Проблемным вопросом иностранного страхования сегодня является вывод национального капитала за рубеж по каналам перестрахования. Сейчас в России работают представительства всех крупнейших перестраховочных компаний мира, а управление перестраховочными потоками из России осуществляется через международные брокерские компании, связанные с ними. Ряд российских страховщиков, входящих в крупные финансово-промышленные группы, используя этот «передовой» опыт, создали свои зарубежные перестраховочные компании, которые обеспечивают «перестрахование» финансовых средств этих групп. Таким образом, по экспертным оценкам ежегодно по каналам перестрахования за границу выводится порядка 500 млн. долларов и по прогнозам аналитиков эта цифра будет только расти.
Одна из проблем, связанных с деятельностью иностранных страховщиков заключается в том, что создавая иностранную страховую компанию в России, иностранный учредитель не вкладывает деньги в экономику России, а создает инструмент для получения прибыли. Иностранные страховщики осуществляют страховые операции выборочно, охватывая только прибыльные сектора российской экономики. Свободный вывоз прибыли означает для России отток значительных инвестиционных ресурсов, которые могли бы быть направлены, прежде всего, в реальный сектор экономики, на вложения в государственные ценные бумаги.
Деятельность иностранных страховых компаний на территории Российской Федерации приобретает особое значение в свете предстоящего вступления России в ВТО. Законодательные нормы, регулирующие деятельность иностранных страховщиков являются серьезным препятствием для вступления России во Всемирную Торговую Организацию. Недавно в Минфине был разработан законопроект, в соответствии с которым для страховых компаний Евросоюза отменяются все вышеперечисленные ограничения. При этом об увеличении установленной федеральным законом 15-процентной квоты на участие иностранного капитала в российских страховых организациях речь пока не идет. По некоторым данным, законопроект может быть одобрен Правительством уже в ближайшие месяцы.
Российские страховщики восприняли новую инициативу Минфина крайне отрицательно. Они считают, что столь резкая отмена ограничений не пойдет на пользу российскому страховому рынку, который все еще находится на начальном этапе своего развития, и приведет к сокращению конкурентных возможностей отечественных компаний. Ускоренная либерализация доступа на российский рынок западных страховых компаний может привести к доминированию иностранных страховщиков и, что гораздо более опасно, - к ценовому демпингу. Поэтому наши страховщики и настаивают на поэтапной либерализации рынка, опасаясь всплеска иностранной конкуренции. Иностранная экспансия может привести к уводу на международные финансовые рынки значительной доли внутренних инвестиционных ресурсов, а также к потере национального контроля над страховыми резервами и инвестиционными средствами, сформированными из взносов населения и юридических лиц. Особенно сильна их настороженность сейчас, накануне вступления в силу закона об обязательном страховании автогражданской ответственности, которое должно вызвать бурный рост активности на страховом рынке. Существуют еще и достаточно обоснованные опасения того, что на работу в иностранные компании перейдут лучшие кадры.
Между тем, некоторые эксперты полагают, что угроза со стороны «иностранцев» преувеличена. Их аргумент - узость российского страхового рынка и малодоступные для простых смертных тарифы иностранных страховщиков. Более того, на сегодняшний день в России уже действуют около десятка дочерних структур иностранных страховых компаний. Это означает, что иностранные страховщики уже оперируют на территории России, а снятие ограничений лишь увеличит их присутствие.
Россия - далеко не первое в мировой практике государство, столкнувшееся с проблемой ограничения деятельности иностранных страховщиков на своей территории. Так, например, во многих развитых странах страхованием жизни и автогражданской ответственности разрешено заниматься только национальным страховым компаниям, иностранные же действуют в остальных сегментах страхового рынка. Все заинтересованные стороны сходятся, пожалуй, лишь в одном: иностранных страховщиков нельзя пускать в стратегические виды страхования, связанные с космосом и военно-промышленным комплексом, так как в таких случаях практически всегда приходится работать со сведениями, составляющими государственную тайну.
Обвальная либерализация российского страхового рынка без одновременных мер по защите интересов национальных страховых компаний и их клиентов может нанести весьма ощутимый ущерб национальным интересам России. Свободный приход иностранных страховых компаний на рынок России окажет неодинаковое воздействие на российских страховщиков, страхователей и национальную экономику в целом. Из-за отсутствия сравнимых финансовых ресурсов национальные страховщики практически перестанут существовать, на рынке останутся лишь крупные компании, а также некоторые кэптивные компании крупных финансово-промышленных групп. Остальные либо разорятся, либо будут куплены иностранными группами.
С другой стороны, ни одному рынку еще не вредила здоровая конкуренция - потребитель при этом обычно остается в выигрыше. Кроме того, для молодого российского рынка, безусловно, полезными окажутся опыт и технологии западных страховщиков, в частности их сбалансированные продукты и даже кадровые ресурсы. И, наконец, при грамотном подходе к делу появление западных компаний может сопровождаться значительными инвестициями в наш пока небольшой, по мировым меркам, но весьма перспективный и быстро растущий рынок.
Таким образом, нужно отметить, что на сегодняшний день нет единой консолидированной позиции российских страховых и перестраховочных организаций по вопросам допуска иностранных страховщиков на российский рынок, и анализируя состояние российского страхового рынка, можно сделать вывод, что иностранные страховые компании сегодня - неотъемлемая часть нашего страхового рынка. Вопрос заключается в том, насколько далеко допускать иностранных страховщиков, в какие виды страхования их нельзя пускать, а также как регулировать. Беспокойство о нашествии «иностранцев»… Будет хорошая, четкая правовая база, крепкий национальный рынок с хорошо организованной инфраструктурой и, главное, без чего невозможно все перечисленное, - высокий платежеспособный спрос - тогда никакая экспансия не будет страшна. Присутствие иностранных страховщиков на рынке необходимо - во-первых, для обеспечения здоровой конкуренции, во-вторых, для укрепления межгосударственных связей. Укрепление отношений с иностранными страховщиками - это шаг на пути к более тесному международному сотрудничеству, но такое возможно, только если обе стороны будут одинаково относиться к вопросу о сотрудничестве, если Россия не будет рассматривать присутствие иностранных страховщиков на рынке как неизбежную угрозу национальной экономической безопасности, и если иностранные страховые компании, в свою очередь, будут рассматривать деятельность на территории России не как средство получить больше прибыли, а будут подходить с позиций долгосрочного сотрудничества.
Сегодня необходимо создание равных условий для деятельности национальных и иностранных страховщиков. На нынешний момент присутствие авторитетных иностранных фирм на страховом рынке - важный способ повышения эффективности функционирования рынка, поскольку он обеспечивает новые процедуры и технологию, расширяет диапазон услуг и способствует снижению цен на них. Значительная часть проблем, возникающих в связи с приходом иностранных страховщиков, может быть устранена посредством соответствующих методов регулирования.
Важно сформировать развитый страховой рынок в России, создать ясный и понятный административно-правовой режим. В основе законодательных решений должен лежать трезвый взвешенный подход, учитывающий как внутренние потребности России в страховых услугах, так и задачи ее интеграции в мирохозяйственную систему.
Национальные интересы состоят в том, чтобы отсечь фирмы, преследующие в России конъюнктурные цели и не имеющие серьезных долгосрочных планов работы в области страхования. Приоритетной задачей должно стать развитие страхового рынка, а не защита национальных компаний любой ценой.
Глава 4. Роль иностранного страхования в развитии экономики России
Иностранные страховые компании присутствовали на российском рынке страховых услуг с момента зарождения страхования в России. На протяжении всего периода развития страхования сначала в Российской Империи, затем в Советском Союзе и, наконец, в Российской Федерации наряду с отечественными страховыми компаниями появлялись, развивались и достаточно успешно функционировали зарубежные страховщики. Безусловно, их роль в развитии рынка страховых услуг и экономики России в целом очень важна. Экономика любой страны и страховой рынок в частности, не может полноценно развиваться, не взаимодействуя с внешним миром. В самом начале своей деятельности в России иностранные страховщики оказывали услуги, предоставлением которых тогда в стране никто не занимался, в силу объективных причин - это была новая, неизученная сфера деятельности для российских предпринимателей. А в других странах история развития страхования насчитывала к тому времени уже не один десяток лет, если не столетия. На страховой рынок России приходили компании, работавшие в этой сфере много лет, компании с солидной историей. Иностранные страховые компании были в определенном смысле первопроходцами, катализатором, вызвавшим развитие страхового дела в России. Безусловно, что иностранные страховые компании не являлись причиной возникновения страхования в России, нет, зарождение страховых отношений в России относится к гораздо более раннему периоду, но страхование именно как предпринимательская деятельность начало развиваться с середины XVIII века и когда первые попытки государства создания страховых обществ потерпели неудачу, на рынок пришли иностранные страховщики. При появлении иностранных организаций, осуществлявших в этой сфере экономики предпринимательскую деятельность, у национальных предпринимателей появлялось вполне понятное чувство национальной гордости за свою страну и желание превзойти зарубежных страховщиков. Да и впоследствии, иностранные страховщики служили своего рода определенным ориентиром, их присутствие не давало отечественным страховым компаниям расслабляться, заставляло все время совершенствоваться, добиваться наиболее эффективной деятельности, чтобы успешно конкурировать с зарубежными компаниями. В течение периода, когда на деятельность иностранных страховых компаний в России был наложен запрет, Большое значение присутствие иностранных страховщиков имело еще и с той точки зрения, что постоянно заставляло правительство совершенствовать законодательно-правовую базу, регулирующую их деятельность на российском рынке. Необходимость ограничения на работу иностранных страховых компаний в России в разумных пределах, обусловленная объективной необходимостью защищать национальный рынок от чрезмерной внешней экспансии вынуждало правительство к проведению политики протекционизма в сфере страхования. Государственное регулирование любого сектора экономики необходимо и рынок страховых услуг не исключение. Вопрос заключается в том, в каких пределах необходимо вмешательство государства в функционирование страхового рынка. На протяжении всей истории развития страхования в России политика правительства была направлена на ограждение национальных страховых компаний от иностранной конкуренции. Это было оправдано, поскольку прямого запрета на деятельность иностранных страховщиков не было (кроме периода социалистического развития страны), вводились лишь ограничения, вызванные разумным беспокойством за состояние и дальнейшее развитие страхового рынка, а национальные страховые компании были еще слишком слабы, чтобы составить серьезную конкуренцию зарубежным страховщикам. Таким образом, деятельность иностранных страховых компаний послужила фактором развития нормативно-правовой базы страхового рынка, а, следовательно, и фактором развития страхового рынка в целом.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7