Рефераты. Контроль в системе управления филиалом ЗАО "Банк Русский Стандарт"

p align="left">Внутренний аудит является важнейшей составной частью системы контроля в банках. В нашей стране, придя на смену господствующим системам государственного и ведомственного контроля, в период смены форм собственности, аудит в последние годы расширил границы своего применения. Он не только перестал быть неизведанной областью экономических знаний, но и сформировался в самостоятельный вид предпринимательской деятельности. Вместе с тем, необходимо отметить, что процесс становления аудита в России идет медленнее, чем это обусловливается потребностями рыночной экономики. И основными сдерживающими факторами развития аудита в нашей стране являются: ограниченность темпов экономических реформ, непоследовательность осуществления принципа обязательности аудита, отсутствие необходимых теоретических разработок в области методологии и организации аудита применительно к российским условиям, недостаток нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности, недостаточный уровень профессионализма аудиторских кадров.

Современный этап истории унификации требований к системе внутреннего контроля начался в 1985 году в США, когда при участии и на средства пяти профессиональных саморегулируемых организаций - AICPA (American Institute of Certified Public Accountants), Американская Ассоциация по учету и отчетности (American Accounting Association), FEI (Financial Executives Institute), Института внутренних аудиторов (Institute of Internal Auditors, IIA) и Института специалистов управленческого учета (Institute of Management Accountants) - была создана национальная комиссия по борьбе с недостоверной финансовой отчетностью, известная по имени первого своего председателя James C. Treadway, как Комиссия Treadway. Выпущенный ими в 1987 году отчет, помимо других рекомендаций, содержал призыв к перечисленным организациям - спонсорам Комиссии Treadway объединить усилия по достижению договоренности об общих для всех основных понятиях внутреннего контроля. Основываясь на этом предложении, рабочая группа под покровительством Комитета спонсорских организаций Комиссии Treadway (Committee of Sponsoring Organizations of the Treadway Commission, COSO) провела анализ существовавшей на тот момент литературы по внутреннему контролю. Результат этой работы был представлен общественности в 1992 году под названием «Интегрированная концепция внутреннего контроля» (Internal Control - Integrated Framework). Кратко этот документ принято называть по наименованию комитета-организатора, концепцией COSO, моделью COSO, или просто COSO. Основанный Лондонской Фондовой Биржей комитет под председательством Adrian Cadbury в своих рекомендациях по разработке требований к Кодексу корпоративного управления, изданных в 1992 году, принял в общем идентичные COSO определения контроля. С 1995 года высшие органы управления всех предприятий, акции которых официально значились в листингах на фондовом рынке Великобритании, были обязаны ежегодно проверять и анализировать эффективность внутреннего финансового контроля и сообщать результаты этой проверки в специальном Ежегодном отчете директората. В 1998 году Лондонской Фондовой Биржей был издан Объединенный Кодекс Корпоративного Управления (Combined Code), который объединял в себе принципы, изложенные комиссией Cadbury и принципы, относящиеся к роли и ответственности руководства компаний, изданные в 1995 году Комитетом Гринбери. В Объединенный Кодекс было включено требование о проверке и подготовке отчета всех трех перечисленных COSO типов контроля, а не только финансового контроля. Документы по корпоративному управлению, действующие в Великобритании не добавили ничего существенного к понятийному аппарату внутреннего контроля, однако само признание данных рекомендаций обязательными для значительного количества компаний, акции которых торгуются на фондовом рынке этой страны, сыграло значительную роль для осознания их важности [49. С.39].

В 1995 году Совет по критериям контроля (CoCo) Канадского Института Дипломированных Бухгалтеров опубликовал Руководство по контролю. В полном соответствии с принципами COSO, в руководстве были детально разработаны 20 критериев эффективного контроля, разбитые на 4 категории: Назначение; Обязательства; Возможности; Наблюдение и Обучение. Руководство призывало органы управления компаний обосновывать оценку эффективности контроля по каждому из 20 критериев. В том же 1995 году была первая попытка создания официального нормативного документа по управлению рисками - Стандартов Австралии и Новой Зеландии по Управлению Рисками (ANZ Risk Management Standard). В основе его концепции лежали известные принципы оценки риска в таких областях как безопасность мореплавания, мостостроение и ядерная безопасность. Пересмотренные стандарты AS/NZS 4360 были изданы в апреле 1999 года. «Enterprise Risk Management Framework» является дальнейшим развитием модели COSO, и в значительной мере - ответом профессионального сообщества на осложнение обстановки в связи с ростом угрозы терроризма и громкими банкротствами международных компаний последних лет, вызванными некорректностью их финансовой отчетности [25. С.40]. В настоящее время, современные системы внутреннего контроля базируются на принципах Интегрированной концепции внутреннего контроля (Integrated Internal Control Framework) комитета COSO.

1.2 Организация внутреннего контроля: цели, функции и участники

Система внутреннего контроля - совокупность системы органов и направлений внутреннего контроля, обеспечивающая соблюдение порядка осуществления и достижения целей, установленных законодательством Российской Федерации, положением ЦБР от 16.12.2003 г. № 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах», учредительными и внутренними документами кредитной организации [7].

Основными целями функционирования системы внутреннего контроля кредитной организации показаны на рисунке 1.1.

110

Рисунок 1.1 - Цели функционирования системы внутреннего контроля кредитной организации

Достижение указанных целей системы внутреннего контроля обеспечивается решением следующих задач:

соблюдение кредитной организацией требований законодательства и внутренних документов;

соответствие деятельности кредитной организации утвержденной стратегии;

должный уровень полноты и точности первичных документов и качества первичной информации для принятия эффективных управленческих решений;

безошибочность регистрации и обработки финансово-хозяйственных операций организации;

достоверность, своевременность и полнота составления отчетности;

рациональное и экономное использование всех видов ресурсов;

соблюдение работниками организации установленных руководством требований, правил и процедур.

Система внутреннего контроля может подразделяться на внутренний контроль и внутренний аудит и их основные задачи также можно разграничить (таблица 1.1) [37.С.7]. Внутренние аудиторы работают в службах внутреннего аудита банка и выполняют исключительно контрольные и консультационные функции. Внутренние контролеры участвуют в проверках в соответствии со своими функциональными обязанностями, наряду с выполнением иных управленческих функций. Совместно внутренние аудиторы и внутренние контролеры обеспечивают работу системы внутреннего контроля банка [52. С.5].

Таблица 1.1 - Основные задачи внутреннего контроля и внутреннего аудита

К задачам внутреннего аудита относятся:

К задачам внутреннего контроля относятся:

-проведение внутренних аудиторских проверок и информирование совета директоров (комитета по аудиту) и исполнительного руководства об обнаруженных существенных рисках и проблемах контроля;

-содействие исполнительному руководству и контрольным подразделениям организации / сотрудникам в разработке планов мероприятий по совершенствованию системы контроля и системы управления рисками;

-координирование деятельности с внешним аудитором с целью сокращения общих расходов на аудит;

-выполнение других заданий и участие в других проектах по запросам совета директоров (комитета по аудиту).

-документирование ключевых существующих и новых бизнес-процессов, оценка рисков и внедрение процедур внутреннего контроля;

-разработка предложений по оптимизации бизнес-процессов и документооборота, рекомендации по снижению рисков и негативных эффектов их воздействия;

-мониторинг эффективности внедренных процедур внутреннего контроля на периодической основе;

-взаимодействие с подразделениями организации по вопросам выстраивания системы внутреннего контроля.

Организация системы внутреннего контроля в общем случае находится под воздействием ряда факторов: отношение руководства к системе внутреннего контроля; размеры, оргструктура, масштабы и виды деятельности кредитной организации; цели и задачи системы внутреннего контроля; степень механизации и компьютеризации деятельности кредитной организации; ресурсное обеспечение; уровень компетентности кадрового состава. По мнению исследователей Морковкиной Е.Б., Акулова А.В., Малыхина Д.В., Малюта Н.Е. система внутреннего контроля кредитной организации представляет собой совокупность взаимосвязанных действующих элементов (цель, предмет, объект, субъект, механизм), позволяющая объективно оценить эффективность и результативность финансовых операций кредитной организации, достоверность финансовой информации, соответствие этих операций и информации законодательству Российской Федерации и внутренним документам организации [48. С.35]

Таким образом, эффективный контроль может быть реализован только в системе внутреннего контроля посредством взаимодействия всех ее элементов. Данные исследователи представляют схематично организацию качественной системы внутреннего контроля (приложение А).

Предметом системы внутреннего контроля является соответствие деятельности кредитной организации законодательству Российской Федерации и внутренним документам. Для эффективного осуществления деятельности кредитной организацией необходим непрерывный контроль за:

соблюдением сотрудниками кредитной организации законодательства, нормативных актов и стандартов профессиональной деятельности;

предупреждением конфликтов интересов;

обеспечением надлежащего уровня надежности, соответствующей характеру и масштабам проводимых банком операций и минимизации рисков банковской деятельности.

Под объектами системы внутреннего контроля понимается вся совокупность элементов системы коммерческого банка, попадающих в зону действия контроля. К объектам системы внутреннего контроля относятся: организация деятельности кредитной организации; функционирование системы управления банковскими рисками и оценка банковских рисков; распределение полномочий при совершении банковских операций и других сделок; управление информационными потоками (получение и передача информации) и обеспечение информационной безопасности; функционирование системы внутреннего контроля. Организация системы внутреннего контроля банка предполагает охват контрольными процедурами всех без исключения сфер деятельности банка (тотальный контроль). Однако с точки зрения потенциального риска различные операции и сделки, проводимые банком, далеко не равнозначны. Риск возможных потерь колеблется от минимального, возникающего при проведении простейших операций, до риска утраты значительной части активов -- при выборе ошибочной стратегии кредитования или при ошибках проведения инвестирования. Соответственно отличается и подход к внутреннему контролю: от создания простейших контрольных процедур в рамках бухгалтерского учета до применения сложных технологий оценки и управления риском с участием многих подразделений банка.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.