Рефераты. Иностранное страхование

p align="left">Но в начале 90-х годов в широкой российской печати стали появляться статьи с рассуждениями о пагубных последствиях передачи за границу перестрахований. В административных сферах, а также в образованном обществе, всерьез полагали, будто бы российские страховые компании превратились в комиссионерские конторы которые, передавая большую часть ответственности за границу, жируют за счет перестраховочной комиссии. В прессе можно было встретить такие высказывания: «Отличительной чертой русского акционерного страхования является особая практика перестрахования: … в среднем только 1/3 премий оставляется обществами на собственном страхе, остальные же 2/3 передаются в перестрахование, при том почти полностью заграничным страховым предприятиям». Такая оценка заграничного перестрахования как прибыльной кормушки для русских компаний встречала резкие возражения у страховых техников, хорошо знакомых с существом дела. К примеру, А.А. Шахт, в 1902-1907 гг. работавший представителем союза немецких перестраховочных обществ в России, свидетельствовал: «Перестраховщики, получая соразмерно своей доле ту же премию, какая получена при застраховании, уплачивают от 15 до 20% перестраховочной комиссии, обычно 18%. Имея ввиду, что накладные расходы по ведению операций почти во всех обществах не ниже 22-28%, перестрахование вообще представляется невыгодным. Отсюда очевидна ошибочность взгляда, нередко выражаемого в печати, будто бы наши акционерные общества обратились в чисто комиссионные конторы, сваливающие с себя всякий риск и живущие комиссией, получаемой от заграничных перестраховщиков. В действительности отношение как раз обратное - комиссия никогда не покрывает полностью действительный накладной расход».

В своих суждениях Шахт в целом был прав. Уровень накладных расходов в российском страховании не снижался, оставаясь намного выше, чем перестраховочная комиссия, поэтому перестраховочные операции продолжали оставаться не слишком доходными для прямых страхователей. Расходы по ведению дела в акционерном страховании от огня по данным за 1904 год в среднем составили 27% нетто-премии, варьируясь в пределах от 23% у Первого общества до 52% у страхового общества «Помощь». Перестраховочная комиссия же никогда не превышала 18% от суммы переданной премии.

По заданию С.Ю.Витте в 1895 г. было проведено исследование вопроса о перестраховании огневых рисков. Обнаружилось, что «...в среднем за последние 40 лет Россия ежегодно несла безвозвратных потерь до 750 тысяч рублей за услуги иностранных перестраховщиков, причем перевод денег за границу из года в год возрастал и составил за последние 10 лет уже не 750 тысяч рублей, а свыше 3 млн. рублей». В министерстве сложилось убеждение, что перестрахование за границей «не безусловная необходимость, а продукт исторически сложившейся привычки наших обществ и отсутствия у них достаточной энергии для создания внутреннего перестрахования». По инициативе Министерства финансов было созвано совещание чинов Министерства финансов, Министерства внутренних дел и представителей русских страховых обществ с целью обсудить вопрос о сокращении передачи перестрахования за границу. В результате этих совещаний в 1895 г. было учреждено Общество Русского перестрахования и одновременно с этим организовано взаимное перестрахование рисков между русскими страховыми обществами. Участие иностранных перестраховщиков в русском страховом деле было ограничено 40% всей перестраховочной премии.

В начале XX в., под воздействием чрезвычайных обстоятельств, германские перестраховочные общества стали покидать русский рынок. Большие убытки 1901 и 1902 гг. заставили их оказать сильный нажим на русские общества с целью ограждения себя от повторения подобных случаев. В 1901 г. потери немецких обществ перестрахования от принятых в России обязательств составили огромную цифру - 15 млн. руб. В начале октября 1901 г. в Берлине состоялось совещание 48 заинтересованных иностранных обществ, представители которых прибыли в Петербург и предложили ужесточенный вариант общего перестраховочного договора. В нем предусматривалось обязательное повышение страховой премии, что для русских обществ означало потерю значительной части клиентов; оставление части стоимости в товарных страхованиях на собственном риске страхователя. За ту долю премии, которую оставляли у себя русские страховщики, в пользу немецких перестрахователей предлагалось уплачивать проценты из расчета 4% годовых. К ликвидации пожарных убытков на территории России привлекались заграничные перестраховщики. Наконец, размер комиссии за перестрахование с 18% опускался до 15%.

Российские страховые общества не приняли эти изменения и немецкие партнеры русских страховых компаний сворачивают свою деятельность в России: в начале 1900-х гг. союз немецких перестраховочных обществ имел 25 млн. руб. перестраховочной премии, а к 1914 г. - лишь 10 млн. руб. Но у отдельных обществ участие иностранных компаний в перестраховании оставалось все еще очень значительным. Например, товарищество «Саламандра» перестраховало в иностранных обществах рисков на сумму почти в миллиард руб., а в российских - всего лишь на 250 млн. руб. (речь идет о страховых суммах, а не о страховых премиях, т.е.), причем риски по страхованию от несчастных случаев и страхованию жизни были полностью перестрахованы в иностранных перестраховочных обществах.

К 1914 г. в России на перестраховочном рынке действовало четыре датских, пять шведских, пять норвежских, 21 английское страховое общество. До начала первой мировой войны на этом рынке также активно функционировали 21 германское и 5 австро-венгерских страховых обществ. С началом военных действий деятельность этих компаний приобрела более скрытый характер (через договор ретроцессии).

Подводя итог развитию иностранного страхования в дореволюционный период, необходимо обратить внимание на следующее: практически в течение всего периода деятельности иностранных страховых компаний в Российской Империи, начиная с момента появления первых иностранных компаний и вплоть до революционных событий 1917 года российское правительство проводило протекционистскую политику, постоянно принимало меры по защите отечественной системы страхования. Но в этот период не было прямого запрета на деятельность иностранных страховщиков, политика проведения государственной страховой монополии проявлялась лишь в установлении ограничений на условия деятельности иностранных страховых компаний. Тем не менее, этот период очень важен в истории иностранного страхования, поскольку иностранные страховщики за это время прошли путь от первого своего появления на страховом рынке до того момента, когда они уже играли на этом рынке немалую роль, добились определенных достижений и имели свое нишу на российском рынке страховых услуг.

Глава 2. Иностранное страхование в СССР

После Октябрьской революции 1917 года в развитии страхового дела произошел резкий поворот. Одним из крупнейших мероприятий финансовой политики нового правительства была национализация страхового дела в стране. 23 марта 1918 года был принят Декрет Совета Народных Комиссаров «Об установлении государственного контроля над всеми видами страхования, кроме социального». Учитывая то, что новая власть аннулировала все обязательства по царским государственным внешним займам, существовала угроза того, что иностранные банки наложат арест на капиталы российских страховых обществ, размещенные за границей (по заключенным договорам перестрахования). Слишком поспешная национализация страхового дела могла привести к аресту и конфискации этих денег в счет погашения внешнего государственного долга царской России. Но спустя полгода, 28 ноября 1918 года Совнарком принимает Декрет «Об организации страхового дела в Российской Республике». Согласно этому декрету страхование во всех видах и формах объявлялось государственной монополией. Все частные страховые компании и общества были ликвидированы. Далее были приняты декреты 18 ноября 1919г. и 18 декабря 1920г., которые отменяли имущественное страхование. Это был полный разгром. Государство рассматривало систему дореволюционного страхования, прежде всего, как важный источник финансовых ресурсов для пополнения государственного бюджета.

В 1921 году было создано Главное управление государственного страхования (Госстрах) и все страховые операции, в том числе и с иностранными страховыми компаниями велись через него.

В этих условиях выход России на международный страховой рынок в тот период был сопряжен со значительными трудностями. Иностранный страховой, банковский и торговый мир не принимал происшедших в России перемен, в частности, монополизации страхового дела, с недоверием относился к страховому полису Госстраха. Почти два года потребовалось для того, чтобы заключить первый перестраховочный договор Госстраха с английской страховой компанией «London Insurance», который, наконец, был подписан 11 марта 1924 г. В этот период с целью наиболее полного обеспечения страхованием и перестрахованием российской внешней торговли и российского имущества, находящегося за границей. Госстрах предпринимает активные действия для создания сети страховых учреждений и представительств за рубежом.

В 1925 г. в Лондоне при участии Наркомвнешторга и Центросоюза было учреждено «Черноморско-Балтийское акционерное страховое общество» («Блекбалси») с капиталом в 100 тыс. английских фунтов стерлингов. В 1926 г. СССР начинает развивать страховые операции в Китае и Монголии. В этом же году в Иране учреждается Генеральное представительство Госстраха. Год спустя, в 1927 году в Германии было создано страховое общество «Софаг». И хотя общества «Блекбалси» и «Софаг» полностью принадлежали советским организациям, с юридической точки зрения они являлись иностранными страховыми обществами, поскольку были учреждены в соответствии с требованиями местного законодательства. В тех случаях, когда иностранный партнер по каким-либо причинам отклонял страховой полис Госстраха, страхование могло быть оформлено обществами «Блекбалси» или «Софаг» соблюдая при этом коммерческий интерес российской стороны и требования заинтересованных сторон. За годы советской власти организация иностранного страхования неоднократно подвергалась различным преобразованиям.

3 февраля 1931 г. в системе Госстраха было создано правление, сосредоточившееся исключительно на вопросах иностранного страхования. В 1936 г. его функции передаются созданному на его базе Управлению иностранных операций (УИНО). С 1938 по 1944 г. возглавлял Управление В. А. Ильин. УИНО не прерывало своих операций и в период Великой Отечественной войны, страхуя грузы, направляемые по ленд-лизу.

После окончания войны по решению Потсдамской конференции часть активов немецких страховых обществ и некоторых обществ государств немецкой коалиции были переданы в качестве репараций советской стороне. Операции по иностранному страхованию расширились. В августе 1946 г. в Венгрии создается «Восточно-Европейское генеральное акционерное страховое общество» и «Европейское страховое общество по страхованию грузов и багажа». Первое принадлежало советским организациям полностью, второе - на 70%. (Позднее, в апреле 1950 г. эти общества были переданы правительству Венгрии)

16 ноября 1947 г. Совет Министров СССР принял постановление об образовании «Управления иностранного страхования СССР». Начальником управления был назначен И. П. Ежов. С этого времени Ингосстрах осуществляет контроль за деятельностью страховых обществ с участием СССР в ГДР, Венгрии и Румынии. В 1948 г. при Восточно-Европейском обществе было создано перестраховочное бюро в Вене. В 1950 г. в Румынии на базе страховых обществ «Виктория», «Ватра-Дорней», «Трансильвания», «Национале» и «Компанише Европа», ранее контролируемых и руководимых советской стороной, было учреждено советско-румынское страховое общество «Совромстрах». В 1952 г. в Берлине создано генеральное страховое общество «Шостофаг», которое оказало большую помощь в организации страхового дела в ГДР. Позднее оно было передано немецким властям. В том же году было открыто Генеральное представительство Ингосстраха в Финляндии.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.