Применение на практике указанных законов затруднено из-за их частых некорректных формулировок, норм-деклараций. Все четыре закона не представляют собой даже подобия согласованного целого, нормы разбросаны, не подчиняясь никакой логике. В связи с этим необходимо указать и на другой, более важный аспект несогласованности законов о фондовом рынке. Являясь специальными законами, они нередко вступают в противоречия с законами, содержащими общие нормы. Наиболее простым, но от этого ничуть не теряющим свою важность примером может служить противоречие, касающееся правомерности отнесения профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг к лицензируемым видам предпринимательской деятельности. Закон Украины "О государственном регулировании рынка ценных бумаг на Украине" содержит норму о том, что на осуществление указанной деятельности необходимо получать разрешение у ГКЦБФР, а Закон Украины "О предпринимательстве" не указывает на необходимость лицензирования такой деятельности. Это противоречие существовало около четырех лет, то есть до того момента, когда новый Закон Украины "О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности" отнес-таки профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг к лицензируемым видам деятельности.
Ещё одну проблему можно увидеть, если внимательнее приглядеться к нормативной базе, создаваемой ГКЦБФР. Согласно действующему законодательству на ГКЦБФР возложены основные функции по регулированию рынка ценных бумаг на Украине. В связи с недостаточным правовым регулированием деятельности фондового рынка на законодательном уровне ГКЦБФР за время своего существования приняла большое количество подзаконных нормативных актов (в виде Решений), многие из которых стали действительно важными вехами на пути развития того или иного сегмента фондового рынка, способствовали построению его инфраструктуры. В связи с тем, что ГКЦБФР является, по сути, основным "поставщиком" норм для регулирования фондового рынка, хотелось бы указать на некоторые негативные стороны нормативной базы, создаваемой ГКЦБФР. Во-первых, обращает на себя внимание слабая нормативная наполненность решений ГКЦБФР - многие из них представляют собой просто перечни документов, наличие которых является необходимым условием для осуществления какого-либо действия либо со стороны участника фондового рынка, либо со стороны ГКЦБФР. Во-вторых, это неурегулированность некоторых важнейших институтов, либо регулирование их косвенно, посредством установления нечетких норм в ряде нормативных актов. Еще одним негативным моментом является наличие устаревших и, вследствие этого, противоречащих друг другу и измененным уже законам нормативных актов ГКЦБФР, которые официально не отменены (особенно это касается решений, принятых в период за 1996-1998 годы). Данное явление в большой степени связано с предоставлением ГКЦБФР права на период с февраля 1997 по май 1998 года издавать свои нормативные акты без регистрации их Министерством юстиции, что, несомненно, сказалось на качестве нормативных актов ГКЦБФР.
Вместе с тем необходимо упомянуть, что в последнее время наметилась устойчивая тенденция к существенному улучшению нормативной базы, регулирующей выпуск акций и корпоративное управление, к внесению определенности в аспекты управления акционерным обществом, а также более детальному урегулированию прав акционеров, не владеющих крупными пакетами акций.
Согласно статье 6 Закона "О государственном регулировании рынка ценных бумаг на Украине", ГКЦБФР вправе принимать акты законодательства, которые, согласно пункту 11 "Положения о ГКЦБФР", утвержденного Указом Президента от 14 февраля 1997 года, оформляются в виде решений. Тем не менее, значительная часть правовых норм содержится в так называемых разъяснениях ГКЦБФР, издаваемых на основании пункта 23 статьи 7 Закона Украины "О государственном регулировании рынка ценных бумаг на Украине", указывающего на то, что ГКЦБФР имеет право разъяснять порядок применения действующего законодательства о ценных бумагах. На сегодняшний день существуют более 60 таких разъяснений.
Разъяснения бывают двух видов - разъясняющие законы и разъясняющие решения ГКЦБФР. Часть из них действительно представляет собой разъяснение применения тех или иных нормативных актов, однако большинство разъяснений устанавливает фактически новые нормы (часто в виде расширенного толкования положений законов), которые, кстати, не в пример решениям, почти всегда очень неплохо сформулированы и касаются наиболее важных вопросов регулирования рынка ценных бумаг. Однако проблема состоит в том, что обязательными к исполнению являются только решения ГКЦБФР, следовательно, разъяснения - это всего лишь выражение мнения ГКЦБФР по поводу того или иного правового вопроса. Тем не менее, сама ГКЦБФР в своей деятельности использует разъяснения наравне с решениями. Кроме того, что у разъяснений нет силы общеобязательного акта, их применение на практике также осложнено существованием противоречащих и устаревших разъяснений и отсутствием системы их своевременного опубликования в общедоступной официальной прессе (а не только в официальных изданиях ГКЦБФР).
Ещё одной проблемой является несогласованность действий ГКЦБФР с другими органами финансового контроля. В частности, в соответствии с решением комиссии №88 от 14.03.2002 года закрытые акционерные общества обязываются составлять и подавать годовой отчет в установленной комиссией форме в бумажном и электронном виде вместе с выводом аудиторской фирмы. Выполнение таких требований влечет за собой следующие расходы предприятия: на приобретение программного продукта для составления электронной формы отчета -- 85 грн., на проведение аудита -- 1000 грн., трудовые и материальные затраты -- 100 грн., размещение на WEB-сайте одного из информационных агентств -- 85 грн. Всего набегает 1270 грн. Указанные средства относятся предприятиями на расходы, то есть уменьшают доход, подлежащий налогообложению.
А теперь вспомним, что, по данным отчета той же ГКЦБФР за 2001 год, в Украине зарегистрированы 34925 акционерных обществ, из них 22886 -- закрытых. Соответственно общая сумма затрат закрытых акционерных обществ на составление и подачу отчетов составила около 29 млн. гр., а сумма средств, которые в результате действия не попали в госбюджет, достигнет 8,7 млн. гр.
С другой стороны, уменьшение прибыли ЗАО не могут приветствовать и учредители-акционеры этих обществ.
Глава3. Пути развития фондового рынка Украины
3.1 Развитие правовой базы рынка ценных бумаг Украины
Проанализировав наиболее важные и наболевшие проблемы фондового рынка Украины, перейдём к рассмотрению путей решения этих проблем, а также попробуем спрогнозировать перспективы развития рынка в ближайшем будущем.
К приоритетным направлениям развития фондового рынка в последние годы, в частности, что касается вопросов, связанных с законодательным регулированием, относятся: развитие нормативно-правовой базы в сфере регулирования институтов общего инвестирования, рынка производных ценных бумаг, усовершенствование механизмов корпоративного управления, обеспечение защиты прав акционеров и усовершенствование механизмов раскрытия информации о деятельности эмитентов ценных бумаг.
Проект Закона Украины "Об акционерных обществах" должен усовершенствовать существующую в Украине систему корпоративного управления, создать условия для благоприятного правового климата функционирования фондового рынка с целью привлечения средств как отечественных, так и иностранных инвесторов в экономику Украины и усилить защиту прав инвесторов, в особенности мелких.
Дорабатывается и будет внесен в Верховную раду Украины на повторное первое чтение проект Закона Украины "О ценных бумагах и фондовой бирже" (новая редакция). Целью принятия указанного законопроекта является установление основных принципов, по которым должен функционировать фондовый рынок Украины, определение порядка регистрации эмиссии и обращения ценных бумаг, установление требований к обеспечению открытости и равных возможностей для всех лиц, которые действуют на фондовом рынке. Законопроектом будут определены правовые основы выпуска и обращения производных ценных бумаг Украины, что даст возможность, благодаря расширению финансовых инструментов, которые используются на фондовом рынке, создать условия для привлечения инвестиций в экономику Украины.
Проблемы, связанные с функционированием депозитарной системы в Украине, предусмотрено решить путем внесения соответствующих изменений и дополнений к Закону Украины "О национальной депозитарной системе и особенностях электронного обращения ценных бумаг в Украине". По состоянию на 1 июля 2001 года активы, которые обслуживались в депозитарии ОАО "МФС", составляли ценные бумаги общей номинальной стоимостью свыше 6 млрд. гр. Вследствие депонирования глобальных сертификатов в депозитарии МФС по состоянию на 1 июля 2001 года на счетах эмитентов насчитывалось 543 выпуска ценных бумаг в бездокументарной форме общей номинальной стоимостью 4,73 млрд. гр. и обездвиженные ценные бумаги в документарной форме (1594 выпуска) общей номинальной стоимостью 1,27 млрд. гр. Для корпоративных операций депозитарий МФС обеспечивает предоставление эмитентам информации о собственниках бумаг. Предоставление таких данных осуществляется путем консолидации информации от хранителей и формирования сводного учетного реестра собственников. Всего в депозитарии МФС за все время его работы обслуживалось 33 выпуска облигаций в бездокументарной форме общей номинальной стоимостью свыше 415 млн. гр. Продолжается работа по привлечению к депозитарной системе МФС бездокументарных выпусков ценных бумаг путем принятия на обслуживание глобальных сертификатов выпусков ценных бумаг.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7