Рефераты. Биржа, котировки, котирование и другие полезные вещи

p align="left">Котировальная цена рассчитывается как средневзвешенное значение цены следующим образом: а) количество проданных или купленных контрактов по каждой цене сделки умножается на соответствующую цену; б) результаты умножения складываются вместе; в) результат сложения делится на общее количество данных контрактов. Причем, количество контрактов в период закрытия должно составлять не менее 25% общего количества контрактов. В противном случае данные значения исключаются из процедуры котирования.

А вот пример подхода к процедуре котирования на биржах Узбекистана.

Республиканская фондовая биржа «Тошкент».

К биржевому котированию допускаются только ценные бумаги эмитентов, прошедших процедуру листинга и включенных в официальный биржевой бюллетень по категориям «А» и «В». Котировальная цена (Q) определяется с помощью параметрического метода, включающего в себя следующие параметры: цена наилучшей неудовлетворенной заявки на покупку по окончании торговой сессии (B), цена наилучшей неудовлетворенной заявки на продажу по окончанию торговой сессии (A), цена последней сделки (Д). Процедура котирования происходит автоматически в электронной системе биржевых торгов по следующему алгоритму:

Д, если B Д A;

Q = B, если Д B;

A, если Д A.

Причем, биржевые торги начинаются с объявления цен открытия на котируемые ценные бумаги, которые являются ценами закрытия предыдущей сессии. Они отображаются на терминалах участников торгов в виде котировочного листа, в котором содержится следующая информация: наименование эмитента, высшая цена сделки по данной ценной бумаге на предыдущих биржевых торгах, низшая цена сделки по данной ценной бумаге на предыдущих биржевых торгах, изменение цены за день (в процентах), цена открытия по данной ценной бумаге на предыдущих биржевых торгах, цена закрытия по данной ценной бумаге на предыдущих биржевых торгах, объем заключенных сделок по данной ценной бумаге в течение биржевых торгов, минимальный биржевой курс данной ценной бумаги за последние 52 недели, максимальный биржевой курс данной ценной бумаги за последние 52 недели.

Каждой организации, которая хочет быть биржей не по вывеске, а по сути, необходимо помнить, что там, где нет официальной, определяемой по специальному алгоритму, котировки цен, там нет и биржи. Потому что именно благодаря бирже каждая ценная бумага, каждый товар, котирующийся на ней, получает точную отметку своей меновой стоимости, и эта отметка становится тем маяком, на который ориентируется весь деловой мир.

Вернемся еще раз к понятию котирования на бирже

Котирование является одной их важнейших (если не сказать - важнейшей) функцией любой биржи. Не зря же биржу еще называют маяком в океане цен. Представьте себе такую картину. В темном бушующем океане рыночных отношений борются с волнами корабли инвесторов и предпринимателей. Как выбрать верный курс к прибыли, как не наскочить на коварные рифы убытков, как выстоять под порывами ураганного ветра меняющейся конъюнктуры? И вот, во тьме, вдруг вспыхивает луч мощного прожектора маяка, и все вздохнули с облегчением. По крайней мере, корабли получили так необходимые им координаты (то бишь, ценовые ориентиры) дальнейшего движения. Теперь есть информация к размышлению. На то есть капитаны и штурманы, которые используют полученную информацию должным образом. А теперь представьте вместо мощного, разрезающего ночную тьму прожектора, ну, например, коптящую керосиновую лампу, которая, к тому же, время от времени гаснет. Поможет она нашим кораблям? Даст ли им надежные ценовые ориентиры? И не окажутся ли эти ориентиры ложными, как мираж в пустыне, не направят ли они наши корабли на рифы?

Мы не случайно прибегли к приведенной выше метафоре. Потому, что именно в наличии механизма рыночного ценообразования и заключается макроэкономическая функция биржи. Именно поэтому главной задачей любой биржи является создание такого механизма ценообразования, который не вызывал бы не малейшего сомнения в своей истинности. Почему опять приходится заострять на этом внимание? Судите сами. Вы смотрите вечерние новости по телевизору или открываете свежие утренние газеты. Интересует ли вас кто, у кого, в каком количестве, на каких условиях купил (или продал) те или иные товары или ценные бумаги на бирже? Ответ очевиден. Вас интересует только то, какая сложилась цена на те или иные активы. Именно эта цена во многом может определить принятие той или иной стратегии поведения вашего бизнеса.

Итак, ценообразование или, выражаясь биржевым языком, котирование, является главной задачей любой биржи. В переводе с немецкого слово «котирование» буквально означает «нумерование, ранжирование, выстраивание в ряд». То есть, для того, чтобы определить итоговую результирующую цену (котировку), которая должна стать ценовым ориентиром, необходим ряд цен, полученных в результате совершения сделок с котируемым активом. Это означает, что сделки с данным активом должны заключаться регулярно в течение времени торгов, каждый день. В свою очередь, регулярность совершения сделок достигается путем концентрации спроса и предложения на бирже. Именно заключение большого количества сделок (по одному и тому же активу) исключает влияние нерыночных факторов на котировку, делает ее максимально приближенной к реальной рыночной ситуации.

Котирование зависит от концентрации спроса и предложения, то есть от количества (а также от объема) заключенных сделок в единицу времени. Поэтому при котировании на биржах за единицу времени берут тот период времени, когда концентрация сделок максимальная. В биржевой практике, увеличение концентрации сделок, как правило, происходит перед закрытием торгов (например, за 30 минут, за 1 час и так далее). Если в течение торговой сессии концентрация сделок примерно одинакова, то для котирования принимают весь период времени торгов.

Говоря о концентрации спроса и предложения на бирже, нельзя не сказать еще об одной стороне работы биржи, без которой не удастся добиться регулярности заключения сделок. Речь идет о ликвидности - фундаментальном понятии любого рынка. Если биржа не будет предпринимать никаких мер по поддержанию или увеличению ликвидности котируемых активов, то количество заключаемых сделок может упасть ниже критической отметки, за которой само котирование становится невозможным. При этом попытки выдать за котировки случайным образом полученные цены приведут лишь к выдаче ложных ценовых ориентиров, введению в заблуждение участников рынка и, как следствие, потере их доверия к самой бирже, к ее способности обеспечивать рыночное ценообразование. Если опять вернуться к нашей метафоре, такая «биржа» превращается из маяка в керосиновую лампу.

Именно благодаря ликвидности достигается уменьшение разрыва между ценами продавцов и покупателей, становятся относительно небольшими отклонения от сделки к сделке, то есть, рынок данного актива становится более сбалансированным. Ликвидность при этом тем выше, чем больше по количеству и объему заключаемых сделок.

В этот момент биржевой механизм ценообразования начинает работать как автоматизированная система управления, в которой объектом управления является результирующая цена (котировка), а в качестве управляющего воздействия выступает разрыв между спросом и предложением. Как только такой разрыв возникает, запускается механизм котирования, который (следуя заранее заданному алгоритму) стремится эту брешь ликвидировать. Это достигается изменением цен спроса и предложения навстречу друг другу, пока они не сойдутся в некоторой точке. Фактически, цена здесь является автоматическим регулятором, своего рода автопилотом соотношения спроса и предложения. Именно поэтому, верно, что биржевое котирование в его классическим виде называют не только самым демократичным и прозрачным, но и самым достоверным способом ценообразования. Также верно и то, что любые попытки административного вмешательства в этот тонкий механизм, приводят к сбоям в его работе. Административным порядком установленная цена не может скомпенсировать разрыв между спросом и предложением. Следствием такого подхода является уход части цены в тень и превращение биржевого механизма в печально известное в прошлом «госснабовское» и «госкомценовское» распределение. В марте 1994 года в России под Междуреченском (Кемеровская область) разбился пассажирский аэробус А-310 авиакомпании «Аэрофлот», выполнявший рейс по маршруту «Москва - Гонконг». В результате расследования катастрофы, унесшей 75 человеческих жизней, было установлено, что в какой-то момент полета самолет сделал неожиданный крен, и пилоты тотчас же вырвали штурвалы управления у автопилота и вручную старались выровнять машину. Но чем больше они прикладывали усилий, тем больше увеличивался крен и, в конце концов, самолет свалился в штопор и разбился. Комиссия, расследовавшая причины трагедии, смоделировала ситуацию на специальном тренажере, на котором проходят подготовку пилоты А-310. Результаты оказались ошеломляющие. Оказалось, что все, что нужно было сделать пилотам, - это отпустить штурвалы управления, а остальное все сделал бы автопилот и самолет продолжил бы свой полет. Вывод, - не нужно вмешиваться в работу автопилота.

Ликвидность актива достигается биржей посредством целого ряда действий. Одним из способов обеспечения ликвидности является увеличение ширины и глубины рынка рассматриваемого актива. При этом ширина рынка определяется количеством, а глубина - объемом заключаемых сделок. Увеличение ширины рынка может быть достигнуто двумя путями. Первый, экстенсивный, направлен на увеличение количества участников биржевых торгов и количества торгуемого актива в его физическом измерении. Второй, интенсивный, направлен (при сохранении практически неизменного количества участников и активов) на обеспечение оперативной и многократной перепродажи актива (либо права на него) в течение торговой сессии и максимального сокращения времени на проведение взаиморасчетов по сделкам. По второму пути идут все ведущие мировые биржи. Увеличение же глубины рынка достигается повышением его инвестиционной привлекательности.

Увеличить ширину и глубину рынка актива невозможно без выработанной мировой биржевой практикой специальной процедуры, которая носит название листинга. Если сказать коротко, листинг - это процедура допуска актива на биржевые торги (читайте - на котирование). Другими словами, листинг - это конкурсный отбор по определенным качественным и количественным критериям, своего рода ОТК (отдел технического контроля) биржи. Сравнение листинга с ОТК тем более является уместным, потому, что в задачу и того и другого входит обеспечение качества товара (в нашем случае - актива), требуемого для того, чтобы он мог выполнять свое функциональное предназначение. При этом к рассматриваемому активу предъявляется целый ряд требований, которые должны обеспечить его достаточную ликвидность и, как следствие, его котируемость. Потому, что ликвидность и котируемость актива всегда идут рука об руку. И чем жестче эти требования, тем выше ликвидность актива и достоверность его котирования.

На основе требований, соответствие которым необходимо для прохождения процедуры листинга, разрабатываются биржевые стандарты, которые доводятся до сведения производителей, выставляемых свой товар на товарных биржах и эмитентов и инвесторов, работающих с ценными бумагами на фондовых биржах. На основе биржевых стандартов разрабатываются стандартные и стандартизированные биржевые контракты, которые способствуют ускорению оформления и взаиморасчетов по заключенным сделкам, а, значит, ускорению оборотов биржи, и повышению эффективности и достоверности котирования.

Активы, прошедшие процедуру листинга (дословно английское слово «listing» означает включение в список) получают дополнительные преимущества. Это, прежде всего, высокая маркетабельность, то есть годность для реализации на рынке, поддерживаемый уровень ликвидности, относительная стабильность их цен. Другими словами, актив, прошедший процедуру листинга, как бы получает своеобразный сертификат качества. Это значит, что биржа гарантирует качество торгуемых на ней активов. Кроме того, перечисленные параметры находятся под постоянным контролем биржи, чем снижается риск от воздействия фактов мошенничества и манипулирования ценами.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.