковский надзор (международный опыт)

p align="left">21.2 Статус центральных банков

Центральные банки являются юридическими лицами имеющими особый статус, отличительный признак которого - обособленность имущества банка от имущества государства. Хотя формально это имущество находится, как правило, в государственной собственности, центральный банк наделен правом распоряжаться им как собственник.

Этим центральный банк отличается от государственного банка, имущество которого полностью контролируется государством.

Правовой статус центральных банков развитых стран закреплен в правовых актах: законах о центральных банках и их уставах, законах о банковской и кредитной деятельности, в валютном законодательстве. Как правило, основным правовым актом, регулирующим деятельность центрального банка, является Закон о центральном банке, в котором определяются его организационно-правовой статус, функции, процедур назначения высшего руководящего состава, взаимоотношения с государством и национальной банковской системой. Данный закон устанавливает полномочия центрального банка как эмиссионного института страны.

Центральный банк сочетает в себе отдельные черты коммерческого банковского учреждения и государственного ведомства, располагая некоторыми полномочиями в сфере регулирования кредитной системы.

Центральный банк обычно создается в форме акционерного общества. Как правило, его капитал принадлежит государству (Франция, Великобритания, Германия, Нидерланды и Испания) Если государство владеет лишь частью капитала (Бельгия, Япония) или акционерами центрального банка являются коммерческие банки (например, в США ) и другие финансовые учреждения (Италия), государство, тем не менее, играет ведущую роль в формировании органов управления центрального банка.

Содержание и форма взаимосвязей центральных банков с органами государственной власти существенно различаются в разных странах.Взаимодействия такого рода могут быть условно представлены в виде двух моделей:

· центральный банк выступает агентом министерства финансов и проводником его денежно-кредитной политики;

· центральный банк независим от правительства в проведении денежно-кредитной политики без давления со стороны правительственных органов.

Однако в действительности эти модели в чистом виде не действуют.В большинстве стран функционирует промежуточная модель, в рамках которой используются принципы взаимодействия исполнительной власти с центральным банком при определенной степени его независимости.

В законодательстве лишь 5 стран - США , Германии, Швейцарии, Швеции и Голландии-предусмотрено прямое подчинение центральных банков парламентам. В большинстве государств центральные банки подотчетны казначейству или министерству финансов.

В Великобритании, Франции, Италии, Японии и некоторых других развитых странах министерства финансов уполномочены давать инструкции центральным банкам, однако на практике такие случаи довольно редки. Как правило, консенсус достигается на заседаниях правительства, союзов предпринимателей и банкиров и находит отражение в подписании представителями министерства финансов и центрального банка совместных заявлений.

При разногласиях министерства финансов и центрального банка возможен только административный путь их разрешения в форме резолюции парламента или решения правительства. В странах, в которых центральные банки непосредственно подчинены парламентам, с помощью проведения законодательных процедур возможно принятие решений, обязывающих исполнительные органы оказывать содействие центральным банкам в достижении той или иной цели денежно-кредитной политики.

Законодательством ряда стран предусмотрена отчетность центральных банков перед парламентами. Так, Федеральная резервная система США (ФРС) представляет Конгрессу США отчет о своей деятельности 2 раза в год ,а центральный банк Германии и Японии направляет отчеты в парламенты своих стран ежегодно.

Глава 2. Организация банковского надзора (зарубежный опыт).

Часть 1 Системы банковского надзора зарубежных стран.

Основными макроориентированными целями банковского надзора являются:

защита вкладчиков от неэффективного управления банками и мошенничества;

поддержание стабильности банковского сектора посредством предотвращения "системных рисков" (заключающихся в том, что банкротство одного банка может повлечь за собой банкротство нескольких банков и утрату доверия ко всей системе);

защита фонда страхования от потерь в тех странах в которых применяют меры по защите интересов банковских вкладчиков.

В США, Германии, Франции, Японии существует смешанная система банковского надзора, в рамках которой центральный банк разделяет обязанности по надзору с другими государственными органами. В Великобритании, Италии, Нидерландах банковский надзор уполномочены осуществлять исключительно центральные банки.

В Канаде и Швейцарии органы надзора отделены от центрального банка.

Органы денежно-кредитного регулирования и надзоные учреждения показаны в приложениии (табл. 1) .

Банковский надзор в широком смысле включает в себя собственно надзор за банками, называемый дистанционным, или документарным, и инспектирование (инспекционные проверки на местах).

В зависимости от особенностей отдельных стран упомянутые виды надзора неодинаково трактуются.

В ряде стран, например в Великобритании, акцент делается на документарный надзор; в других, например в США, - на регулярное и всестороннее изучение состояния каждого банка при проведении инспекции на месте. Для большинства стран характерно сочетание дистанционного контроля за деятельностью банков на основе анализа отчетных документов с выездом инспекторов для проверки в банки. При этом органы надзора взаимодействуют со службами внешнего и внутреннего аудита банков.

Тесная взаимосвязь систем внешнего и внутреннего контроля за функционированием коммерческих банков присуща, например, Франции, Нидерландам, Великобритании. Государственные органы надзора в этих странах находятся в тесном контакте с частными аудиторскими фирмам, которым оказывают доверие, что значительно облегчает и ускоряет процедуру дистанционного надзора.

Центральные банки упомянутых стран получают и проверяют заверенные внешними аудиторами годовые балансы, а также ежемесячные или квартальные отчеты коммерческих банков с информацией о платежеспособности, ликвидности банка, открытой валютной позиции и непогашенных просроченных кредитах, а также концентрации кредитных рисков, страновых рисках.

В Великобритании внешние аудиторы могут, а в Нидерландах и Франции обязаны незамедлительно информировать центральный банк о неплатежеспособности и неликвидности банка или о случаях их отказа заверять отчет банка. Банк Нидерландов ежегодно проводит совещания с внешними аудиторами, которые несут персональную ответственность в случае нанесения их действиями ущерба коммерческому банку.

Практика надзора в развитых странах отличается разнообразием не только форм его организации, но и органов его проведения. Как правило ,функции надзора выполняются подразделениями центрального банка или министерства финансов или независимым ведомством, подотчетным парламенту или президенту, например Федеральной корпорацией страхования депозитов (ФКСД), как в США.

Деятельность надзорных органов регламентируется системой законов и других правовых актов отражающих особенности исторического и экономического развития государства.

2.1.1 Система банковского надзора в США

В США сложилась разветвленная система надзора на федеральном уровне и на уровне отдельных штатов. Деятельность национальных банков контролируется и регулируется ФРС вместе с двумя другими федеральными органами - Службой контролера денежного обращения (относящейся к министерству финансов ) и Федеральной корпорацией страхования депозитов (ФКСД).

Контроль за банками штатов - членами ФРС, депозиты которых застрахованы в ФКСД, осуществляется соответствующими органами банковского надзора, созданными при правительстве штатов (как правило, отделом уполномоченного по банкам или управляющего банками при правительстве штатов ).Кроме того их деятельность регулируется и контролируется ФРС и ФКСД.

Банки штатов, не являющиеся членами ФРС, чьи депозиты застрахованы в ФКСД ,контролируются двумя структурами - банковскими органами штатов и ФКСД.Банки штатов ,не входящие в ФРС и не страхующие депозиты в ФКСД ,находятся под контролем властей штатов.

Надзорные органы в США - Служба конролера денежного обращения (на федеральном уровне) и Отдел Уполномоченных по банкам при правительствах штатов (на уровне штатов) - решают вопросы о предоставлении лицензий для открытия соответствующих банков (национальных или банков штатов), выдаче разрешения на открытия отделения, слиянии и поглощении банков, а также об изменениях в структуре банковского капитала.

В компетенции надзорных органов США также входят:

· ликвидация закрываемых банков;

· разработка инструкций, правил, указаний и регламентаций, носящих подзаконный характер и ориентированных на разъяснение законов;

· периодические комплексные проверки состояния, операций и политики подведомственных банков;

· принятие мер по исправлению сложившегося положения;

· консультирование руководства банков;

· обобщение отчетов и статистической информации банков.

В обязанности ФРС входит также защита прав потребителей, причем компетенция ФРС распространяется не только на банки, но и на кредитно-финансовые учреждения. Суть этой деятельности сводится к обеспечению потребителей. (в том числе банковских клиентов) адекватной информацией и осуществлению контроля за соблюдением прав клиентов.

Задачами ФРС в сфере контроля и регулирования деятельности депозитных учреждений в США являются:

контроль и регулирование деятельности зарегистрированных штатами банков - членов ФРС ,банковских холдинговых компаний;

контроль и регулирование деятельности на территории США зарубежных банковских учреждений;

регулирование структуры банковского капитала в соответствии с Законом о банковских холдинговых компаниях и поправками к нему, Законом об изменение контроля за банковской деятельностью и Законом о слиянии банков. В соответствии с этими законами Совет управляющих ФРС принимает решения о слиянии и поглощении банков;

регулирование зарубежной деятельности всех американских коммерческих учреждений - членов ФРС.

В отличие от США в странах Западной Европы отмечается более четкая централизованная структура органов банковского надзора.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.